Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Своя нива

Своя нива
09.06.2011
Фото:
Нина Васильева

Своя ниваТридцать лет назад 26-летний агроном Владимир Пушкарев был назначен директором совхоза «Нива» Павлоградского района. Сегодня Владимир Иванович Пушкарев – респектабельный бизнесмен, признанный менеджер сельского хозяйства. Жители южных районов области не представляют себе другого кандидата в депутаты Законодательного Собрания.

– Вначале было страшно до ужаса, – вспоминает Владимир Иванович. – Я уже поработал в «Ниве» главным агрономом, знал, где слабые места, примерно понимал, как их усилить. И все же взять под свою ответственность не только урожай зерновых, но и судьбы людей центральной усадьбы и еще шести малых деревень – задача непростая.

Вначале работал, как все – искал доярок, механизаторов… Потом понял: если создавать в деревнях социальную инфраструктуру, люди не будут перебираться в крупные населенные пункты, кадровая проблема исчезнет. Тогда Пушкарев озаботился строительством – каждой деревне клуб, детский сад, школу. В год совхоз строил до 30 квартир, и были периоды, когда не было желающих получить новое жилье. Только тогда и построил квартиру себе, и в ней живет до сих пор.

А еще начало руководящей карьеры для Пушкарева ознаменовалось шантажом. Ведущие специалисты, лучшие рабочие на любое замечание реагировали заявлением об увольнении. Заменить их было некем. Лишь через три года прекратилась эта истерия, – когда Пушкарев взял да и подписал одно заявление. На вакантное место тут же был назначен неопытный, но толковый специалист.

Еще в первый год своего директорства нажил Владимир Иванович себе язву желудка. Причина болезни проста – нервы. Много лет боролся он с язвой и учился спокойно реагировать на события. Теперь сам удивляется своему хладнокровию в любой ситуации.

Еще в первые годы своего директорства Пушкарев понял: не надо уметь все. Достаточно сохранить в себе обучаемость и понять, где и когда получить нужную информацию. А научиться можно и в бою – тем более, на трудовом фронте риск не жизненный, а всего лишь экономический.

Своя ниваЭкономический патриотизм

– Я патриот своей Родины, – рассказывает Пушкарев. – Родился я в Саргатском районе, но был еще младенцем, когда мои родители переехали в Павлоградку на освоение целины. Мне нравятся эти края.

На этом рассуждения о патриотизме у Владимира Ивановича заканчиваются. Любое чувство проявляется в конкретных поступках. Патриотизм – это желание процветания своей Родины. А добиться процветания можно только последовательным выполнением хозяйских планов. Еще в юности Пушкарев заметил: как только из деревни убрали дойное стадо – через два-три года там закроется школа, еще через пару-тройку лет деревня разъедется. Потому он не поддался искушению отказаться от животноводства, как это сделали большинство хозяйств южной зоны. Скотина – дело хлопотное круглый год, а зерно дает очень длинный отдых зимой. В ЗАО «Нива» всегда держат большое стадо коров, и это дает не только работу (считай – заработок) селянам. Пушкарев и на своем, и на чужом опыте убедился: не бывает так, чтобы поле и скотина дали в один год хорошую прибыль, так же не бывает и одновременной неудачи. Обычно они чередуются.

– Высокий урожай зерновых нас не пугает, – делится Владимир Иванович. – Лучшее зерно засыплем на хранение в ожидании цены, остальное скормим скотине и получим прибыль от молока и мяса.

Акции детям и внукам

Непросто далось Пушкареву акционирование совхоза.

– Я много разговаривал с людьми, – вспоминает он. – Мне не нравились реформы Гайдара. Я так и не понял: как это, распустить людей, пусть сами за себя решают. Я поставил себе задачу сохранить совхоз. Я говорил людям: ваши паи – это не вам, это вашим детям и внукам. Это не то, что можно продать и деньги проесть. Это основа вашего благосостояния. Может, я давил людей своим авторитетом. Меня услышали. Акционирование прошло не как дележка, а как сложный процесс юридического преобразования совхоза в ЗАО. Ни лоскутка земли, ни железки, ни теленка я не отдаа за бесценок. Более того – вот уже почти двадцать лет ЗАО работает тем же составом, что в начале девяностых. Коллектив сохранился, и количество рабочих мест не уменьшилось.

