Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Хозяйствование по-казачьи

Хозяйствование по-казачьи
02.03.2011
Фото:
kazaki.taba.ru

Вопросы, связанные с возрождением казачества, в том числе со стороны государства, до сегодняшнего дня продолжают обсуждаться на самых разных уровнях: Каким должен стать статус современного казачества? Какие формы его социально-экономической, политической жизни и «государственной службы» сегодня востребованы и приемлемы? Какие перспективы и конкретные пути возрождения казачества видит государство? Не остаётся в стороне и наш регион. По инициативе губернатора области Леонида Полежаева 25 февраля в Омске состоится научно-практическая конференция «Сибирское казачество: история и современность», в работе которой примут участие представители власти, учёные и казаки. Примечательно, что эта конференция проходит накануне 150-летней годовщины с момента принятия третьего «Положения» (или, говоря современным юридическим языком, «Устава») о Сибирском казачьем войске, подписанного Императором Александром II 5 марта 1861 г. (по новому стилю 17 марта). Этот документ явился одним из ключевых в жизни Сибирского казачества. Кардинальные перемены затронули абсолютно все стороны жизни сибирских казаков. «Положение» юридически поставило точку на военно-поселенческом этапе в жизни Войска. С этого времени оно стало именоваться Сибирским казачьим. Была отменена постоянная 30-летняя служба казаков и определена 2-летняя периодическая, после которой им предоставлялось право пользоваться льготой в течение 3-4 лет. Так же был разрешён выход из казачьего сословия. Ввиду предстоящей конференции и приближения знаменательной даты, мы решили рассказать о хозяйстве и промыслах сибирских казаков двух предшествующих столетий.

От городовых к линейным.

Своё летоисчисление Сибирское казачье войско ведёт от взятия дружиной Ермака Тимофеевича столицы Сибирского ханства города Искера (он же Кашлык), которое произошло 26 октября (8 ноября) 1582 г. От этой даты Сибирское войско отсчитывает свои годы, а днём рождения Сибирского линейного казачьего войска считается 19 (31) августа 1808 г.

После гибели Ермака, его оставшиеся в живых сподвижники разбежались. Иван Грозный из стрельцов собрал и отправил в Сибирь новую рать. Её то и пополнили оставшиеся в этом суровом краю сотоварищи легендарного казачьего атамана, а так же выходцы из различных сословий. В царствование Петра Великого начинается активное продвижение русских на юг Западной Сибири. Вдоль Иртыша возникает целый ряд оборонительных сооружений: крепостей, форпостов и редутов. Все они составили т.н. Иртышскую оборонительную линию. Несколько позднее, уже в 50-х годах ХVIII в. вдоль современной железнодорожной ветки на Исилькуль сооружается ещё одна оборонительная линия, которая получила наименования Пресногорьковская (Ишимская), поскольку её сооружения иногда поочередно соседствовали с пресными и солёными озёрами. Ещё с момента планирования линий предполагалось, что значительную массу в гарнизонах многих укреплений составят городовые казаки, из которых в 1808 г. и было образовано единое Сибирское линейное казачье войско.

На протяжении XIX-начала ХХ вв. сибирские казаки не только охраняли государственную границу Отечества на юге Западной Сибири, но и активно участвовали в экономической жизни нашего региона. Именно на этот период приходится становление и развитие системы казачьего хозяйствования и самообеспечения. Вполне естественно, что именно аграрный и природопромысловый комплексы играли в этом процессе ведущую роль.

Казачье хозяйство.

В начале 80-х годов XIX в. сибирские казаки жили небогато. Сказывалась воинская служба. Возвращаясь домой на по­бывку на полгода, либо год казаки занимались хозяйством. Посевы хле­ба производили не все. Люди посостоятельнее сеяли по 5-10 десятин, и очень немногие – по 15-20 десятин. Такие среди станичников считались бога­чами. Малоимущие казаки занимались рыбной ловлей, благо рыбы в Иртыше и озерах водилось тогда много. Многие из станичников занимались ого­родничеством, табаководством и скотоводством. Выращиваемые продукты сбывались как в Омске, так и в других крупных населённых пунктах. Табак у казаков охотно скупали казахи. Все это стоило баснословно дешево, напри­мер: пуд пшеницы уходил по 25-30 коп., воз огурцов или арбузов – по 1 р.-1 р.20 коп., а табак – от 2-3 до 5 коп., за фунт. Бедные, не производившие посе­вов казаки, летом «ходили» на соляные озе­ра, в степь, где набирали соль, а зимой возили ее в крестьянские села и деревни, обменивая на муку и хлеб.

