Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Омск архитектора Хворинова

Омск архитектора Хворинова
03.05.2011
Фото:
Александр Лосунов

Омск архитектора ХвориноваИллиодор Геннадьевич Хворинов родился в 1835 г. в семье художника. В 13 лет он был принят кандидатом в строительное училище Главного управления Санкт-Петербурга, а с 1850 г. зачислен в число учащихся. В 1856 г. по окончании училища по первому разряду Хворинов был произведен в коллежские секретари и направлен в Пермскую губернию, где служил помощником начальника столоначальника в дорожной комиссии. В 1866 г. он был переведен в Нижегородскую губернию на должность младшего архитектора и уже через два года стал губернским архитектором и архитектором ярмарочного гостиного двора.

Получив прекрасное образование и огромный практический опыт, Иллиодор Хворинов в 1894 г. уже зрелым мастером приезжает в Омск, куда он был приглашен купчихой Марией Шаниной. Здесь с 1894 по 1901 гг. он работал чиновником особых поручений по строительной и дорожной части при Степном генерал-губернаторе, а на протяжении последующих пяти лет – омским городским архитектором. Одновременно Иллиодор Геннадьевич преподавал рисование в 3-й женской гимназии (1908-1912 гг.) и участвовал в конкурсах по строительству зданий.

Под его руководством с 1901 по 1903 гг. осуществлялась пристройка для пансиона мужской гимназии. В 1911 г. И.Г.Хворинов выступил экспертом по созданию водопровода в Омске. Рука архитектора-проектировщика коснулась практически всех видов построек конца ХIХ – начала ХХ вв.: музей, театр, магазины, гостиницы, учебные заведения, частные особняки и хозяйственные сооружения, и везде мы видим мажорное звучание объемов, декора и красок. Последние годы жизни Илиодор Геннадьевич преподавал рисование и лепку в частной гимназии своей жены – Ольги Яковлевны. Гимназия размещалась сначала в доме Баранова на Дворцовой улице, затем в доме Сергеева по Ильинской улице. Умер Илиодор Хворинов 8 декабря 1914 г., был отпет в Никольском казачьем соборе и похоронен на Казачьем кладбище. Могила его не сохранилась.

Первый омский музей

Первой из известных построек, возведенных в Омске под руководством Иллиодора Хворинова, стало здание музея Западно-Сибирского отдела Императорского Географического Общества. Отдел был открыт в 1877 г., в Омске собрались хорошие частные коллекции по археологии, истории, этнографии края. Членам Географического общества Хворинову и Михайлову поручили выхлопотать бесплатный участок для строительства музея, подготовить план и смету расходов. Решение о строительстве здания было принято в марте 1895 г., подготовка проекта здания поручена Илиодору Хворинову. Проблемы, связанные со строительством здания, возникали одна за другой – отсутствие средств, высокие грунтовые воды и др. Поэтому строительство растянулось на четыре года – с 1896 по 1900 гг. Здание было выполнено в стиле эклектики с элементами классицистической стилизации (симметричный план, обшивка досками), русской стилизации (деревянный сруб, разновеликие объемы, резные наличники, шатровое завершение центрального ризалита с луковичной главкой) и восточной архитектуры (граненые фонарики над боковыми ризалитами, напоминающие юрты и некоторые элементы интерьера). Архитектура классицизма соответствовала представлениям о музее как храме науки и искусства, русская стилизация – хозяйственному и культурному освоению русскими Сибири, а восточные мотивы отражали осознание значения восточной культуры в регионе и этнографическую направленность исследователей.

Открытие состоялось в 1900 г. В музее было образовано восемь отделов: историко-археологический, фабрично-кустарный, этнографический, сельскохозяйственный, охотничье-рыболовный, метеорологический, горно-минералогический, лесной, ботанический и зоологический. К работе музея постоянно привлекались в качестве руководящих лиц многие члены отдела Русского Императорского Географического общества.

Экспонаты музея выставлялись в Королевском этнографическом обществе Мюнхена, на Всероссийской выставке в Новгороде в 1886 г., Всемирной выставке в Париже в 1900 г., международной выставке костюмов в Санкт-Петербурге в 1902 г., I-й Западно-Сибирской выставке в городе Омске в 1911 г. В 1921 г. Музей был переименован в Краевой. С 1924 г. здание занимали больница, проектно-сметное бюро и другие организации.

Первоначально здание было П-образное в плане с двусветным залом в южном объеме, зал имел галерею на уровне второго этажа. В 1916 г. осуществлена пристройка с восточной стороны здания по проекту В.Г. Крюкова. Деревянное здание первоначально было обшито тесом. Затем планировку помещений изменили, убрали с крыльца львов, сняли люстры.

