Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Социальный бюджет с инновационной составляющей

Социальный бюджет с инновационной составляющей
26.09.2011
Фото:


На прошлой неделе губернатор Омской области Леонид Полежаев выступил с Бюджетным посланием перед депутатами Законодательного собрания. Главой региона было определено пять основных задач, которые стоят перед Прииртышьем в ближайший год. Как грамотно управлять бюджетными ресурсами, почему важно развивать социальную составляющую бюджета и при этом не забыть о других сферах, как повысить его доходную часть и уйти от коррупционных схем? На эти вопросы за круглый стол мы пригласили ответить представителя Омской области в Совете Федерации Алексея Сокина, депутата Законодательного собрания Омской области, главного врача МСЧ №9 Юрия Шаповалова и директора агрокомплекса «Ударный» Сергея Головачева.

– Особенность нынешнего Бюджетного послания в том, что впервые бюджет будет утверждаться сразу на три года. Может ли подобное планирование в будущем вызвать какие-то финансовые трудности? 
Ю. Ш.: Бюджет всегда формировался по краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной программам – год, три и пять лет. Это правильное решение, поскольку какие-то вещи мы закладываем на перспективу. Хочу немного вернуться в прошлое, когда из области уходила «Сибнефть». Тогда отдельные «доброжелатели» сулили скорейшую гибель Прииртышью. А что мы видим сейчас? Собираемость налогов не только не уменьшилась, а увеличилась. По оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти наша область занимает лидирующие позиции в стране. Пятую строчку в комплексном развитии, и первую – по динамике развития. 
С. Г.: То, что бюджет региона планируется на среднесрочную перспективу, говорит о стабильности территории и о последовательности решения задач, которые ставятся руководством области. И ровно через год нет необходимости снова начинать ту же самую процедуру, тем более если мы создаем какие-то долгосрочные программы. Например, строительство социально значимых объектов. Ведь такие проекты реализуются не за полгода и даже не за год.
– Бюджет-2012 вновь имеет социальную направленность. Однако бытует мнение о том, что вначале следовало бы создать условия бизнесу, его поддержать, чтобы в будущем от него получить хорошую отдачу. Тогда и на социалку больше финансовых вливаний пойдет.
Ю. Ш.: Подобный подход когда-то «потопил» российскую оборонку. Государство в свое время решило: наша оборонная промышленность подождет. Сегодня смещение акцентов в сторону бизнеса никого не удовлетворит, поэтому в Бюджетном послании приоритеты расставлены верно. Жителям региона, да и в общем-то страны, нужно хорошее здравоохранение, качественное образование, 
комфортное жилье. Бюджет должен работать на граждан, именно для них он и формируется. 
С. Г.: Делая упор на социальную сферу, мы тем самым опосредованно думаем и об экономике. Повышая демографию, увеличиваем потребительские возможности населения, укрепляем обороноспособность страны. Безусловно, необходимо часть бюджета направлять и на развитие предпринимательской активности, инновационных технологий, продвижение продукции, создавая таким образом определенный баланс. 
А. С.: Основа, фундамент территории – это экономика. И в первую очередь наша общая задача в том, чтобы развивать экономический сектор, думать, как привлекать ресурсы в регион, а главное – создавать условия и правила, в которых у регионального бюджета будет ежегодно и стабильно прирастать доходная часть! И только тогда можно уверенно планировать и обеспечивать расходные социальные обязательства.
– Бюджет Омской области, как и в прежние годы, дефицитный. В этом есть и свои плюсы. Региону можно рассчитывать на финансовую поддержку из Федерации. Но все же за счет чего еще можно получить доход, тем более у нас нет сырьевых ресурсов? Интересную инициативу высказал председатель Счетной палаты России Сергей Степашин. Он предлагает разработать методику выявления фирм-однодневок, чтобы хоть каким-то способом с таких компаний получать налоги. 
А. С.: Каждый регион имеет свою историю развития. У каждого своя мотивация, свои ресурсы либо их отсутствие. Выявлять фирмы-однодневки – это локально и ненадежно. Вопрос – за счет чего можно и нужно развиваться?! По итогам полугодия в федеральный бюджет внесены значительные изменения – увеличена доходная часть и увеличено финансирование социальных расходов. Но за счет чего?! Само собой, от нефтегазовых поступлений. А на что должны опираться регионы? В этом смысле у Омской области есть точки опоры. Именно об этом еще раз сказал губернатор. Инновации, люди – их знания и интеллект, и экономика, ориентирующаяся на малый и средний бизнес, промышленность  и сельское хозяйство. 