Ветряных мельниц, даже примитивно оборудованных, было мало: 7-8 штук на станицу с населением 230-250 дворов. Их недостаток, особенно в периоды безветрия в зимние и летние месяцы, понуждал казаков устраивать в избах маленькие руч­ные мельницы. Станичники ставили жернова, которые нужно было вертеть руч­кой-веретеном, постепенно посы­пая горстью зерна в жернов. Силь­ный мужчина за час напряженной работы мог перемолоть 3-4 фунта зерна. Этой трудоёмкой работой чаще занимались женщины-казачки. Размол получался крупный, «рукомолотный». Паровых и водяных мельниц в казачьих селениях тогда было считанные единицы. Крупы выделывали с по­мощью ножных и ручных ступ. О круподерках с конными приводами и работающими на па­ру в то время могли только мечтать. На некоторых ветрянках к мукомольно­му валу приспосабливались и «кру­порушки», дробившие крупу в осо­бых ступах под ними.

Землю пахали самодельной кривой сохой с желез­ным сошником. За счастливца считали того, у кого удачно была сде­лана (посажена) эта кривая соха особыми на то мастерами-сохарями, как их называли. Бороны, как правило, делали сами. Катков для укатки земли не было. Зерно рассевали рукой – горстью. Сено косили косой, сгребали руч­ными граблями. Если год не был засушливым, то травы урождались хо­рошие. Хлеб сжинали обычно сер­пами, и только в неурожайные годы, когда хлебные посевы были редкими и небольшо­го роста, скашивали косой. Пшеницу обмо­лачивали цепами (по-местному – молотилами) и конями. Не обмоло­ченный осенью хлеб сушили зимой в снопах, в овинах, а потом обмолачи­вали. Отвевали зерно вручную, бро­санием лопатой на ветер.

Летом не покладая рук трудились все: мужчины, женщины, подрос­тки (начиная с 8-летнего возрас­та) и даже старики. Зимой отдыхали. Под­воз сена для скота, кормление и уход за ним, рубка дров и другие зимние хозяйственные работы, ко­торые не требовали особой спешки, считались среди станичников настоящим отдыхом.

В лесах во­дились волки, лисицы, зайцы, бар­суки. Некоторые места изобиловали дичью: гусями, утками, жу­равлями, тетеревами, куропатками, рябчи­ками, и даже дрофами. На них охоти­лись с ружьями, а так же ловили разными снастями – сетями, силка­ми, срубцами. На зверя устанавливали капканы и петли. Зимой за ними гонялись верхом на лошади. Охотничий промысел был хорошим подспорьем в хозяйстве, а для некоторых даже доходной статьей.

С 90-х годов XIX в., с вводом Транссибирской магистрали жизнь казаков стала заметно улучшаться. Сеять хлеб все без исключения. Широкое распрос­транение получили скотоводство, коневод­ство и овцеводство. Казаки стали активно развивать молочное хозяйство. Многие приоб­рели небольшие сепараторы, в не­которых станицах образовались об­щественные маслодельные заводы, которые приносили большую прибыль.

Землю стали обрабатывать заводскими плугами и боронами, укатывать катками. Посев зерна производили разбросными и дисковыми сеялка­ми. Жатву осуществляли жнейками-лобогрейками, самосбросками и сноповязал­ками. При обмолотке урожая стали использовать молотилки с конными приводами, а в некоторых станицах даже с паровыми и нефтяными двигателями. Зер­но теперь мололи уже на паровых мельницах, численность которых заметно возросла. Сено стали косить сенокосилками и сгребать конными граблями. Если набор всех этих земледельчес­ких орудий не имел каждый, их приобретали в складчину 2-3 хозяина.

Надел земли в станице, как и вообще в войске, был общинный. Распашку под посевы производили там, где кому нравится. Но больше придерживались того места, где пахали отец, дед и прадед. Около надела вместе строили заимку (на 3-5 дво­ров) и рыли колодцы. Сенокосные участки были общинные. Они разме­жевывались на урочища. Каждый год, когда подходило время покосов, любой казак или вдова-казачка шли в поселковое, либо станичное прав­ление, где в заранее приготовлен­ные администрацией листы, т.н. «квит­ки», по своему желанию записыва­ли свои сенокосные паи. Наделом пахотной земли, сенокосными и лес­ными (дровяными) паями имели право пользоваться только казаки, достиг­шие 17-летнего возраста. Вдовы-казачки получали 1/2 пая, столько же их дети – полусироты, если таковые имелись.