Сегодня в этом здании размещается Центр народного творчества, оно является памятником архитектуры и украшает самую короткую улицу Омска – Музейную.

Драматический театр

Самой знаменитой постройкой Хворинова является омский драмтеатр. Решение о его строительстве было принято в 1899 г., а само здание заложено 8 июля 1901 г., в северо-восточной части бывшей крепостной эспланады между мужской и женской гимназиями. К 1902 г. кладка здания была окончена, но отделка интерьера и устройство сцены затянулись до сентября 1905 г. Окончательный облик драмтеатр получил в 1912 г., когда здание было оштукатурено и украшено лепниной. Его отличали многочисленные выступы и пристройки со сложными силуэтами, фигурные купола и отдельные объемы. Двухкратное расширение сцены и подсобных помещений еще более усложнили архитектуру.

Здание драматического театра – необычный и ценный архитектурный памятник для нашего города. Театр с ярусным залом на 829 человек был одним из крупнейших в Сибири. В стилистике здания преобладают барочные и классицистические мотивы, вероятно, обусловленные тем, что расцвет театра в Европе пришелся на расцвет именно этих стилей. Сложное в плане здание восхищает многообразием объемов, кроме центрального купола над ризалитами возвышаются пышно декорированные купола. Над балконом-порталом ионические колонны поддерживают сложный аттик с лучковым завершением. В декоре встречаются самые разные мотивы – лиры, коньки, акант, акротерии. В 1915 г. фасады театра претерпели существенные перемены: между пилястрами в нишах второго этажа были установлены бюсты Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, фронтон увенчался скульптурой крылатого гения с жезлом в руке (работа военнопленного чешского скульптора Владимира Винклера), которая удачно завершила композицию театрального здания и придала ему европейский облик. Но фигуру сняли в 1933 г. по идейным соображениям. В 1987 г. крылатый гений был заново изготовлен омским скульптором Сергеем Голованцевым и установлен на прежнем месте.

В 2002-04 гг. была по решению губернатора области и председателя Попечительского совета театра Леонида Полежаева была предпринята грандиозная реконструкция драмтеатра, которая преобразила вековое здание. В ходе ее был укреплен фундамент, заменена кровля, новое оснащение получили сцены, роскошные интерьеры – зрительный зал, значительно улучшена акустика. При этом был максимально воссоздан первоначальный исторический облик здания.

Дом Шаниной на Любинском проспекте

Илиодор Хворинов был и автором проекта дома Шаниной на Любинском проспекте. В здании, вписанном в сложный ландшафт, присутствует высокий профессионализм, сочная перенасыщенная деталями пластика фасадов решена в стиле эклектики с барочными и классицистическими элементами. Столь же изящные, как и на драмтеатре, ионические трехчертвертные колонны, лепнина, аттики с лучковым завершением и различные башенки.

Любинский проспект – одна из старейших улиц Омска, практически не претерпела изменений с 1905 г. Все здания здесь являются либо архитектурными, либо историческими памятниками. Ведущее место в архитектурном комплексе принадлежит дому купчихи Шаниной. Мария Александровна купила здесь землю и построила двухэтажный магазин (ныне ул. Ленина, 5). Возведение «Торгового дома Шаниных» началось весной 1897 г. За полтора года на глазах горожан вырос красивый двухуровневый дом с огромными зеркальными витринами. Удачно встроенное в речной обрыв коренного берега Оми здание имело внутренний дворик. На второй этаж, в жилые апартаменты хозяйки был переброшен ажурный мостик с кованой оградой. Торговые залы поражали воображение обывателей роскошью: витрины, полки, шкафы красного дерева, зеркала. С 1902 г. все это тонуло в блеске электроламп, питание для которых поступало от автономной электростанции, расположенной в этом же доме.

В магазине Шаниной оптом и в розницу торговали готовым платьем, обувью, галантереей, тканями, промышленными изделиями, продавали билеты в театр и на концерты. Здесь впервые при расчёте покупатель столкнулся с кассовыми аппаратами. Именно в этом магазине впервые в Омске стали производиться сезонные распродажи, называемые «Фоминской дешевкой». За неделю до Пасхи начиналась широкая торговля товарами, оставшимися с прошедшего зимнего сезона. Добротная продукция продавались намного дешевле, часто за треть цены. Из Москвы хозяйка присылала и выписывала в Омск самую модную готовую одежду русских и заграничных модельных домов. Устраивала она и первые в городе демонстрации мод. В начале 1910-х годов купчиха пристроила к магазину швейные мастерские, где по парижским каталогам 25 портных выполняли любой заказ для модниц и щеголей. Белошвейки, работающие на дому, занимались стачиванием самих платьев и прочих нарядов, осуществляли их отделку, обметывали петли, изготавливали и пришивали пуговицы.

