Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Из беседок выросли дома

Из беседок выросли дома
04.05.2011
Фото:
Сергей Комаровских

Перед новым годом Роман Зяблов и Руслан Бектасов, занимающиеся лесопереработкой в Москаленском районе, претендовали на грант райадминистрации. Пытались получить 176 тысяч, чтобы к ним добавить 300 своих и купить деревообрабатывающий станок-многопил, который даст им не только новые возможности, но и еще два рабочих места.

Они и сейчас удивляются: на том конкурсе заняли почему-то последнее место и грант, естественно, не получили.

– Это по телевизору все твердят «поддержка предпринимателей», «поддержка предпринимателей». А где она? – спрашивает Руслан. – Я и главе района это сказал. А он: «Я не знал, что у вас тут такое производство».

Руслан пятнадцатый год так или иначе занимается лесом. Когда-то у него была одна бензопила и старенький «газик», вот он и ездил на заготовку дров. Четыре года назад эту работу он упорядочил – оформил договор с Минтруда и стал обеспечивать дровами москаленских бабушек и дедушек.

А еще раньше Руслан предложил Роману Зяблову: «У меня ГАЗ-53, у тебя два «газика», давай объединимся». И они объединились. С тех пор восемь лет вместе руководят. На равных правах.

– И что, получается? – недоумеваю я. – Неужели не ругаетесь, не спорите? В такой ситуации проще простого разбежаться в разные стороны.

– Ругаемся, конечно, – говорит Руслан (Роман в тот день, когда мы приехали в Москаленки, находился по делам в городе). – Но уступаем друг другу, оба знаем, до какой точки доводить нельзя. И видите, пока работаем. Потому что каждый из нас понимает, что нельзя тянуть одеяло на себя. А вдвоем мы – сила!

Из беседок выросли дома

Станок из Интернета

Начинали вместе с малого: дрова заготавливали да бревна на доски распиливали. Доски тоже пользовались спросом: береза хорошо на полы идет, из нее сараи с удовольствием строят. Да и дешева береза. «А красный лес (так Руслан называет сосну – С.К.) издалека везти надо, из Тары, он дорогой».

Но позже оба поняли, что на одних дровах да досках далеко не уедешь. Надо развиваться и заявлять о себе серьезно. И четыре года назад купили территорию бывшей перевалочной базы райпотребсоюза, пилораму поставили, основной цех организовали, теплый гараж под стоянку техники приспособили.

– Задумались мы, – вспоминает Руслан, – просто дрова уже нерентабельны, да и газ во многие дома пришел. Надо к производственным масштабам переходить. Лесхоз нам поначалу препятствий не чинил: береза, осина – пожалуйста. Из Тарского района стали КамАЗами сосну возить. И взялись за новое дело, включились в более глубокую переработку древесины.

Они стали строить беседки, бани, гаражи из бруса и бревен, пристройки к домам, садовые туалеты. И заказы пошли. Да так, что порой не успевали. Вот один пример. Начали все это в прошлом августе, так спрос такой их накрыл, что беседки пришлось строить до самого нового года. И нынче люди с заказами идут, особенно на ажурные беседки.

Постепенно техникой разжились. Теперь у них КамАЗ с прицепом, три трактора с лесовозами, четыре «газика», две «Нивы». Без этого, понятно, большой воз не потянуть. Но и без оборудования куда? А вот с ним посложнее, несмотря на то, что смекалка и умелые руки выручают.

Вот, например, парни своими руками делают станок, который цилиндрует бревна. Если покупать новый да хорошего качества, 650 тысяч надо, не меньше. А где их взять?

– Оцилиндровочный станок в интернете увидел, – говорит Руслан. – И решил собрать, там ничего сложного нет.

А вот дровокол он сам придумал. Запчасти к нему искали по всему городу, что-то даже заказывали. И собрали. И опробовали. Потом Руслан Бектасов нас к нему приведет и все покажет. Действительно, очень просто: устанавливается на шесть ножей березовая чурка или, как ее называют рабочие, швырок, опускается пресс, вдавливая ударом швырок в ножи, и вот вам колотые дрова.

– Хорошее оборудование мы пока себе позволить не можем, – говорит Руслан. – Мы трактора за 800 тысяч покупали, а станок 650 тысяч стоит. Очень дорого, особенно для деревни.

Между прочим, пилораму Бектасов тоже сам собирал.

Из беседок выросли дома

Двести «квадратов» для начала

А потом Бектасов и Зяблов снова задумались: у нас покупают стройматериалы, чтоб строить дома. А мы что, сами не можем? Тем более знают, что в области нынче стоит задача ввести 450 тысяч квадратных метров жилья. Включимся в серьезное дело?

