Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Омички прошлых двух столетий

Омички прошлых двух столетий
14.03.2011
Фото:
rmx.ru
Александр Лосунов

Праздник весны, 8 Марта... Этот день у многих ассоциируется с букетиком мимозы, первой весенней капелью, поздравительными открытками. В этот день даже в школах и детских садах мальчики дарят девочкам цветы и подарки, а вечером семьи собираются за праздничным столом. Откуда пришёл к нам этот праздник? Всегда ли его отмечали в России? И как жили в прошлые века наши прапрабабушки?

Два женских дня

Мало кто знает, что первоначально женский праздник был задуман немецкой революционеркой Кларой Цеткин как день воинствующих атеисток, соратниц по революционной борьбе, преследовавших своей целью объединить «освобожденных женщин в деле социалистического строительства». Он был установлен в 1910 г. на II международной конференции социалисток. Была предложена дата 8 марта в честь «марша пустых кастрюль», проведенного в этот день в 1857 года швеями Нью-Йорка в знак протеста против ужасных условий труда и низкой заработной платы.

В 1913 г. женский день впервые отпраздновали революционно настроенные россиянки. Первый митинг проходил в Петербурге под видом «научного утра». После его окончания многие из участниц были арестованы полицией. На следующий год в ряде российских городов состоялись стихийные женские митинги. В последующие два предреволюционных года, в связи с войной празднование 8 марта в России имело более скромные масштабы. Любопытно, но факт, что сами социалисты запретили нашим прогрессивно настроенным женщинам брататься с работницами воюющих стран-противников и отменили поездку делегаций в нейтральные страны, где прошли антивоенные демонстрации. А с выходом 8 марта 1917 г. работниц на улицы Петрограда, некоторые историки связывают даже начало февральской революции.

После прихода к власти большевиков Праздник 8 Марта получил статус государственного. В календарях того времени он значился, как «международный праздник работниц-пролетарок». Далее разъяснялось, что «этот день является днём единения рабочих и работниц всего мира, а следовательно он не только женский, но и … мужской». В начале 1920-х празднование каждого 8 Марта проходило у нас в стране под каким- либо лозунгом. В 1918-19 гг. им был призыв «Всё для фронта» (шла Гражданская война), в 1920 г. новый лозунг призывал мировой пролетариат объединиться под знаменем Коминтерна, в 1921 г. насущной потребностью стало бросить все силы на фронт труда, а в 1922 г. актуальным вопросом явилась борьба с голодом. Вся первая мартовская предпраздничная неделя 1923 г., на территории РСФСР была объявлена «Неделей Охраны материнства и младенчества».

Такова вкратце предыстория 8 марта. Как видим, этот праздник сложился и утвердился в основном в советскую эпоху, поэтому омички дореволюционной поры его не отмечали. У них был свой, другой праздник, привязанный непосредственно к церковному календарю. Главным женским торжеством в те годы была неделя жен-мироносиц (второе воскресение после Пасхи). «Женскими днями», в ту пору именовались также дни памяти святых великомучениц Екатерины и Варвары, мучениц Параскевы и Татьяны, равноапостольных Елены, Нины и Ольги, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Омички в разные годы отмечали и 8 Марта, и церковные праздники. Сценарий дореволюционных мероприятий включал в себя церковное богослужение и благотворительные дела. А организация и проведение праздника 8 марта в советском Омске, впрочем, как и по всей стране помимо поздравлений и объединений представительниц прекрасного пола в различные союзы имело и политическую цель. Власть Советов пыталась всеми силами привлечь женское население на свою сторону посредством расширения его социальных функций. Советская женщина воспринималась не только как мать и жена, она должна была стать активным и равноправным помощником мужчины в деле государственного строительства. Привлекая прекрасный пол к общественной деятельности, вовлекая его в колхозы, государство тем самым стремилось создать новую советскую семью, лишённую патриархальности и религиозности.

Дамские жизнь и повседневность

Кануло в небытие огульное утверждение о том, что якобы до революции женщина жила ужасно, что деспот муж измывался над ней, как только хотел, а дорога к образованию слабому полу была напрочь закрыта. Сегодня объективный взгляд исследователей всё чаще и чаще останавливается на социально-бытовой стороне жизни омичек прошлого.