Ю. Ш.: Необходимо более грамотно управлять бюджетными средствами. Страна, как вы видите, сидит на нефтяной игле и опасается снижения цен на нефть и газ. Тем не менее Прииртышье, не имя собственного сырья, занимает верхние строчки по динамике развития. 
С. Г.: Государству давно пора заняться вполне очевидными проблемами. И искать их не надо, все лежит на поверхности. Зерно – огромный теневой рынок страны. Большинство производителей зерна перешло на единый сельхозналог, исключающий НДС. А мукомольные предприятия не купят у них зерно для переработки без налога на добавленную стоимость. То же самое и с торговыми сетями. Здесь-то и появляются фирмы-однодневки, используются серые схемы. А ведь товар продается обычному покупателю, которому налог не нужен. А стоит лишь усовершенствовать эту систему, исключив из нее ненужный механизм. В целом же дефицит покрывается за счет развития новых производств. В Сибири и в Омской области еще и за счет АПК. 
– Губернатор в Бюджетном послании говорил о масштабной модернизации во многих отраслях, в частности в агропромышленном комплексе. И задача, по мнению главы региона, не должна сводиться к банальному увеличению поголовья, цель – наращивать продуктивность. На ваш взгляд, чего пока не хватает сельскому хозяйству? 
С. Г.: Ставя определенные цели перед АПК, губернатор тем самым пытается повысить конкурентоспособность сельхозпродукции. На мой взгляд, в сельском хозяйстве можно применять два подхода, два принципа развития – катализаторский либо перераспределение. Давайте представим первую модель. Государство выделяет определенное количество средств на строительство производственного объекта в сфере АПК. Зачем? Ни одному фермеру при нынешнем устройстве банковской системы не взять кредит, поскольку нужна залоговая база. Ее у фермера нет. На бюджетные деньги строится предприятие, передается фермеру, чтобы тот взял кредит в банке. В итоге фермер получит производственную базу, а государство вернет деньги в казну. И снова действовать по схеме. Второй вариант – перераспределение. Могу привести пример на уровне Федерации. Страна себя позиционирует как экспортно-ориентированная зерновая держава. Но забывает о том, что экспорт производится на краях нашей Родины. Мы в Сибири вынуждены везти зерно для продажи через всю страну. Эффективней перераспределить федеральные субсидии и дотации. Мне кажется, сибирские регионы готовы отдать дотации на зерно в пользу той же Кубани и развивать там растениеводство, а себе получить дотации на развитие животноводства.
Ю. Ш.: Сельское хозяйство тормозят две вещи – отсутствие рынка сбыта и несбалансированность соотношений производитель–переработчик–продавец. Во всем мире доля производителя – 50 процентов, а у нас производитель получает 20–25 процентов. 
С. Г.: Чтобы увеличить процент производителя, необходимо уйти от монополизма крупных молочных и мясных комбинатов. Здорово, что в районах открываются мини-молзаводы! Они дисциплинируют крупных игроков на этом рынке.
– Областью взят курс на развитие инноваций, инновационного предпринимательства, инновационной экономики. За счет чего нам можно укрепить свои позиции?
С. Г.: Инновации – это определенный скачок. Само собой, применение старых технологий отодвигает развитие. Весь мир зарабатывает деньги на всем новом. Взять, ipad. Его себестоимость низкая, зато какова рентабельность для компании-производителя. Заметьте, новое приходит к нам с Запада. Но это вовсе не означает, что у России нет идей, нет ученых, это говорит лишь о том, что наши передовые разработки лежат в тумбочках. Более того, нет хорошего инструмента для их реализации. Здесь стоит подумать не о локальной поддержке, а о комплексных мерах. 
А. С.: Россия находится в очень жесткой конкуренции со странами Запада и уже Востока. И, к сожалению, Россия во многом уступает. Конкуренция идет и внутри страны между регионами, каждый борется за свое место под солнцем. Борьба идет и за людей, за их умы, за качество жизни. Я даже не говорю о борьбе регионов за участие в федеральных целевых программах и получение финансирования из федерального бюджета. И этот процесс 
будет идти до той поры, пока не будут пересмотрены правила «децентрализации» власти в части и полномочий, и межбюджетных отношений. При подобной расстановке каждый регион должен надеяться на себя. Для этого ряд федеральных налогов отдадут на места. И мудрость местной власти будет заключаться в том, чтобы заранее определить именно инновационные приоритеты и действовать в этом направлении, включаясь в гонку, всячески стимулируя и поддерживая передовые технологии. Сферы, в которых омичи могут проявить себя, также были озвучены губернатором – кадры, технологии, приборостроение, информационное общество. 