Лет десять назад в ЗАО «Нива» из Семяновки перешла деревня Божедаровка. Приросла «Нива» и полями в Русско-Полянском районе. Пушкарев не звал людей к себе – сами обратились как к депутату. Погибающие были деревни.

– Там и делов-то было, что грамотно скотину накормить, – говорит Пушкарев. – А люди оказались работящие, серьезные. Сейчас они живут в своих деревнях и там же у них теперь есть работа.

Своя ниваРабочие условия

Будильника у Пушкарева нет. Он давно уже проверил: если он проснулся, значит шесть часов утра. Максимум через полтора часа он уже в своем кабинете. Попутно успевает встретиться и переговорить со специалистами. Если работника в семье возникает проблема – он тоже идет к Пушкареву в эти утренние часы.

До обеда – работа в кабинете. Потом – разъезды. Он как-то подсчитал: минимум три дня в неделю он проводит или в областном центре, или на своем большом избирательном участке. Или другая единица времени. Не менее двадцати часов в неделю – в пути. Так что хорошая машина это не демонстрация богатства, это скромное создание рабочих условий для директора. Тем более – сотовая связь позволяет решать многие проблемы прямо из машины, по телефону.

– Никогда не покупаю телефоны дорогих марок, – признается Пушкарев. – Я их часто теряю, роняю и разбиваю. Или телефон просто истирается. Пока еще работает этот – но в запасе уже есть новый, на замену.

Рабочие вряд ли могут упрекнуть Пушкарева в том, что он ездит в дорогом автомобиле. Уже давно в «Ниве» начался процесс создания комфортных условий для механизаторов. Даже в старенькие комбайны, трактора грамотная инженерная служба установила кондиционеры, создала защиту от пыли. Теперь и вовсе идет процесс закупки современной техники. Механизаторы на своем опыте убедились: отечественные «Торумы», «Векторы» и «Доны» не только не хуже хваленых «Джон Диров», но зачастую и лучше. По условиям труда – уж точно не хуже.

Труд и счастье

Про свою семью Пушкарев рассказывает мало. Жена – агроном, всю жизнь работала в семенной инспекции. С детьми – сложнее. Это большой труд – вырастить хороших детей. Это великое счастье – вырастить хороших детей. Вечно занятой папа не всегда уделял им достаточного внимания. Бывали такие моменты: придет Пушкарев домой, снимет свой директорский пиджак – и идет с сыном управляться на подворье. Сын счастлив, что общается с папой. Дочка – мамина помощница. Папино отсутствие дома ранило ее.

– Был период, – вспоминает Владимир Иванович, – она разговаривала со мной не как с отцом, а как с директором, обращалась исключительно на «вы». Дети шалили, мама грозилась рассказать мне. Я нередко был виртуальный дисциплинатор.

По отцовскому недосмотру дети получили юридическое образование, потом экономическое. Сейчас 27-летний сын занимает ответственный пост отцовского заместителя и неоднократно высказывал свое мнение о том, что учиться ему следовало не на юридическом. Было бы лучше, если бы вначале он получил агрономическое или инженерное образование. И все же Пушкарев гордится своим сыном. Парень толковый, нередко дает отцу дельные советы. Вот, например, правила покупки техники. Отец считал: есть деньги – купим машину – найдем механизатора. Сын настаивал: вначале надо найти того, что этой техникой будет управлять, только потом думать о покупке.

