Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Три дня последнего российского императора

Три дня последнего российского императора
29.07.2011
Фото:
Александр Лосунов

26 июля исполнилось 120 лет со дня посещения нашего города последним российским императором Николаем II, который находился тогда в статусе наследника престола. Три дня пребывания в Омске оставили у Цесаревича приятные воспоминания и, взойдя на престол, Николай II относился к городу на слиянии Оми и Иртыша, к его населению и Сибирскому казачьему войску более чем благосклонно. Именно в годы его правления Омск начал стяжать славу крупного транспортного и экономического центра на территории Западной Сибири и Степного края.


Необыкновенное путешествие

Три дня последнего российского императораВ конце 1880-х годов по Петербургу поползли слухи. Все только и говорили о предполагаемом далеком и трудном путешествии в Индию и Китай наследника российского престола Великого князя Николая Александровича, которому впоследствии суждено было войти в отечественную историю под именем императора Николая II. Кругосветная поездка через всю Европу, Африку, Египет и Юго-Восточную Азию с возвращением обратно либо через Америку, либо через бесконечную Сибирь казалась несбыточной мечтой. Однако к середине 1890 г. осуществление этого замысла стало близким и несомненным.

В составлении программы и разработке маршрута путешествия государственной важности приняли активное участие воспитатель Цесаревича Николая генерал-адъютант Г.Г. Данилович, адмирал А.И. Шестаков, известный русский географ Воейков и капитан 1-го ранга Н.Н. Ломен.

И вот настало 23 октября (здесь и далее все даты даются по старому стилю) – день отъезда. Поезд медленно тронулся с Гатчинского вокзала столицы. Впереди предстояла дальняя дорога.

Нередко слышатся высказывания о том, что это путешествие носило чисто развлекательный характер. Но это далеко не так. Оно послужило для будущего монарха хорошей практикой после тринадцатилетнего обучения различным наукам. Именно в ходе него Цесаревич имел возможность ознакомиться с положением дел не только в иностранных государствах, но и в различных областях России. К тому же, Николай вёз с собой две большие корзины книг о тех местностях, где ему предстояло побывать, и неоднократно поражал встречавших его лиц своей осведомленностью об их стране или крае.

Путешествие длилось почти год – 4 августа 1891 г. царский поезд подошел к станции Тосно, и спрыгнувший на перрон Николай обнял своих родителей – Государя Императора Александра III и Императрицу Марию Фёдоровну.

В ожидании высокого гостя

Три дня последнего российского императораО том, что именитый путешественник намерен на обратном пути посетить столицу Степного генерал-губернаторства, стало известно в начале 1891 г. По приказанию Наказного атамана Сибирского казачьего войска генерала от кавалерии барона М.А. Таубе была сформирована комиссия из представителей наиболее причастных к встрече ведомств, ее председателем назначен исполнявший в то время должность начальника окружного штаба генерал-майор Ф.Ф. фон Таубе, а постоянными ее членами являлись правитель канцелярии Генерал-губернатора В.С. Лосевский, председатель Войскового хозяйственного правления Г.Е. Катанаев, бывший городской голова Э.И. Эзет, управляющий Омским округом почтово-телеграфного ведомства И.А. Павлов, протоиерей К.Л. Недосеков и полицмейстер Е.П. Шмонин.

После долгих раздумий и споров комиссия выработала подробную программу. Согласно ей, приезд Николая в Омск ожидался с 19 по 22 июля 1891 г. Готовилась конная встреча, бал, посещение лагерей Кадетского корпуса и многое другое. Но, к сожалению, некоторым из этих мероприятий так и не суждено было состояться. Виной тому явилось злодейское покушение на жизнь Цесаревича в Японии. Сроки следования Николая по намеченному маршруту были ускорены, и программу пришлось менять.

Разработанная заново программа встречи по просьбе князя Барятинского, состоявшего в свите наследника престола, была послана ему в Томск. Через несколько дней туда же отправились оркестр и хор Сибирского казачьего войска, которые должны были на пароходе развлекать августейшего путешественника игрой и пением.