Значительным подспорьем в ка­зачьем хозяйстве было в свободное от полевых работ время хождение «с кладью». В ходе её доставлялись всякие товары для населения. Мно­гие казаки, подправив 3-5 саней и сбрую, подкормив лошадей, брались везти груз купцов: кожи, сало, мас­ло коровье, шерсть, мясо, дикую би­тую птицу. Везли на местные и дальние ярмарки. Сдав товар, обратно везли мануфактуру, металлические, скобяные, железные, деревянные из­делия, чай, сахар и другие то­вары. Весьма неплохо было поставлено дело с общественными хлебозапасными магазинами. Во многих казачьих селениях были построены боль­шие амбары, наполняемые на случай неурожайного года сухим и отборным зерном из расчета 6 пудов на едока. Хлеб в амбарах обновлялся че­рез 1-2 года.

Много внимания уделялось коневод­ству. Прежде у казаков были низкорослые кир­гизские лошадки и та­бунное хозяйство. Начиная с 90-х гг. XIX в. Войско приобре­тало породистых производителей и рассылало их по крупным станицам. От лучших киргизских кобылиц-маток полу­чался уже значительно улучшенный приплод. Участвовали в них, как строевые казаки, так и молодежь (мальчики допризывного воз­раста). Конный спорт и наездничество являлись любимым казачьим делом. А домашний конь был ближайшим и верным другом казака на службе. Так жили и трудились сибирские казаки сто лет тому назад, занимаясь при этом различными промыслами.

Ловись рыбка большая и маленькая…

Рыболовство было одним из ста­ринных промыслов сибирских ка­заков. Ловились осетр, стерлядь, не­льма, налим, щука, окунь, тут же на месте сушились, солились, провя­ливались, а зимою заморажива­лись. Большинство сибирских казаков ловило рыбу для сесбя, и лишь часть ее вывозилась в бли­жайшие города и на сельские яр­марки Тобольской, Томской губер­нии или же продавалась на месте деревенским и городским скупщи­кам. По этой же причине приготов­ление для продажи икры и рыбьего жира поначалу производилось в небольших размерах, так как каза­кам были «совершенно неизвест­ны хорошие способы выделки этих продуктов».

Рыба добывалась в Иртыше и Ишиме, в их притоках, на озере Зайсан и в других больших и малых озе­рах. А их, в казах­ской степи, насчитывалось более двух тысяч. В конце XIX – начале XX вв. в промысле произошли изме­нения. Размеры рыбной ловли в казахской степи сократились. Это было вызвано активным заселени­ем здешних территорий и истоще­нием рыбных богатств. К тому же с 1905 г. право казаков на промысел рыбы на степных озерах, лежав­ших вне войсковой территории, было отменено, и рыбные места стали переходить во владение крестьянского населения. Естес­твенно, постепенно сокращалась и относительная численность каза­ков-рыболовов. Если в 1878 г. этим промыслом занимался каждый восьмой мужчина, в 1914 г. – каждый восемнадцатый. Если ранее одной из главных це­лей казачьего рыбного промысла являлся «запас рыбы в годовую пропорцию для своих семейств», то в последние десятилетия XIX в., и особенно в начале XX в., про­изошла переориентация на рынок. Для части казачества рыболовство из значительного подспорья даже превратилось в главное, весьма прибыльное занятие.

Самая выгодная рыбная ловля, о которой мечтали и на которую пы­тались попасть многие промыш­ленники даже с окраин войсковой территории, производилась на о. Зайсан. Зайсанская была передана «в исключительное пользо­вание войска за прокладку и со­держание казаками дорог в горном Бухтарминском крае» в конце XVIII в. В силу этого войско стало полным хозяином по всему течению Иртыша выше кре­пости Бухтарминской.

С 1862 г. рыбалку стали сда­вать в аренду на трехлетние сроки. С того времени промысел сделал­ся монополией арендаторов, от ко­торых в войсковой доход поступа­ла арендная плата. Однако подобная практика привела к устранению от участия в рыбных промыслах не только всего местного населения, но и заметно повлияла на уменьшение рыбы во всем Ирты­ше. Один из войсковых чиновников в рапорте к вышестоящему начальству с горечью отмечал, что «во время хода икряной рыбы вес­ной арендатор) неводят беспре­рывно день и ночь в устьях Черного Иртыша неводами, хватающими через всю реку; осенью, при воз­вращении рыбы в озеро, устраива­ют в устьях запоры и начинают ее черпать неводами как в садке, день и ночь до тех пор, пока не смоет запор ледоходом. Случалось, что, натолкнувшись на громадное ко­личество икряной рыбы, промыш­ленники нагружали свои суда толь­ко икрою, выбрасывая распластан­ную рыбу на берегах».

