Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Советская песня стала судьбой

Советская песня стала судьбой
11.04.2011
Фото:
Нина Васильева

– Современная экономическая обстановка диктует свои условия работы, – говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства «Файфер» Виктор Файфер. – Жизнь заставляет выбирать между величиной урожая и его качеством. Выбор приходится делать в сторону качества. А экономить можно, отказавшись от дорогостоящих агрохимических препаратов, но усилив механическую обработку посевного материала и тщательно соблюдая культуру обработки пашни.

Советская песня стала судьбойСегодня КФХ «Файфер» – одно из наиболее успешных в регионе. Направление работы – полеводческое. Крестьяне сеют пшеницу, горох, ячмень, овес. Разнообразить культуры не получается – не позволяют возможности собственного токового хозяйства. Зато по сбору урожая хозяйство, несомненно, в лидерах. Средняя урожайность пшеницы за 19 лет – около 22 центнеров с гектара. В очень благоприятном 2001 году собрали по 37,2 центнера. Самым неудачным получился год минувший – всего 15,3 центнера.

– Нынешняя зима хорошая, – предсказывает урожай Виктор Эмануилович. – Беда только в том, что 80 процентов осадков в нашем климате выпадает зимой. Так что не исключено – лето снова присушит.

Из агрономов в бизнесмены

Фермер Файфер ведет себя, как положено степенному крестьянину – спокоен, немногословен, деловит. Каждое слово словно отвешивает, отмеривает. О себе рассказывает кратко. Советская песня про то, как «выходил на поля молодой агроном» – это про него. Крестьянскую сметку он перенял от отца. Было когда-то в знаменитом Сосновском ОПХ первое отделение, в деревне Звонарев Кут находилось. Три полеводческие бригады работали, и все три возглавляли люди по фамилии Файфер: Эмануил Густавович и его сыновья Андрей и Виктор. Потом отделение стало самостоятельным совхозом, и Виктор Эмануилович занял пост главного агронома в Звонаревом Куте. В 1993 году он принял решение создать собственное хозяйство. Вместе с ним от совхоза отделились еще шесть человек. Они получили четыре единицы старой техники и 776 гектаров земли. Сегодня «Файфер» обрабатывает более пяти тысяч гектаров пашни и владеет большим парком сельхозмашин.

Полеводческое хозяйство – оно хлопотное, работы хватает на круглый год, а летом и вовсе отдыхать не получается. Когда Файфера спрашивают, не обидно ли ему, что он за всю жизнь не сумел ни разу взять полноценный отпуск летом, он серьезно отвечает: лучший отдых – на поле, грамотно обработанном. Когда глаз видит всходы, спелые колосья или аккуратную пашню – душа поет.

– Я знал, на что подписываюсь, – говорит Виктор Эмануилович. – Из грамотного советского агронома мне предстояло стать современным капиталистом. Я рискнул, и у меня получилось.

Нет проблем

Какие проблемы сегодня тревожат капиталиста Виктора Файфера? Да почти нет проблем, – спокойно отвечает он. Хотя на самом деле они, конечно, есть.

Кредиты? Было дело, самые первые фермеры брали кредиты на технику под нормальный процент. Файфер тоже брал, успел своевременно рассчитаться. А потом началась банковская вакханалия, когда 70-80 процентов годовых были очень дешевой ставкой. Тогда от заемных средств отказались, стали обходиться собственными. Правда, недавно взяли целевой кредит на посевной комплекс «Джон Дир». И снова банк подвел: в одностороннем порядке повысил ставку с 13 до 18 процентов. Одновременно снизилась ставка депозитного счета. Кредит стал невыгодным даже с учетом государственной помощи. Пришлось срочно закрыть его. Больше Файфер с заемными средствами дела не имеет.

Горючка? Да какие проблемы? – переспрашивает Виктор Эмануилович. – Дают 250 тонн по льготной цене, на 10 процентов ниже розничной. В пересчете на привычные литры это будет 17-18 рублей. Дороговато, но ведь на то и дана голова, чтобы думать – где можно сэкономить? А в крестьянском труде много таких мест. Например, организовать работу так, чтобы не было хищений. Еще можно отказаться от дополнительных операций в обработке земли. А еще – запасы прошлых лет. Так что вполне хватает.