Появление на свет ребёнка и сегодня, и тогда являлось семейным праздником. Чадо, как правило, без промедления крестили, поскольку свидетельство о рождении тогда заменяло «Метрическое свидетельство» и всякое промедление со свершением этого Таинства могло вызвать целый ряд неприятностей. Так что младенца несли в церковь и в стужу, и в жару, и в проливной дождь. Называли его, как правило, по Святцам. Семьи в то время были многодетными. Нормальным считалось семейство, если в нем росло от 3 до 6 детей. Имели место как детская смертность, так и случаи долгожительства. Особенно в этом преуспели дамы, появившиеся на свет в ХVIII в. Рекордсменкой пока считается Екатерина Никитична Гребцова, которая скончалась в 1892 г., прожив 114 лет.

Детских садов для детей, в смысле дошкольных учреждений тогда не было, поэтому девочки получали в основном домашнее образование и воспитание. Присматривали за детьми в основном «няни» (или, как их ещё называли «бонны»), реже – бабушки и матери. Чаще всего, нянями были незамужние женщины, которые с малолетства приходили в ту или иную семью и жили в ней до глубокой старости. Они полностью отказывались от личной жизни в пользу воспитания чужих детей. Бывало так, что они нянчились с ребёнком, затем с его детьми и внуками. Поэтому неудивительно, что многие из них по праву, даже считались членами семьи.

К началу прошлого века в моду вошли гувернантки, но они, как правило, нанимались на определённое время. Хотя бывали и исключения. Со временем вставал вопрос об образовании ребёнка. К 1917 г. в Омске имелся целый ряд учебных заведений, в которых обучались девочки. Это гимназии почётных граждан Поповых, О.Я. Хвориновой, Н.Ф. Шанской, Э.Я. Лезевитц, М.П. Эйнарович. Все они были частными, и за получаемое в них образование нужно было платить. В годы своей юности гимназистки и девицы много читали, участвовали в театральных любительских постановках и благотворительных спектаклях, мечтали о будущем замужестве и писали своим избранникам любовные письма. Весьма распространено было ведение личных дневников и альбомчиков со стихами. Дочери священников обучались в специально открытом для них в 1906 г. Епархиальном училище. Курс обучения в нем составлял 6 лет. В 1917 г. училище было преобразовано в очередную женскую гимназию.

Но вот наступало время для замужества. Брак являлся одним из церковных таинств, поэтому венчание совершалось исключительно в церкви. Российским законодательством был определён минимальный возраст для вступающих в брак: для жениха он составлял 18, для невесты – 16 лет. Что же касается максимального возраста, то начиная с 1744 г. Русская Православная церковь руководствовалась указом Синода, запрещавшим венчать лиц в возрасте за 80 лет. «Ибо брак от Бога установлен и есть ради умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно» – говорилось в том Указе. Вступающие в брак обязаны были знать молитвы: «Символ Веры», «Отче Наш», «Богородице Дево радуйся» и «Десятословие». За шесть недель до венчания в церкви совершался обряд обручения. За это время священник выяснял, нет ли между женихом и невестой каких либо препятствий для заключения брака (родства, свойства и т.п.). Со стороны родителей поощрялось выход дочери замуж за представителя их же сословия. Например, омские купцы старались родниться между собой. В семьях же интеллигенции, далеко не каждый выдавал свою дочь за богатого человека. Предпочитали в основном заключать браки с человеком из своей среды. Хотя бывали в Омске случаи, когда дочери генералов выходили замуж за купцов, а дворянские дочери связывали свою жизнь с сибирскими казаками.