Более 110 лет прошло со времени открытия Шанинского магазина, а дом и сегодня стоит и не меняет своего назначения. В советскую эпоху здесь располагались Центральный универмаг города и комиссионный магазин. Сейчас площади занимает универмаг «Любинский». Не так давно Торговый дом «Любинский» подвергся серьезной реконструкции. Были восстановлены фасады с многочисленными лепными деталями. После реконструкции здание магазина стало больше за счет устроенных дополнительных площадей в подвальном этаже и увеличения помещении второго этажа. Собственник здания сдает торговые площади под магазины и бутики знаменитых мировых брендов.

Гостиница «Россия»

В Центральном государственном архиве Казахстана хранится интересный документ. Это утверждение проекта «каменного здания для торгового помещения и гостиницы с нумерами и рестораном в городе Омске на углу Любинского проспекта». Документ датирован 1905 г. и подписан И.Г. Хвориновым. Уже через год спроектированный трехэтажный дом будет возведен на месте некогда существовавшей Любиной рощи старейшим омским купцом Георгием Васильевичем Тереховым. В подвале и на первом этаже разместятся магазины, в том числе, самого Терехова, Н.Н.Машинского и других омских предпринимателей, а второй и третий этажи займёт гостиница «Россия», позже – «Октябрь». Кроме того, в доме находились ресторан и парикмахерская. В левой части здания архитектор спроектировал концертный зал, имевший широкую известность в дореволюционном Омске.

Это здание также мастерски вписано в существующую градостроительную ситуацию на перекрестке проспектов. Декор его фасадов насыщенный: межоконные простенки оформлены полуколоннами, 8-колонные портики входов поддерживают балконы с парапетами из балясин или фигурными металлическими решетками, над карнизом первоначально возвышались четырехгранные парусные купола (после пожара заменены куполами в виде усеченных пирамид).

Грандиозный пожар случился в декабре 1911 г. Пожарная команда прибыла с опозданием и оказалась не готова к тушению высоких зданий – Омск-то был на 97% одноэтажный. Как писал «Омский телеграф», пожарные рукава оказались неисправными и не доставали до горевшей крыши, к тому же они быстро перемерзли на 15-градусном морозе. С большим трудом пожарные отстояли строение, но огонь нанес ему серьезный урон. Не успел Терехов ликвидировать последствия «красного петуха», как повторный ночной пожар опять привел гостиницу в нерабочее состояние. От второго пожара Г.В.Терехов понес большие убытки. В том же 1911г. (по другим сведениям в 1913 г.) он продал гостиницу крупному скотопромышленнику Г.Е.Грязнову. Этот оборотистый казак сколотил себе состояние на торговле мясом, маслом и хлебом. Григорий Евлампиевич начал восстанавливать гостиницу и строить 4-хэтажную пристройку по Шпрингеровской улице.

Сгоревшие бочкообразные купола заменили на усеченные 4-хгранные пирамиды. На всю плоскость фасада для помпезности добавили лепной декор. Гостиницу быстро отремонтировали, и она восстановила былую популярность. В роскошных номерах стали селиться артисты, министры, зарубежные гости. В ноябре 1915 г. здесь останавливался Константин Бальмонт, совершавший поездку по Сибири. Известный русский поэт и переводчик встречался в Омске со своим братом – мировым судьей М. Д. Бальмонтом. В 1918 -1919 гг. из-за дефицита в городе свободной жилплощади в номерах гостиницы проживали многие министры правительства Колчака: И.И.Серебренников,А.Н. Гаттенберг и В.Н. Пепеляев. В 1919 г. здесь также проживал один из адъютантов Верховного Правителя Г.М. Сазонов.

С установлением в Омске советской власти в декабре 1918-январе 1919 гг. в «России» жил будущий автор «Похождений бравого солдата Швейка…» чешский писатель интернационалист Ярослав Гашек. В 1924 г. гостиница стала «Дворцом труда». В бывших её номерах расположились различные кружки и трудовые коммуны. С 1942 по 1947 г. здание занимал госпиталь № 1256 Его нахождение потребовало перепланировки помещений, поэтому первоначальные интерьеры оказались утрачены. Пешеходный «пятачок» перед парадным входом в бывшую фешенебельную гостиницу колесами телег и машин разбили окончательно и он во время дождя превращался в непроезжую лужу. Вместо сверкающих дорогих магазинов первый этаж теперь занимали более нужные в послевоенные годы заведения – парикмахерская в подвале (теперь там кафе «Подвальчик»), ремонт обуви, столовая.