Семена? Нет, с ними проблем нет. Напротив, на семенах «Файфер» еще и зарабатывает.

– Мы регулярно закупаем элитные семена омской селекции, – делится Виктор Эмануилович. – Засеваем ими сотню гектаров. Получаем высококачественный посевной материал первой репродукции, которого хватает и себе, и на продажу. От протравливания семян мы давно отказались. Предпочитаем механическую чистку зерна от сорняков, а современная техника в этом деле очень хорошо помогает. И еще – дешевле закупать элитные семена, чем химикаты для борьбы с сорняками.

Люди? Мне очень повезло с людьми! – гордо говорит фермер. – У меня работает 14 человек. Работают на любой технике, умеют ее отремонтировать, а если надо – берут лопату, метлу и чистят снег, разгребают зерно. Осенью мы нанимаем временно еще несколько человек на подвоз и на ток. Зарплату я плачу не по гектарам и километрам. Наверное, это не совсем справедливо, что действует уравниловка, но зато все люди работают добросовестно. Мое правило: зарплата не ниже среднеобластной. И моя директорская зарплата не сильно отличается от этой цифры.

Земля? Да, проблемы есть. При выделении паев участки нарезали так, что они расположены не единым массивом, а отдельными лоскутами. Приходится гонять технику с одного участка на другой. Но это проблема не только Файфера. Чиновники в свое время всем фермерам области так нарезали участки.

Техника? Советские трактора, полученные при отделении от совхоза, все еще работают. «Джон Дир» проработал два года – ось полетела, так что импортная техника в надежности нашу не опережает. Разве что захват у нее больше и условия для механизатора комфортные. Это не дань моде, чтобы комбайнер мог спокойно работать в белой рубашке при комфортной температуре. Это веление времени. В стране долгие годы не уделялось внимания тракторостроению, а сейчас выпускаются довольно надежные машины. Залог успешной работы любой техники – в золотых руках тех, кто работает на этой технике.

В чьем кармане прибыль?

Цена на хлеб – отдельная тема. У Виктора Файфера бывало всякое. Например, в 1995 году перекупщики взяли тысячу тонн зерна – и не расплатились. В 2001 году хозяйство получило рекордный урожай зерна, но себестоимость его вышла огромной. Хозяйство осталось без прибыли. В неурожайном прошлом году цену на зерно законодательно понизили. Обидно, конечно. Фермер Файфер рачительно организовал все виды работ и все равно получил прибыль. А обидно за то, что одновременно с понижением закупочной цены на зерно стоимость хлеба и крупы в магазинах поднялась. Получается – перекупщики нажились, а население и производители зерна пострадали.

– В Европе климат иной, – рассуждает Виктор Эмануилович. – Там дожди идут равномерно круглый год. С влагой проблем нет, а урожайность поддерживается при помощи целого арсенала агрохимикатов – минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов. Себестоимость европейского зерна очень высокая. В России получается самый дешевый хлеб.

Как выращивать экологически чистый хлеб, в хозяйстве Файфера знают. Еще в Советском Союзе были разработаны грамотные технологии возделывания зерновых. От вспашки, парования, боронования отказаться невозможно. Зато можно не вносить минеральные удобрения, если разбрасывать измельченную солому, грамотно выбирать предшественников для различных культур и давать полю отдых. Можно отказаться от химикатов, если чаще менять семена. Покупка дорогостоящего разрекламированного «Джон Дира» позволила сократить количество проходов тяжелой техники по полю, что уменьшает влияние на структуру почвы. Борьба за экологическую чистоту позволяет серьезно экономить средства.

