Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Спрятанное былое

Спрятанное былое
31.01.2011
Фото:
Александр Лосунов

Интригующее и манящее слово «клад» всем нам знакомо с детства. История кладов стара, как мир и, как правило, всегда окутана таинственностью. Клады прятались в земле, в подвалах и стенах домов, на чердаках. Под понятие «клад» подпадают не только золотые и серебряные монеты, ювелирные изделия, произведения искусства, но и старинные документы, бумажные деньги, различные предметы быта, ведь эти артефакты древних времен подчас не менее ценны, чем золото и бриллианты. Наш город, возникший в эпоху Петра Великого, может похвастаться рядом интересных находок, многие из которых бережно хранятся в омских музеях. Известный учёный-краевед А. Ф. Палашенков собрал немало сведений о кладах и интересных находках на территории города и области как до революции, так и в советское время. Но много еще загадок и тайн хранит омская земля. Их раскрытие – дело будущего.

Где надо искать клады

Для любого кладоискателя самыми оптимальными условиями поиска является полное запустение, а лучше всего снос какого-нибудь старинного здания. Есть и такие, кто подходит к поиску с особой тщательностью: собирает различные легенды, проверяет полученные данные в архивах, заносит каждый интересующий объект в картотеку. Однако таких педантов крайне мало. В основном ищут полагаясь на удачу и Его Величество случай. Спрятанное былое

В 80-90-е годы ХХ века деревянная историческая застройка Омска подверглась безжалостному сносу, который привлекал кладоискателей и коллекционеров всех мастей. Стоило только бывшим владельцам съехать на новое место жительства, как старый дом оживал вновь. В него устремлялись как жители соседних строений, так и добытчики старины. Но если первые желали пополнить запас дров, то вторых двигало желание что-нибудь отыскать. Из бесед с участниками тех «набегов» я усвоил, что искать в старинных домах нужно в трёх местах: в подвале или подполье, под печкой и в чердачной засыпке. Следует отметить, что именно в ней обнаруживают 70 процентов различных находок. Достаточно вспомнить, что именно в чердачной засыпке при реконструкции бывших зданий К.А. Батюшкина, городской Думы и Общественного собрания были обнаружены уникальные находки. В доме Батюшкина это были первые советские бумажные деньги и револьвер системы «Наган», в двух других случаях –дореволюционные и колчаковские документы. Не стало исключением в этом плане и недавно снесённое здание бывшей вечерней школы № 2, одиноко стоявшее в Центральном переулке.

Сберкнижки вековой давности

Когда-то Центральный переулок считался местом весьма престижным. Находился он между улицами Фрунзе и Гусарова, там, где начинается южная граница завода им. Козицкого. Шло время, и дома, находящиеся в этом переулке, нещадно сносились. До наших дней уцелел только один – под № 6. Здание это состояло как бы из двух частей: деревянной одноэтажной пристройки на каменном цоколе, чем-то напоминавшей флигель, и двухэтажного каменного здания с балконом и кованым козырьком над входом. Когда-то эти здания, судя по всему, существовали совершенно автономно, но со временем, видимо, для нужд школы, их соединили. Вопрос о сносе здания школы решился, можно сказать, в одночасье. Видимо, кто-то из начальников решил, что одиноко стоявший дом будет портить вид на подъезд к новому мосту. В 2005 г. в считанные дни школа была выселена, а здание снесено.Спрятанное былое

При разборе перекрытий деревянного части дома в чердачной засыпке один из рабочих нашёл жестяную коробку, перемотанную железной проволокой. Размер находки был 10 х15 см, на стертой от времени крышке можно было разобрать слово «Мёд». При вскрытии коробки оказалось, что она до верха забита бумажными купюрами достоинством в 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, в основном 1909 г. выпуска. Исключение составили только полтинники, сотни и тысячная. Года выпуска двух первых составляли 1899 и 1910, а вот тысячная была выпущена уже при Временном правительстве в 1917 г. Общую сумму обнаруженных бон установить сейчас не представляется возможным, поскольку они были поделены между рабочими, и на коллекционном рынке появились лишь отдельные банкноты. Из расписки и двух сберегательных книжек, обнаруженных вместе с купюрами можно предположить, что в кладе было по номиналу не менее 35 тысяч рублей как царскими купюрами, так и банкнотами Временного правительства. По свидетельству специалистов клады на такую большую сумму встречаются не так уж часто.