Досуг омичек до революции

Большую часть времени занимали семья и дети. Они росли на глазах у матерей и всегда были при них. Те из горожанок, кто в силу финансовых затруднений не держал прислугу, с утра отправлялись на рынок за продуктами. Более состоятельные дамы, когда одни, а когда с подругами совершали выезд или выход в город за покупками. Редко да метко захаживали дамы к омским фотографам. Снимки были тогда удовольствием не из дешёвых, но запечатлеть себя на память хотя бы раз в жизни могла даже не богатая особа. Фотографироваться больше любили женщины, нежели мужчины. Реже перед камерой позировали дети и семьи. Праздников чисто светских в то время не было, все они были религиозными. Несмотря на это на них находилось место всем. Отмечали, например, именины и дни Святых. Это и служило поводом для поздравлений и подарков женщинам. Побывавший в нашем городе в середине XIX в. очевидец пишет: «Так как в Омске общество немалое и визиты в большом ходу, то каждое воскресение, праздник и все дни именин и рождений, город представляет довольно оживлённый вид; повсюду снуют экипажи … В два часа всё утихает в Омске – это время обеда и следующего за ним непременного отдохновения. Одни его вкушают после трудов, а другие просто по привычке, и увлекаясь общим примером». Поздравления с тем или иным праздником, считались признаком хорошего тона. Поздравительные открытки писали все: и гимназистки, и взрослые дамы, и купчихи, и даже малограмотные крестьянки. А те, кто вовсе грамоту не разумел, просили за определённую плату своих знакомых и соседей.

Горожанки принимали активное участие в подготовке и проведении благотворительных вечеров, участвовали в заседаниях Попечительских советов учебных заведений, оказывали посильную помощь приютам и богадельням . Необходимо заметить, что вечера были не просто танцевальными. На них обычно устраивались лотереи, проходили распродажи, а средства, вырученные от этих мероприятий, шли на оказание помощи тем, кто в этом нуждался. Например, на оплату за обучения какого-нибудь одарённого, но малоимущего ребёнка. Надо признать, что в подобных благотворительных акциях женщины были намного активнее мужчин.

Многие из омичек выписывали и читали женские журналы. Среди них особой популярностью пользовались такие издания, как «Мир женщины», «Женская жизнь», «Журнал для женщин», «Журнал для хозяек» и др. Конечно же, многие из них приобретались из-за публикуемых выкроек и кулинарных рецептов. Впрочем, как и в советские годы.

Излюбленными местами для летних прогулок являлись Соборный (Архиерейский) сад возле Успенского кафедрального собора, Старо- и Ново-Загородная рощи. В них городское население устраивало семейные пикники. Здесь же находились дачи зажиточных горожан. Любили наши прабабушки посещать театр, кинематограф, цирк, вечера и балы. Замужние омички, как правило, посещали эти мероприятия только в сопровождении своих супругов. Среди приличных дам и девиц вечерние прогулки распространены не были. По вечерам, дамы не ходили даже в гости. Своих знакомых, родственников и друзей они посещали только днём, обычно после последовавшего приглашения на обед, или, как тогда говорили, «на завтрак». Мужчина, конечно, мог вечером отправиться к друзьям, а вот женщина всегда оставалась дома и сама, лично должна была укладывать детей спать.

Женский труд

Вторая половине XIX в. ознаменовалась разложением патриархального уклада, бытовавшего в сибирских семьях. Происходило это под влиянием усиливающихся капиталистических отношений. В нашем регионе этот процесс имел свою специфику. Здесь и раньше власть мужчины была не столь жесткой, как в европейской части России, что объяснялось слабостью общины. А когда усилился отход крестьян в города, либерализация семейных отношений получила новый импульс. В хозяйстве, оставшемся без мужчины, возрастала роль и авторитет женщины. Возвращавшиеся отходники несли в деревню элементы городской культуры, новый взгляд на семейные отношения. Ослаблению патриархальных отношений способствовало и массовое переселенческое движение, начавшееся в конце XIX-начале ХХ вв. Среди переселенцев преобладала малая семья, в рамках которой женщина все более активно отстаивала свои права.

Особенности крестьянского хозяйства в Сибири обусловили его потребность в большом количестве рабочих рук и половозрастное разделение труда. Сфера применения женского труда была очень широкой: ведение домашнего хозяйства, огородные и полевые работы, домашние ремесла. В 1860-е гг. натуральный характер крестьянского хозяйства начинал подрываться, возрастала доля наемного труда. Перепись 1897 г. показала, что женщины составляли 18,3 % всех наемных рабочих, занятых в сельском хозяйстве. Разница в оплате мужского и женского труда была стабильной: за период с 1901 по 1905 гг. в Сибири заработная плата женщин составляла от 56 до 82,5 % от заработка мужчин. Показателем изменения положения крестьянок в деревенском обществе со второй половины XIX в. может служить их активность в отхожих промыслах. В 1887-1888 гг. женщины получили от крестьянских обществ 10,6 % всех отходных свидетельств. Накануне первой мировой войны они составляли до 17% всех отходников в Сибири.