Европейский фермер

С работой европейских фермеров Виктор Эмануилович хорошо знаком. Многие его земляки сменили сибирский Звонарев Кут на сытные пособия фатерлянда. Бывал в Германии и Файфер. Жить иждивенцем на пособии ему не позволил характер. Работу по душе – с его-то квалификацией! – в Германии он мог найти очень легко. Да вот смысла в переезде не увидел. Крестьянский труд европейского фермера ничуть не легче и не проще, чем в Сибири. Да, там мягче климат, да, там лучше техника. А работать надо точно так же – от зари до зари, круглый год. А кто у кого может поучиться – вопрос открытый. Советские технологии действительно были передовыми. Те российские фермеры, которые их придерживаются, работают весьма успешно. Немецкие фермеры наносили Файферу ответные визиты, и немалому удивлялись.

– Старый я стал, в примеры верю, – улыбается фермер. – Посевную и уборочную начинаю в воскресенье, потому что понедельник день тяжелый. Никогда не оставляю ремонт техники на зиму. Отсеялись – привели технику в порядок. Отмолотились – ремонтируем уборочную технику. Никаких авралов

А вот в народные предсказания погоды Файфер не верит. Есть оптимальные сроки как посева, так и уборки зерновых, они проверены и просчитаны не одним поколением российских ученых – вот по ним и ориентируется. Фазы Луны и сроки прилета птиц в расчет не принимаются.

Отношения с властью

Как сегодня фермерам помогают власти? Не мешают, и на том спасибо, – серьезно отвечает Виктор Эмануилович. – С грамотным подходом к делу полевод способен обойтись без посторонней помощи. Взаимное понимание с властями есть не всегда.

Вот, например, настойчивое, на грани приказа, требование развивать животноводство. Файфер не против того, чтобы построить фермы. Вопросов возникает очень много. Собственных средств на строительство современной фермы явно не хватит. Придется идти в банк. А где гарантии, что банки не поднимут ставки на кредиты? Не получится ли так, что вся прибыль от животноводства будет уходить банкирам в виде процентов?

Есть и другой аспект. Сегодня фермеры-полеводы имеют возможность дать очень дешево или вовсе бесплатно некондиционное зерно своим работникам и односельчанам. Те, в свою очередь, держат большие подсобные хозяйства. Губернские ярмарки – реальный подарок от властей. Сын Виктора Эмануиловича Андрей держит скотину, мясо продает на ярмарках. Зять Александр со своим отцом ведет чисто животноводческое хозяйство, а поля сеет лишь как кормовую базу. К приличной зарплате от хозяйства добавляется доход с личного подворья

А вот адресная помощь властей тем бизнесменам, которые строят крупяные заводы, для зерноводов поистине бесценна.

– Сегодня мы имеем возможность увеличить посевы овса и гороха и сбывать их на крупяные заводы, – рассуждает Виктор Эмануилович. – Пшеницу продаем на мельницы, и это надежные партнеры по бизнесу.

Раздел имущества

Наверное, Звонареву Куту как-то особенно повезло с рабочими местами. ЗАО «Звонаревокутское», возглавляемое легендарным Ильей Еникеевым, одно из наиболее крепких в регионе. Кирпичный завод работает. Есть фермеры. К окончанию уборочной появится еще одно самостоятельное крестьянско-фермерское хозяйство.

– Механик и еще двое парней решили от меня отделиться, – спокойно рассказывает Виктор Эмануилович. – Я еще не забыл, как нервно сам уходил от Еникеева. Было все – обиды, суды, которые то выигрывал, то проигрывал. Было много сплетен, в том числе в районной газете. Сейчас мы с Еникеевым общаемся нормально, никаких претензий друг к другу не имеем. Я своих парней отпускаю очень спокойно. Сев и уборку мы проведем вместе, а урожай будет у каждого свой. Условия раздела мы уже обговорили. И не надо рассуждать: а вдруг у них не получится? Пусть пробуют. Единственное, что я им сказал: обратно не возьму. Потом подумал и добавил: механика все же возьму. Уж больно толковый парень. Когда я уйду на отдых, возможно именно он станет лучшим партнером по бизнесу для моих наследников – сына Андрея, дочери и внуков – Эммануила, Виталины, Александры и Арсения.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.