С 1949 г. гостиница с новым названием «Октябрь» вновь приняла постояльцев. Теперь это была гостиница 1 разряда по советской классификации. Количество номеров выросло до 70 за счет переделки многокомнатных апартаментов в однокомнатные номера на 1-3-х человек без ванных. Прежние дореволюционные апартаменты закрытому городу стали не нужны. Иностранцы к нам уже не ездили, а основной контингент проживающих был ограничен в средствах, живя большей частью на командировочные. Сегодня гостиница «Октябрь» не работает. Здание как памятник архитектуры ждет очередного ремонта и бережной реставрации.

Епархиальное училище – ветеринарный институт

Осенью 1907 г. по проекту Хворинова было заложено здание Омского женского епархиального училища, строительство которого закончилось в августе 1909 г. Это была одна из самых крупных построек первого десятилетия ХХ века и значительная доминанта Кадышевского форштадта. Здание сооружено из местного красного кирпича, с 1909 по 1917 гг. в нем размещались Епархиальное женское училище и церковь, в 1917 г. училище было закрыто. В годы колчаковского правительства в здании размещались военный госпиталь и английские солдаты из охраны Колчака. В начале 1920-х гг. в здании расположился педагогический техникум, а в 1923-24 гг. – губернская партийная школа II ступени. С 1928 г. это главный корпус Сибирского ветеринарного института. В годы Великой Отечественной войны – военный госпиталь. В настоящее время в здании размещается факультет ветеринарной медицины Омского аграрного университета.

Водонапорная башня

Хворинов спроектировал и водонапорную башню городского водопровода, возведенную в 1911 г. в конце ул. Скорбященской (ныне Гусарова). С высотой 36 м. она долго была самой высокой точкой города. Построенная из лицевого кирпича с применением фигурной кладки, башня представляет собой восьмигранник с нависающим верхним ярусом. Грани нижнего основного объема фланкированы широкими огибающими лопатками. Переход к верхнему ярусу оформлен тягой с зубчатыми выступами и глухими сдвоенными нишами между лопатками. Главный фасад, выходящий на улицу Гусарова, акцентирован трехгранным консольным эркером, обогащающим пластику. Венчает башню фриз с карнизной тягой.

На первом этаже башни размещалась квартира сторожа. Внутренние помещения были заняты техническим оборудованием. Водонапорная башня является интересным образцом промышленной архитектуры начала ХХ в.

Пожарная каланча

Последним сооружением, построенным в Омске по проекту И.Г.Хворинова, стала пожарная каланча на Александровском проспекте (ныне ул. Интернациональная). Высокая, цилиндрическая, она в дореволюционные годы возвышалась не только над гаражом для пожарных подвод, но и над всем Омском. Она была возведена в 1915 г., уже после смерти Илиодора Геннадьевича. Каменной каланче предшествовала деревянная, выстроенная в 1870 г. на ул. Александровской Бутырского форштадта, – первой улице после крепостной эспланады. За почти 40 лет она сильно обветшала и требовала ремонта. Хворинов составил на него смету, но серия пожаров, произошедших в городе в начале 1910-х гг., вынудила омскую Думу принять решение о строительстве каменной пожарной каланчи с новым оснащением. Строительство продолжалось с мая 1914 г. по август 1915 г.

На первом этаже каланчи с широкими воротами стоял всегда готовый конный выезд под парами. На втором этаже жила семья брандмейстера. В цилиндрическом теле каланчи, освещенном щелевидными окнами, шла винтовая металлическая лестница, вудущая на смотровую площадку, огороженную коваными перилами. Деревянная застекленная башенка в центре площадки служила убежищем для дежурного. Здание сложено из красного кирпича-полужелезняка на цементной плите. Фундаменты заложены на разной глубине в зависимости от объёмов несомых частей. Здание каланчи спроектировано в стиле поздней эклектики, в нем гармонично сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон 2-го этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки). В наше время в ходе реставрационных работ воссоздана первоначальная форма выездного проема для обозрения музейной экспозиции на первом этаже. На втором этаже отреставрирован интерьер выставочного зала. По обмерным чертежам и архивным материалам проведены работы по замене винтовой лестницы, находившейся в аварийном состоянии, смотровой площадки, ветхой деревянной башенки с резьбой, оконных переплетов, дверных блоков, ограждения кровли. Была так же произведена реставрация кирпичной кладки и штукатурного слоя декоративных элементов на фасадах. Пожарная каланча поставлена в 1980 г. на государственный учет как памятник архитектуры регионального значения.

Творчество Илиодора Хворинова приходится на наиболее динамичный период в развитии Омска. Илиодор Геннадьевич приехал в наш город, когда Транссибирская магистраль дошла до Иртыша и Омск стал наиболее быстро развивающимся центром Сибири. Практически все строения, возведенные по его проектам, не только сохранились до наших дней, но и своей архитектурной изысканностью и поныне украшают город.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.