Во время восьмидневного плавания от Томска оркестр ежедневно играл два раза в день. В его репертуаре насчитывалось 170 музыкальных произведений. Судя по всему, музыканты и певцы доставили Цесаревичу и его свите немало удовольствия – по прибытии в Омск хору было пожаловано 700 рублей, а его капельмейстеру Гровесу подарен перстень, усыпанный бриллиантами.

В начале июля в Омске царила предпраздничная обстановка. Горожане строили арки и павильоны близ пристани, украшали здания флагами, зеленью и вензелями, приспособляли шесты для иллюминаций, приводили в порядок дома и улицы. За три дня до приезда высокого гостя в здании Войскового хозяйственного правления (улица Короленко, 12 ) была открыта для осмотра городской публикой выставка подарков от сибирских и семиреченских казаков, предназначенных для наследника престола.

Здесь можно было увидеть карты и атласы разных частей войсковых территорий, планы станиц и юртовых офицерских наделов. Были выставлены три серебряных блюда с солонками, иконы святителя Чудотворца Николая и Абалакской Божьей Матери, чернильный прибор в виде металлического полковничьего погона Семиреченского казачьего войска, а также небольшая шкатулочка – один из подарков сибирских казаков, представляющая собой точную модель винтовки Бердана.

Знакомство с городом

Три дня последнего российского императора14 июля 1891г. в четыре часа пополудни, наследник российского престола на пароходе «Николай», принадлежавшему купцу Гадалову, пришвартовался к омской пристани. Оба берега Оми и мост, соединяющий их, были усеяны толпами людей. Сюда же съехались многочисленные депутации и представители городского общества, которые разместились в красивом павильоне, выстроенном специально для этого случая неподалеку от Игнатовской пристани в устье Оми (здесь сейчас причаливают прогулочные катера). В 3 часа 45 минут с вала Омской крепости прогремели пушечные выстрелы и городскую тишину прервал колокольный звон церквей. Предчувствуя скорую встречу, толпа заволновалась, послышались радостные возгласы, которые при вступлении Цесаревича на омскую землю слились в монотонный радостный гул.

На пристани Николая Александровича и его свиту встретили Генерал-губернатор Степного края барон М.А. Таубе с супругой, исполнявший обязанности вице-губернатора А.И. Дмитриев-Мамонов и городские дамы. Приняв почётный рапорт генерал-губернатора Цесаревич в сопровождении встречавших чинов и свиты проследовал в устроенный на берегу павильон. Здесь Его Высочество приветствовал городской голова А.В. Старков с гласными Думы и председателями купеческого, мещанского и станичного обществ. Вкусив по русскому обычаю хлеб-соль, наследник престола поклонился присутствующим и направился к экипажу.

Под радостные крики многотысячной толпы венценосный путешественник проехал через построенную специально к его визиту триумфальную арку к Ильинской церкви, где был встречен городским духовенством во главе с протоиереем Недосековым, который краткой речью приветствовал наследника престола.

Здесь Николай Александрович впервые вступил на то самое место, где по указанию первого императора России – Петра Великого в 1716 году была заложена Омская крепость. Пока проходила служба в церкви, толпа в благоговении стояла перед храмом. Но как только августейший атаман снова показался на улице, направляясь через сад к генерал-губернаторскому дворцу, она опять кинулась за ним. Сдержать народ было невозможно. Обгоняя друг друга, люди с восторженными криками стремительно бежали за наследником престола, уничтожая на своем пути цветочные клумбы, кусты, молодые деревца, посаженные к приезду гостя.

