Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Ирина Сорокина: «Главное в нашей работе – усилить доверие к судам»

Ирина Сорокина: «Главное в нашей работе – усилить доверие к судам»
14.03.2012
Фото:

Из всей судебной системы сегодня, пожалуй, самой динамично развивающейся и подверженной разного рода новшествам, техническим в первую очередь, и вместе с тем самой молодой является система арбитражных судов.


За примерами далеко ходить не нужно. Истцы, дабы не тратить драгоценное время на поход в суд, привыкают отправлять иски через Интернет, а в скором времени и вовсе материалы арбитражного дела будут открыты в свободном доступе, тоже благодаря Всемирной паутине. Больше года спорщиков из разных уголков России связывает видеоконференц-связь. Несмотря на такое обилие технических возможностей, у председателя Арбитражного суда Омской области Ирины Сорокиной интервью мы все же решили взять лично.


Ирина Викторовна, в конце января в Москве прошло масштабное совещание судейского корпуса по случаю двадцатилетия системы арбитражных судов. Служителей Фемиды приехал поздравить даже президент России. О чем шел разговор? Наверняка были озвучены важные направления дальнейшего развития?


Система арбитражных судов нашей страны в этом году отмечает свой юбилей. Двадцать лет – пока еще юность, но в этом возрасте можно сделать некоторые выводы о текущем положении арбитражных судов, отметить многочисленные достижения системы и, конечно же, строить планы на будущее. В год образования арбитражных судов, да и десятью годами позже, многие вещи, привычные для нас сейчас, казались невероятными. Прежде всего, речь идет о внедрении информационных технологий в судебный процесс. Внедрение электронного судопроизводства и его элементов является одним из важных факторов преодоления правового нигилизма посредством обеспечения открытого и доступного хозяйственного правосудия, ускорения сроков рассмотрения споров и повышения качества судебных актов. Все это должно увеличить доверие к судебной системе и способствовать снижению конфликтности в обществе. Открытость, в свою очередь, делает решения предсказуемыми, формируется единообразная судебная практика и, как следствие, растет доверие к арбитражным судам.


Возможность найти в сети Интернет любой судебный акт, принятый по делу – это то, чем может похвастаться судебная система далеко не в каждой стране мира. С ноября 2010 года ведется аудиозапись всех судебных заседаний. Пока отсутствуют технические решения, позволяющие размещать аудиопротокол подобно текстам судебных актов в свободном доступе (он предоставляется сторонам спора по запросу), но к этому необходимо стремиться. Само по себе наличие аудиозаписи, а уж тем более в свободном доступе, дисциплинирует и судей, и представителей сторон. Самый зрелищный элемент системы электронного судопроизводства – это система видеоконференц-связи. С каждым днем количество таких заседаний увеличивается.


С января прошлого года появилась возможность представления процессуальных и иных документов в электронном виде. Это очень удобно для сторон, участвующих в деле. Электронное дело вообще само по себе удобно. И не только потому, что сторонам не нужно приезжать в суд для ознакомления с материалами. Его можно оперативно пересылать из инстанции в инстанцию. Расстояние между городами, где расположены суды первой и апелляционной инстанций, бывает огромным. Передача бумажного носителя занимает несколько дней, а электронного – секунды. И апелляция или кассация приступит к ознакомлению сразу же после поступления жалобы на решение. Хотелось бы, чтобы участники процесса были заинтересованы в формировании электронного дела, направляли в суд все документы в электронном виде.


Чаще ли стали предприниматели прибегать к процедурам судебного рассмотрения споров? Каких дел больше?


В прошлом году наметилась тенденция к снижению количества судебных дел. Основная нагрузка приходилась именно на кризисные годы, тогда произошел всплеск гражданских дел, видимо, потому что стороны предпочитали доверять суду. Больше всего споров, вытекающих из гражданских правоотношений, – это неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств и так далее. Таких в 2011 году было почти семь тысяч. Административные дела занимают пусть и меньшую, но все же весомую долю – пять с половиной тысяч. Рассмотрено четыре с лишним тысячи заявлений в рамках дел о несостоятельности (банкротстве).


Банкротных дел рассмотрено немало. Но если вновь обратиться к статистике, в прошлом году всего лишь на одном предприятии введена процедура финансового оздоровления? Почему эта, в общем-то спасительная мера так непопулярна?


Как показывает практика, заявления о признании должника банкротом в большинстве своем подаются слишком поздно, когда восстановить его платежеспособность практически невозможно. Нередко на момент подачи заявления исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в

ходе исполнительного производства. Указанные обстоятельства делают процедуру финансового оздоровления малоэффективной, что ведет к признанию должника банкротом и заканчивается полной ликвидацией предприятия. 90 процентов должников проходят через конкурсное производство.


Случается ли, судья понимает: предприятие умышленно ведут к ликвидации? Что он может сделать?


Практически ничего. Вообще, закон о банкротстве никак не ставит в зависимость наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства с прекращением производства по делу. По Закону о несостоятельности (банкротстве) в компетенцию арбитражного суда не входит выявлять факты преднамеренного и фиктивного банкротства, это прямая

обязанность арбитражных управляющих. Они должны сообщать о таких фактах лицам, участвующим в деле, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к чьим полномочиям относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях. Суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, может лишь назначить экспертизу в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.