В итоге к 1870-м гг. улов красной рыбы на войсковой рыбалке за 10 лет сократился в три раза. Но при этом доходность про­мысла не уменьшилась, так как цены на рыбу росли. Свою же пла­ту арендаторы-монополисты ста­рались сократить до минимума. По­этому с 1877 г. войсковое началь­ство для увеличения войсковых до­ходов разрешило лов рыбы всем желающим казакам и разночинцам, взимая с них плату лишь с числа лодок и рабочих по 20 рублей за сезон. Теперь вместо нескольких десятков прежних арендаторов ста­ло несколько сотен рыбопромыш­ленников, которые изо всех сил старались восполнить свои затра­ты и получить прибыль. Озабоченное сокращением рыб­ных богатств в о. Зайсан и, как след­ствие этого, уменьшением дохо­дов казны войсковое начальство в 1892 г. разработало правило по организации рыбного промысла на войсковой рыбалке и контролю за ним. С этого времени вводилась должность смотрителя войсковой рыбалки, который, используя объ­ездчиков и их помощников, следил за соблюдением рыбопромышлен­никами правил лова. Был разрабо­тан также специальный механизм, затруднявший подкуп объездчиков, которые должны были проверять орудия лова, следить за соблюде­нием санитарных норм в местах засолки рыбы, пресекать тайный лов. Вводились различные ограни­чения на лов летом и зимой, запре­щались отдельные виды рыболов­ных снастей. За несоблюдение этих правил объездчиками уничтожа­лись снасти, улов изымался, одна­ко лодки и суда конфискации не подлежали.

Наряду с добычей рыбы, в Си­бирском казачьем войске, пожа­луй, впервые в Западной Сибири предприняли попытки восполнить рыбные богатства. Так, в 1902-1903 гг. производились опыты ис­кусственного разведения рыб цен­ных пород. С этой целью были приобретены спе­циальные аппараты и оплодотво­ренная икра лосося, сига, форели. Местом посадки мальков этих рыб избрали озеро при ст. Щучинской, питающееся горными ключами и потому отличавшееся совершенно чистой, прозрачной водой и к тому же – большой глубиной. Правда, подобные опыты больше не возоб­новлялись, результаты искусствен­ного разведения рыбы остались невыясненными, а с началом пер­вой мировой войны о них и вовсе забыли

Пчёлочка златая, принеси медку.

Другим ста­ринным промыслом сибирского ка­зачества было занятие пчеловодством. Но если ловлей рыбы занималось практически все ка­заки, то пчеловодство распространилось, лишь в третьем военном отделе – в районе горных станиц Усть-Каменогорского уезда и Бухтарминской линии, чему способствовал ряд природных и хозяйственных факторов.

Первые пчелы были разведены здесь в конце XVIIIв. командиром Иркутского драгунского полка бри­гадиром Аршеновским, который вы­писал опытного пчеловода, семь ульев из Киевской губернии и устроил первую пасеку в деревне Боровка, находившейся на Бийской линии в двадцати семи верстах от Усть-Каменогорска. Благодаря ро­скошной алтайской флоре, дело пошло успешно, и пчеловодство быстро распространилось по все­му Алтаю, как в казачьих станицах, так и среди крестьянского населе­ния. Пасечное пчеловодство долгое время бок обок существовало с бортничеством – добычей меда диких пчел, от которого получило значительный толчок для своего развития и сохранило некоторые его элементы. В начале XX в. пчел водили в колодках, в дуплах растущих де­ревьев. Многие занимались лов­лей слетных роев, привешивая в лесу на деревья пустые колодки. Весь труд таких пчеловодов за­ключался в том, чтобы развесить на деревьях колодки, а в конце лета собрать их и воспользоваться медом и воском. Пчелы в дуплах деревьев считались собствен­ностью того, кто первый такой рой нашел и пометил своим знаком. В конце лета дерево спиливалось, мед выбирался, а пчелы, если пред­ставлялась возможность, перего­нялись в свободную колодку содержались они и в выдолбленных пнях. Лучший мед в вой­ске, «необыкновенно белый и бла­говонный», который в Европейской России принимали за «липец», до­бывали в долинах рек Бухтармы и Чарыша. В начале XX в. с развитием ското­водства, распашкой девственных лугов, и окультуриванием лес, добыча мёда у диких пчёл сократилась до мини­мума. Войсковая администрация начала внедрять пасеки, выписывала на несколько десятков рублей и рассылала на места для выдачи пасечникам семена медоносов. Несмотря на это, промысел не получил должного развития.