– Мы пытаемся внедрять инновации, но до сих пор безуспешно боремся с коррупцией. Одна из задач Бюджетного послания – минимизировать общение чиновника с гражданами. Как этого добиться? Развивать сферу оказания государственных услуг в электронном формате? Поможет ли?
Ю. Ш.: Если еще несколько лет назад мы даже и не мечтали об электронных услугах, то сейчас они постепенно входят в нашу жизнь. Другое дело, как население подготовить, приучить к этому. Направление верное, но все-таки должно пройти какое-то количество времени, чтобы мы наконец-то поняли, насколько эти технологии упрощают жизнь.
С. Г.: Системы, сводящие к минимуму общение чиновников с гражданами, полезны. Но борясь за чистоту рядов среди чиновников, автоматически порождается коррупция в других сферах. Например, в силовых структурах, так как им предоставляется больше полномочий. 
А. С.: Мировая практика показывает: нашим государственным структурам давно пора выходить 
в Интернет. Это удобно, эффективно, малозатратно. И средства, кстати, на это выделяются немалые. Но до сих пор все измеряется количеством купленных компьютеров, метрами проложенного кабеля. Но вот в чем проблема – 
посмотрите статистику: почти 60 процентов населения не знает, что такое Интернет и как им пользоваться. Люди не готовы. Им проще продолжать общаться с чиновниками напрямую. Действительно, чиновничий аппарат раздут. Приведу цифры. В российских регионах находится от 46 до 80 представительств федеральной власти. К примеру, разрешение на вывоз мусора дает федеральная структура. Нелогично. Региону, наверное, проще и быстрее в своем хозяйстве разобраться. 
– Уход от системы госзакупок и переход на федеральную контрактную систему поможет ли уйти от огромных бюджетных потерь? Определенная часть бюджетных денег просто разворовывается. И облегчит ли ФКС жизнь государственным и муниципальным заказчикам?
Ю. Ш.: К конкурсам необходимо привлекать проверенного поставщика, имеющего свои производственные площади, определенную доходную базу, репутацию. Зачастую в тендерах участвуют предприниматели, ничего не имеющие, иными словами, посредники. Отсюда и качество их услуг, и продукция оставляют желать лучшего. И судиться с такими непросто, практика складывается не в пользу госучреждения. 
А. С.: Пора уходить от принципа: выиграет тот, кто предложит дешевле. 94-й Федеральный закон обнажил многие проблемы системы. В определенной степени из-за действия этого закона буксовали целевые программы, в том числе и региональные. Чтобы начать работать на перспективу, и вводится федеральная контрактная система. Она вполне может выстроить нормальные взаимоотношения между заказчиком и поставщиком. Отсечет временщиков, позволит планировать. Даст гарантии социальным учреждениям, не заставит их погружаться в большую бюрократическую процедуру, связанную с системой госзакупок. 
– Какие важные моменты для себя вы отметили в Бюджетном послании?
Ю. Ш.: Мне, как врачу, безусловно, важна сфера здравоохранения. Ее ждет масштабная модернизация. 
Повышение зарплаты медперсоналу, техническое перевооружение, строительство новых больниц и поликлиник. Восемь миллиардов рублей будет выделено из бюджета на здравоохранение – внушительная цифра.
С. Г.: Безусловно, радует, что упор сделан на развитие сельских территорий. И пять задач, поставленные губернатором, напрямую или косвенно затрагивают агропромышленный комплекс. Повышение зарплат врачам и учителям, строительство жилья, в том числе для молодых семей. Улучшая жизнь на селе, мы возвращаем тех, кто уже успел уехать, и оставляем тех, кто только подумывал о переезде. 
А. С.: Бюджетное послание губернатора не только подводит итог году 2011-му, строит планы на ближайшие три года. Бюджетное послание – это стратегический документ, я бы сказал, определяющий развитие региона на ближайшие десятилетия. Важна мысль о кадровом потенциале территории. Люди – вот основной капитал, объект для вложений. Как всегда, губернатор чувствует и действует на перспективу. Глава региона озвучивает те направления  развития, о которых только завтра или послезавтра заговорят на федеральном уровне. 
Круглый стол вела Виктория Стрельникова.

Архив « 2016 » « Октябрь » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.