Стратегия планирования

– Взялись мы провести испытания комбайнов «Ростсельмаша», – вспоминает Пушкарев. – Нам пригнали комбайн с заводским номером четыре. Сезон наш механизатор отработал, недостатки техники выявил, свои пожелания грамотно оформил, на заводе десяток замечаний сочли дельными, в конструкторскую доработку направили. Сам комбайн мы купили с 10-процентной скидкой – и это при том, что он у нас же год отработал. В рублях эта скидка примерно равна себестоимости небольшой квартиры. Выходит – прав сын, вначале нужен специалист.

– Главное, что я усвоил на посту директора, – делится Пушкарев, – что выгодно быть в авангарде. Мы технику испытываем и покупаем ее же, но дешевле. Мы поля привели в порядок, сеем зерно тех сортов, которым еще и названия-то нет – а торгуем элитными семенами омской селекции, и получаем хороший урожай. А семена-то у нас свои, то есть дешевые.

Совсем недавно Владимир Иванович защитил диссертацию. Зачем? Так получилось. Многолетнее плодотворное сотрудничество с омскими учеными постепенно оформилось в солидный научный труд. Он уже был готов, когда ученые стали настойчиво предлагать директору все же получить степень кандидата.

А вот перевести животноводство на так называемую современную «мегаферму» Пушкарев пока не решается. Не решил для себя главный вопрос: куда людей девать? Доярок и прочих животноводов придется сократить. И куда они пойдут?

Промышленный туризм

Человек несомненно небедный, даже в заграничные турне Пушкарев научился выезжать по производственным нуждам. Оказывается, это несложно. Некая фирма производит, например, агрохимикаты нового поколения. Купить эту неизвестную продукцию могут только передовые сельхозпредприятия, такие, где ищущие и грамотные специалисты способны оценить ее достоинства. Фирма организует недельный семинар, за свой счет приглашает специалистов, а место проведения семинара – какая-нибудь экзотическая страна, например Бразилия. И сам Пушкарев, и ведущие специалисты «Нивы» с удовольствием едут в дальние страны, где много диких обезьян, а в приглашениях недостатка нет. А потом – их никто не обязывает покупать эту продукцию, а еще в общении с коллегами неизбежно появляются новые идеи для развития производства, что ценно само по себе. На таких семинарах Пушкарев освоил горные лыжи и теперь с удовольствием катается.

– Был я в Куршевеле, – улыбается он. – Только и ценного, что все надписи и таблички на русском языке. Есть места и красивее.

Пушкарев как песня

Настольной книгой Владимир Пушкарев считает «Финансиста» Теодора Драйзера. С упоением читал ее дважды. Первый раз – в молодости. Тогда его интересовала любовная линия сюжета. В начале девяностых, когда шли крутые перемены и надо было искать выход из ситуации самостоятельно, Пушкарев перечитал Драйзера – с особым вниманием к экономической линии сюжета. Какие-то идеи взял на вооружение. Главное – учиться можно всегда и везде.

На прощание предлагаю Владимиру Ивановичу провести небольшой психологический тест. Всего пять вопросов, позволяющие узнать, как человек себя самого оценивает. Достаточно сравнить себя с инструментом, необходимым в домашнем хозяйстве, диким и домашним животным, музыкальным инструментом и песней. Главное – понять: что же у человека и предмета общее. Пушкарев на вопросы отвечал быстро. Вот он, какой человек – Пушкарев Владимир Иванович, директор ЗАО «Нива», депутат Законодательного Собрания Омской области.

Как молоток, он умеет крепко и надежно забивать любые гвозди.

Как собака, имеет тонкое чутье и надежно сторожит свое хозяйство. Или как лошадь – создан для того, чтобы везти свой воз и не жаловаться на судьбу.

Как медведь, хозяин в своей берлоге и очень непредсказуем в своем поведении. А еще любит музыку.

Как скрипка, Пушкарев не претендует на самые первые роли. Он счастлив тем, что играет в большом оркестре и способен в случае проблем с дирижером повести оркестр за собой.

А вот с песней вышла заминка.

– На разные песни я похож, – улыбнулся Владимир Иванович, – и ни из одной из них слова не выкинешь.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.