Обнаруженные две сберегательные книжки были выписаны Омским отделением Государственного банка на фамилию Чертковых. Одного из них звали Василий Андреевич,

Другого – Виктор Васильевич. Видимо, это были отец и сын. На счёте Черткова-старшего к концу лета 1919 г. лежала сумма в 9040 руб.88 коп., а сберкнижка Черткова – младшего была заведена уже при «белой власти» 14 августа 1919 г, на его счёте значилось 25 тысяч рублей. Не исключено, что перед отступлением Белой армии из Омска все свои сбережения Чертковы сняли и спрятали в надежном месте – на чердаке. Но всё это предположения. Для установления исторической действительности необходима работа в архивах. Неоценимую помощь при этом мог бы оказать обнаруженный клад в своём первозданном виде. Остаётся только сожалеть, что всё найденное было разделено и осело в частных коллекциях, где, как правило важны не столько история находки, сколько её денежный эквивалент.

Предтеча нашей Трудовой

Иногда находки состоят не из монет или бон, а простых документов. Вот такой бумажный клад был обнаружен в чердачной засыпке дома офицеров в 1988 году. Около века пролежали на чердаке документы на пять омских офицеров, пока не были извлечены из чердачной пыли рабочими. Наиболее интересными из этих находок были «Послужные списки». Такой список являлся главнейшим документом служебного состояния, в дореволюционный период он составлялся каждым государственным учреждением на всех входящих в его штат должностных лиц. При уходе в отставку гражданским лицам выдавался «Аттестат», а военным – «Указ об отставке» (составлялся на основе послужного списка), который являлся видом на жительство и выполнял функции паспорта. Краткие сведения из Послужных списков публиковались в различных справочных изданиях, например в «Списках личного состава» разных ведомств, либо в «Справочных книгах». В случае перевода чиновника по службе из одной местности в другую Послужной список (реже – подлинник, чаще – копия) обязательно высылался на новое место службы. Помимо этого, Послужные списки в качестве отчётной документации могло затребовать вышестоящее начальство того или иного ведомства. Они предоставлялись в случае перевода, награждения, отставки, смерти и т.п. После 1872 г. Послужные списки давались для ознакомления лицам, чьи биографические и служебные данные фигурировали в них. Ознакомившись с записями в своём Послужном списке, служивый собственноручно ставил свою подпись на предмет правильности изложенной информации. Без этого автографа вышестоящее начальство для ознакомления Формуляры не принимало.Спрятанное былое

Помимо Послужных списков на военных офицеров вплоть до 1862 г. для аттестации составлялись т. н. «Кондуитные списки». В их 11 граф заносились краткие сведения о службе, а так же о поведении и способностях офицера. Эти списки составлялись на весь офицерский состав, включая командующего Корпусом в генеральском чине. Составляемые ежегодно Кондуитные списки предоставлялись для ознакомления вышестоящему начальству к 1 июля текущего года.

С установлением советской власти Послужные списки в гражданско-административном делопроизводстве вначале были заменены «Личными делами» служащих, основу которых составили анкеты и автобиографии. А в 1926 г. Постановлением СНК СССР на каждого служащего государственного учреждения и предприятия предписывалось завести «Трудовой список», который в 1938 г. Постановлением СНК СССР был заменён «Трудовой книжкой». Она не только заменила функции Послужного списка для гражданского населения страны, но и осталась основным видом трудовой учётной документации, дожившего до сегодняшнего дня. Помимо Трудовых книжек, начиная с 1920-х гг., для учёта тарификации работника и фиксации его заработной платы были введены «Расчётные книжки», а для безработных, занятых на предприятиях и коллективах, находящихся в ведении комитетов Бирж труда, для расчёта были введены «Личные книжки». Поскольку и в тех, и в других указывался размер зарплаты, что соотносимо с размером жалованья (содержания) в Послужном списке, мы склонны считать эти книжки в какой-то степени «преемницами» дореволюционных «Формуляров». Тем не менее, наименование и формуляр Послужного списка оказался необычайно живуч. В 1920-1940-х годах он присутствовал в документации Красной, а затем и Советской армии. На сегодняшний же день он сохранился в делопроизводстве Московского Патриархата Русской Православной Церкви.

Сколько же ещё тайн о былой жизни хранят чердаки старых домов, которых остаётся в нашем городе всё меньше и меньше.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.