И они уже все продумали. В первую очередь купили четыре участка земли под четыре дома. Дома будут на одного хозяина, площадь – до ста квадратов, и под ключ. Проектная документация уже готовится. Жилье это рассчитано на средний сельский класс. Конечно, важную роль играет цена, ее Бектасов видит в пределах 1-1,2 миллиона.

Но у них с Зябловым есть задумки в плане снижения цены.

– Дома будут из бруса, – рассуждает Руслан. – Вот мы и прикидываем, делать нижние ряды из сосны или лиственницы – они не боятся воды, а верхние – из березового бруса – он дешевле. Дом останется теплым, а себестоимость его снизится. На этот счет мы сейчас советуемся со специалистами.

Нынче за лето они предполагают поставить два дома. «Строим не под заказ, – говорит Руслан, – а чтобы заявить о себе. Придет человек за домом, а у нас есть что показать. И не какой-нибудь «картонный», как часто делают, а теплый, настоящий». А на будущий год, если нынче все сложится, они хотят попасть в областную программу строительства жилья, чтобы с поддержкой строить больше и лучше.

– Кто будет строить? – спрашиваю.

-Нас же двое, – отвечает Бектасов. – Один тут, другой там. И там же будет мастер-строитель. Мы с ним заключим трудовой договор, дадим ему помощников. Так что, в общей программе возведения жилья в области будут для начала и наши 200 квадратных метров.

Из беседок выросли дома

Дровами сыт не будешь

Из крохотной «руководящей» каптерки, где разговаривали с Русланом, мы отправляемся на экскурсию по территории. Прямо перед входом красуется товар: беседки, их три, дальше стоит остов бани, сделанный из отходов, о чем я бы ввек не догадался. Потому и цена ее 15 тысяч всего. Вперемежку с беседками теснятся туалетные домики-скворечники, а за ними аккуратно уложен распил – доски «тридцатки», «пятидесятки». Напротив, под крышей – терриконы обрезков, это те самые швырки на дрова. Руслан ведет нас посмотреть на дровокол. Пока идем на другую сторону двора он кивает на загруженную машину с дощечкой: «Для «АВА-компани» делаем из березы, из нее там мебельный щит готовят».

По ходу экскурсии узнаем, что местная, москаленская, сосна на мебель не идет – ствол тонкий, из нее только штакетник или вагонка. А вот тарская – она толще, из нее брус добротный. На одну из беседок, проходя мимо, Руслан показывает: «Эта беседка куплена еще зимой. Дороги просохнут – заберут». У самого забора мы рассмотрели подробно дровокол, который еще не подключен. Руслан между делом замечает: «Те, кто сегодня на одних дровах сидят, уйдут. Мало одних дров». Возвышающаяся гора опилок в грязь не втаптывается, и опилки в дело идут: в свинарники хорошо, на крыши. Парни давно уже научились считать деньги.

Вот только обстоятельства зачастую против. К примеру, Исилькульский лесхоз, где пять лет брали лес, вдруг взял и отказал им. Не стало вдруг там для Бектасова и Зяблова леса. Хорошо Любинский лесхоз не оттолкнул, помог. Нынче в Любинском им 3,5 тысячи кубов выписали. Месяцев на восемь хватит.

А аукционы в городе? Их проводит Главное управление лесного хозяйства, а выигрывает, в основном, БУ «Омсклес», которое потом перепродает лес предпринимателям. С накруткой, разумеется. И это поддержка малого и среднего бизнеса?

Если говорить справедливо, то есть проблемы у лесопереработчиков и внутри.В сезон делом у них заняты до 25 человек. Не болтаются по поселку, а трудятся. Из деревень приезжают, где работы нет вовсе. Зарабатывают. Но это, если хотят. А если не хотят?

– Многие, к сожалению, лишь отбывают номер, – сокрушается Руслан. – Идеологию потеряли – не стараются, не дорожат работой. Дисциплины нет, пьют, некоторые чуть ли не свободный график себе устраивают. Остальные это видят. А выгонять всех не выход.

Они с Романом ищут, как изменить отношение людей.

– Вот готовая беседка, например, – говорит Бектасов. – За нее пилорамщик деньги получил и столяр. А мы хотим, чтобы и все за эту беседку что-то получали. Чуть-чуть, но все. И тогда они не только не прогуливали бы, но и помогали друг другу, не проходили безучастно мимо, когда кому-то требуется помочь подержать, принести.

Думаю, именно в воспитательных целях Руслан собрал перед объективом нашего фотокорреспондента всех своих работающих. Поощрил. Заразил идеей. Предложил проникнуться…

…А станок-многопил, не дождавшись гранта, они все равно купили, пусть и бывший в употреблении. Еле его нашли, полгода уговаривали продать. И уговорили. И двух человек дополнительно на работу взяли да плюс еще укладчика тарной дощечки…

P/S/ Между прочим, с Русланом договорились: летом мы обязательно приедем к ним в Москаленки, где они нам покажут свои первые строящиеся жилые дома.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.