У подъезда дворца Генерал-губернатора Цесаревича ожидала рота почетного караула со знаменем, хором и оркестром, а также начальники всех управлений и учреждений округа. Приняв всех представлявшихся, Великий князь удалился в покои дворца, над которым уже развевался императорский штандарт. Спустя некоторое время под восторженные крики многочисленной публики, усеявшей Дворцовую улицу (сейчас часть ул. Ленина), Ильинскую площадь (ныне пл. Ленина), набережную, мост и аллеи Любинского проспекта, гость, сопровождаемый личным конвоем и многочисленной свитой, проследовал в здание первой женской гимназии (ул. Ленина,10), где его встречали более 1500 воспитанниц заведения. По убранной цветами лестнице престолонаследник поднялся на второй этаж, где в убранном флагами и гирляндами зелени актовом зале одна из воспитанниц гимназии преподнесла Его Высочеству букет цветов и подарки – ковер, подушку, дорожную сумку и портфель, сделанные руками гимназисток.

Затем Николай Александрович посетил убежище для бедных детей, которое помещалось на углу улиц Тобольской (ныне Орджоникидзе) и Баронской (ныне Октябрьская), и крепостную Соборо-Воскресенскую церковь, где после краткого молебна осмотрел Евангелие, крест, дискос и напрестольное облачение, пожертвованные церкви императрицей Екатериной II в 1774 г.

В этот же день, вечером был назначен смотр казачьей бригады, омского батальона и трех рот Сибирского кадетского корпуса, который принимал лично Великий князь. Цесаревич остался очень доволен наружным видом и строевой подготовкой войск. Около 11 часов, когда уже казаки разошлись по казармам, было объявлено, что наследник престола жалует им по чаре водки каждому.

Первая половина следующего дня была полностью посвящена празднику Сибирского казачьего войска. К 9 часам утра на площади и по обеим сторонам Дворцовой улицы начали выстраиваться полки в пешем строю. За казаками вдоль улицы и на площади снова собрались огромные толпы. Все окна домов и балконы по Дворцовой улице были также переполнены. В 9 часов 30 минут Великий князь в форме лейб-гвардии Атаманского полка вышел из дворца генерал-губернатора. Впереди следовали шесть станичных атаманов, а шествие замыкали войсковые депутации. Августейший атаман проследовал в Никольскую Казачью церковь, куда были внесены все казачьи знамена. По окончании литургии и молебна Великий князь осмотрел легендарное знамя Ермака Тимофеевича.

Позавтракал Цесаревич в здании войскового хозяйственного правления. Завтрак был сервирован на 350 человек, а блюда приготовлены «исключительно из местных произведений: рыба иртышская, рябчики тобольские и т. п.». После трапезы Его Высочество проследовал в особо устроенный фотографический павильон, где разрешил омскому фотографу И.Е. Кесслеру отснять большой поясной фотопортрет и сделать общий снимок с представителями Сибирского казачьего войска.

День, вошедший в историю Омска

16 июля 1891 г. запомнилось омичам надолго! В этот последний день своего пребывания в Омске Цесаревич Николай Александрович принял личное участие в закладке будущего главного городского храма – Успенского кафедрального собора.

Церемония самой закладки происходила так. 16 июля к 10 часам утра из всех городских церквей к этому месту стали стекаться крестные ходы. Они принесли к фундаментному рву наиболее чтимые православными омичами иконы, из которых с восточной стороны будущего храма получился своеобразный иконостас. В середине был сооружен изящный ажурный павильон бледно-розового цвета. Это временное строение было предназначено для престолонаследника и его свиты, духовенства и приглашенных лиц. К 11 часам вся площадь и прилегающий к ней сад были переполнены многотысячной толпой. Наиболее проворные и ловкие из них забрались даже на здания.

К этому времени прибыл Высочайший конный поезд. У входа в сад Его Высочество встретили члены строительного комитета. В сопровождении многочисленной свиты и при громких криках «ура» августейший гость проследовал по устланному красным сукном помосту в павильон, где все городское духовенство во главе с протоиереем Недосековым в одинаковом светло-голубом облачении стояло готовое приступить к совершению молебствия. Для совершения церемонии закладки наследник российского престола в сопровождении духовенства и свиты спустился в головную часть фундамента. Здесь Цесаревич собственноручно положил в крестообразное углубление четыре золотые монеты. Углубление это затем было прикрыто металлической доской, на которой по церковно-славянски говорилось, в чьем присутствии залдожена сия церковь и когда – «в лето от сотворения мира 7399 от Рождества же по плоти Бога Слова 1891, месяца июля 16-го дня».