И выходили на охоту.

Как это ни странно, среди сибирских казаков, знавших, что такое оружие, и умевших с ним обращаться, охота не была развита в такой степени, как рыболовство. Хотя территория войска предоставляла для неё широчайшие возможности. Множество озер, болот, водоемов и речушек были благодатным местом обитания больших скоплений водоплавающей птицы. В лесах и степи водились зайцы, лисы, волки. Лесистые склоны гор Кокчетавского и Усть-Каменогорского уездов были гнездилищем дичи, косуль и медведей. несмотря даже на отсутствие кон­троля со стороны войсковой адми­нистрации, охота на зверей и птиц не пользовалась популярностью. На территории войска не обитали особо ценные виды животных или птиц, добыча которых могла бы стать прибыльным занятием, поэтому охота была лишь подспорьем для основной части казачьего на­селения. Но если сибирские каза­ки выбирали ее в качестве сво­его главного занятия, то в боль­шинстве случаев это происходило от великой материальной нужды, когда не виделось иного способа добыть средства к существованию, тем более, что многие способы охоты не требовали каких-либо капита­лов. Состоятельные казаки зани­мались охотой большей частью для развлечения, используя при этом возможность испытать резвость своей ло­шади в погоне за зверем.

Часто охота принимала хищнические формы и вела к зна­чительному, иногда невосполнимому сокращению численности отдельных видов зверей и птиц. Например, летом во время линьки болотная и водяная дичь ловилась сетями в количестве, далеко пре­вышавшем не только потребность охотника-птицелова, но и размеры возможного сбыта, что вело к ис­треблению дичи. Этому во многом способствовал и сбор весной яиц дикой птицы, хотя он и преследовался законом, но вдали от адми­нистративных центров составлял обычное явление и оставался безнаказанным. В 60-е гг. XIX в. казаки почти пол­ностью истребили косуль в горах у станицы Сандыктавской. Пользу­ясь глубоким снегом, они загоняли их стада в долину и иногда за один раз убивали более 200 голов. Несколько ранее там же были из­ведены маралы. Однако рас­пространенные виды животных, со­хранялись в значительных коли­чествах и были традиционными объектами охоты. Как правило, добычей казаков становились мед­веди, волки, лисы, барсуки, маралы, косули, зайцы, сурки, хорьки, белки, горностаи, утки, гуси, тетерева, дрофы, куропатки, рябчики.

А 1814 г. был случай столкновения даже с… тигром, который, видимо, забрёл в Кокчетавский уезд с южных бе­регов озера Балхаш или с Алтайских гор. Дело было так. Во вре­мя проезда казака Землянухина по дороге из крепости Ямышевской в крепость Петропавловскую, неожиданно из кустар­ника выскочил тигр. Прыгнув на лошадь, он вырвал бок у нее и схватил наездника за левую руку. Урядник при этом не растерял­ся, выхватил пистолет, всунул в пасть зверя и выстрелил, отчего у тигра разорвало голову, однако хищник успел клыками раздробить Землянухину руку. Вплоть до 1880 г. в казачьих селениях, что на Иртыш­ской линии во многих семьях, сохраня­лись живописные картинки, изображавшие в разных вариантах этот случай. Конечно же, по­добные происшествия были редкими и обычные выходы на охоту прохо­дили значительно спокойнее. Охотничьи трофеи служили под­спорьем для собственного пита­ния казаков, излишки же дичи, шкуры, мех продавались как в сво­их поселках, так и в ближайших городах или на сельских ярмарках. Кроме огнестрельного оружия, казаки использовали для охоты раз­личные ловушки, западни, капка­ны, и даже яд для волков.

В годы первой мировой войны занятие охотой в войске вовсе при­шло в упадок. Причиной этого было не только резкое сокращение муж­ского населения в станице, свя­занное с военной мобилизацией, но и массовое изъятие властями у казаков охотничьих винтовок – бердан, направляя их в запасные и тыловые казачьи подразделения, которые до начала 90-х гг. XIX в. состояли на вооружении войско­вых частей.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.