Во второй половине XIX в. возросло применение женского труда в различных отраслях промышленности Сибири. Масштабы применения женского труда в Сибири и в европейской части России были практически одинаковы – 30,2-30,8%. Отличия были главным образом в сфере занятости. В Сибири основная масса женщин работала не на фабриках, а в сфере обслуживания. Женский труд в промышленности оплачивался ниже мужского, так как был менее квалифицирован. Кроме того, предполагалось, что женщина покрывала своим заработком лишь часть расходов, а основной доход в семью приносил мужчина. В 1905 г. в Тобольской губернии средние заработки работниц составляли 49-58 % оплаты труда мужчин. В целом, это было выше, чем в европейской России, и объяснялось тем, что дефицит рабочей силы здесь, в Сибири, ощущался острее.

На рубеже XIX-XX вв. имущественная самостоятельность женщины в Сибири приобретала все большее значение. В Историческом архиве Омской области, а так же в частных коллекциях сохранились духовные завещания, составленные от имени купеческих и мещанских жен и вдов, документы о купле-продаже имущества в их личную собственность. С 1880-х гг. такие дела стали массовыми. Это свидетельствует о том, что женщины активно пользовались своими имущественными правами. Поскольку в России законодательство признавало раздельность владения имуществом супругами, женщина могла самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью.

По данным первой Всеобщей переписи населения 1897 г. женщины, самостоятельно ведущие торговое дело, составили 7,8% сибирских купцов, среди владельцев гостиниц, постоялых дворов и трактиров женщин было 17,9%. Наиболее активно женщины занимались торговлей, поскольку она не требовала вложения крупных капиталов и наличия специального образования. Основную массу предпринимательниц в Сибири составляли владелицы аптечных магазинов, бакалейных и галантерейных магазинов, питейных заведений, меблированных комнат, книжных киосков, мукомольных мельниц, кирпичных, дрожжевых, кожевенных заводов, общественных бань. Наиболее активно сибирячки включались в предпринимательскую деятельность в 1880-1910-е гг. За этот период времени получили торговые свидетельства 48,5% предпринимательниц. Непоправимый удар женским мелким и средним предприятиям был нанесен в годы первой мировой войны, когда они не смогли перестроить свое производство на выпуск военной продукции и получить государственные заказы.

Либерализация семейных отношений коснулась и городского населения. Однако в жизни разных сословий эта тенденция проявлялась по-своему. На изменение положения женщин привилегированных сословий (купечество и чиновничество) важное влияние оказывали новые воззрения, продиктованные временем. Повышение образовательного уровня женщин этих сословий неизбежно вело и к росту их социальной активности, стремлению отстаивать свои права. Для мещанства же фактором либерализации семейных отношений стал процесс пролетаризации. Чтобы обеспечить выживание семьи, в ней должны были работать все ее взрослые члены. В таких семьях быстрее менялась роль женщины. Важнейшие решения принимались сообща, жена была советчицей и помощницей мужа. Женский труд в нашем городе в дореволюционное время применялся не так повсеместно, как сейчас, но зато у женщины появлялась больше возможности правильно и добротно вести хозяйство, заботиться о муже и детях. Но всё же небольшой процент женщин работал. Омички служили машинистками, делопроизводителями в конторах, учителями и воспитательницами в учебных заведениях, поварихами, врачами и акушерками. Наиболее популярными были тогда профессии продавщицы и модистки. Был развит и надомный труд: многие из представительниц прекрасного пола шили одежду.

Вовлечению женщин в предпринимательскую деятельность препятствовали отсутствие специального технического и экономического образования, необходимого для управления фабриками и заводами и контроля за деятельностью управляющих, жесткой конкуренцией со стороны мужчин. Несмотря на это в истории женского предпринимательства в Омске были яркие примеры, доказывающие, что женщины, вставшие на этот путь, достигали высоких результатов. Достаточно вспомнить фамилии купчих М.А. Шаниной и П.П. Шкроевой.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.