Как поссорились епископ Сибирский со Степным губернатором

Меня, как историка долго мучил вопрос: почему Епископ Тобольский и Сибирский не присутствовал на закладке Успенского кафедрального собора, хотя и по чину и по церковному этикету, тем более в присутствии Цесаревича он должен был быть на этом мероприятии лично. Обнаруженный не так давно архивный документ помог найти ответ на этот вопрос.

Дело было так. В связи с проездом наследника престола по Сибири Генерал-губернатор Таубе послал телеграмму Его Высокопреосвященству с приказанием сопровождать высокого гостя из Томска через Тобольск в Омск. У архиерея такое приказание вызвало негодование, поскольку он Генерал- губернатору напрямую не подчинялся. Владыка написал о ситуации в Синод, а тот признал приказание Губернатора Степного Края унизительным, роняющим архипастырское достоинство. В результате Епископ Иустин сопровождал Цесаревича лишь от Тобольска до Тары, а в Омск обиженный архипастырь не поехал. Более того, он пожаловался Великому князю на Таубе. Максиму Антоновичу неуместность его распоряжения была поставлена Цесаревичем на вид. Проводив гостя, губернатор отправился в Тобольск, чтобы принести Иустину своё покаяние. Но того, видимо, обуяла нехристианская гордыня. Ожидавшего у порога архиерейского дома главу края епископ не принял, сославшись на мнимую болезнь. А что бы пуще досадить старику-генералу, архиерей демонстративно, под колокольный звон тут же отправился на свою обычную загородную прогулку в Абалакский монастырь. Само собой разумеется, что обо всём этом барон Таубе тут же донёс в Петербург. Ответ из столицы последовал мгновенно в виде распоряжения об увольнении Преосвященного Иустина на покой.

Приезд через четверть века

16 июля после торжественной закладки собора и прощального обеда в генерал- губернаторском дворце, Цесаревич в 5 часов вечера покинул Омск. Провожать его вышел весь город. Лишь только экипаж престолонаследника двинулся от дворца к пристани, чтобы переехать на пароходе на левый берег Иртыша и на лошадях по тракту продолжить путь в столицу, над городом раздался прощальный колокольный звон, который не прекращался до тех пор, пока Великий князь Николай Александрович не вступил на другой берег.

Сегодня, мало кто знает, что Государь Император Николай II вообще-то побывал на омской земле дважды. В 1891 г. – при возвращении из кругосветного путешествия и в 1918 г. – когда комиссар Яковлев, осуществлявший охрану царской семьи при перевозе Государя, его супруги Александры Федоровны и Великой княжны Марии Николаевны, вместо Екатеринбурга вдруг неожиданно повернул литерный железнодорожный состав в сторону Омска. Но до нашего города поезд не дошёл. Пока Яковлевым вел переговоры с Москвой и местными большевиками, он около суток стоял на станции Любинская, а затем двинулся в сторону Екатеринбурга. Случилось это 28 апреля 1918 г. 15 июля этого года недалеко от железнодорожного вокзала на станции Любинская была торжественно открыта мемориальная доска, напоминающая нам об этом невольном и малоизвестном втором посещении Государем российским Омского Прииртышья.

Вместо эпилога

Прошли годы, и мы с гордостью и благоговением вспоминаем, что последний российский Император Николай II в свою бытность наследником престола закладывал в нашем городе Успенский кафедральный собор. Думается, не ошибусь, если скажу, что и наши потомки с такими же словами благодарности будут называть имя губернатора Омской области Леонида Полежаева, который в июле 2005 года начал великое богоугодное дело – восстановление порушенной святыни.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.