В законодательстве о банкротстве много интересных моментов и далеко не все суд может контролировать. К примеру, в законе отсутствует механизм отстранения арбитражного управляющего по инициативе суда. Мы можем всего-то рассмотреть жалобу или ходатайство собрания кредиторов об отстранении и отстранить по их результатам. Процедура банкротства полностью отдана на откуп кредиторам. Если суд, рассматривая тот или иной момент в деле о банкротстве, видит нарушения, например, арбитражный

управляющий ненадлежащим образом реализует имущество должника, где-то публикацию не сделал, затянул процедуру, то информирует об этом Росреестр, проводится проверка. И по ее результатам составляется протокол и направляется в суд для рассмотрения вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. И только в случае дисквалификации мы имеем возможность самостоятельно отстранить арбитражного управляющего. Поэтому хотелось бы, чтобы у суда было побольше функций, и тогда недобросовестные арбитражные управляющие не будут «сидеть на шее» у должника, не возникнет ситуаций, когда при пассивном контроле со стороны кредиторов арбитражный управляющий, грубо говоря, целый год ничего не делающий, получает вознаграждение за весь период исполнения своих обязанностей.


Проблемных моментов, затрудняющих принятие решение по делу, правовых коллизий или законодательных пробелов наверняка немало?


Однозначно так сказать нельзя. Арбитражный суд Омской области рассматривает тысячи дел в год. И каждое индивидуально. При решении, казалось бы, однотипных ситуаций исход дела может быть разный, все зависит от того, насколько участники процесса позаботились о доказательной базе в рамках рассмотрения того или иного спора, насколько они

активны в процессе доказывания. Наличие пробелов в праве, правовых коллизий обусловлено объективными причинами. Национальное законодательство пока находится в стадии становления.


Но сейчас все-таки Высший арбитражный суд делает уклон в сторону правового прецедента и больше склоняется к единообразию судебной практики…


Безусловно, мы идем к предсказуемости правового акта. Но каждое дело все равно не будет ограничено правовыми стандартами и, на мой взгляд, требования к единообразию судебной практики не есть установление на территории России судебного прецедента как формы права в классическом его понимании. Оно предполагает выработку единого подхода между арбитражными судами к толкованию и применению тех или иных правовых норм. Поэтому в условиях становления и развития отечественного законодательства такой подход кажется единственно верным. В арбитражной практике существует сколько угодно случаев, когда законодательство не дает исчерпывающего ответа на тот или иной вопрос, поэтому в целях восполнения пробелов в праве Пленум ВАС принимает соответствующие постановления. Высший арбитражный суд способствует уяснению истинного смысла принимаемых законодателем норм. Ну а вопрос об обязательности постановлений Пленума ВАС для арбитражных судов в Российской Федерации давно решен на законодательном уровне.


Поступают жалобы на судейский корпус? Были ли случаи, когда кто-нибудь из сторон арбитражного процесса хотел компенсировать время, потерянное в суде? Сейчас законодательство позволяет это сделать.


Пока еще неискоренима привычка, заложенная в нашем менталитете, жаловаться по любому поводу, даже надуманному. Раньше ходили жаловаться царю-батюшке, в советские времена – в профком, а теперь если что-то в жизни не так, и в суд с удовольствием сходим. На самом деле обоснованных жалоб на судей поступает очень мало. Иски же о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, рассматриваются высшими судами округа. В нашем случае – Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского федерального округа. Единственное, что могу отметить: решений о присуждении компенсаций в отношении наших судей не было.


Как происходит распределение дел между судьями?


Важнейшим элементом электронного правосудия является случайное (естественно, с учетом специализации) формирование состава суда, обеспечиваемое АИС «Судопроизводство». Система автоматического распределения дел работает в Арбитражном суде Омской области уже много лет. Все поступающие заявления регистрируются специалистами группы приема и регистрации в базе дел, после чего компьютер распределяет поступившие заявления между судьями с учетом их специализации. Передать дело можно только в исключительных случаях (судья не рассматривает данную категорию дел) и только по служебной записке на имя председателя. Благодаря электронному судопроизводству невозможно распределить дело определенному судье. Более того, даже самую узкую категорию дел рассматривают не менее пяти судей.


Востребованы ли процессы с участием арбитражных заседателей? По каким категориям дел чаще всего собираются непрофессиональные судьи?


В прошлом году с участием арбитражных заседателей рассмотрено всего одно дело. Цифра говорит сама за себя. Чем это объясняется? В ноябре 2010 года вступили в силу изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, предусматривающие участие заседателей только по особо сложным делам либо делам, в которых необходимо использование специальных познаний в сфере экономики, финансов, управления. Хотя и ранее этот институт не пользовался особым вниманием со стороны участников процесса


Арбитражная статистика показывает: налоговые споры складываются не в пользу фискальных органов. Наглядный пример. За прошлый год налоговиками заявлено требований на сумму более 32 миллиардов рублей, а в суде удалось отстоять лишь три с половиной миллиарда. Бюджет потерял немалые средства. Почему так происходит?


Я в свою очередь приведу статистику нашего суда. За 2011 год в производстве находилось 782 дела о взыскании обязательных платежей и штрафов. Фискальными органами выиграно 101 дело. Если перевести количество рассмотренных дел в денежный эквивалент, получим: к взысканию налоговыми органами было заявлено 310 миллионов рублей, а фактически взыскано около 14 миллионов. В большинстве случаев налоговым органам отказано во взыскании обязательных платежей и санкций в связи с пропуском срока, установленного Налоговым кодексом. Трудно суду удовлетворить и ходатайство о восстановление срока, поскольку уважительных причин для этого не находится. Проблемной для налоговых органов является ситуация, когда, заявляя требование о взыскании пеней, сотрудники налоговых органов не могут разобраться в расчетах, произведенных ЭВМ, и пояснить за какой период начислена пеня, на какую задолженность, какова судьба недоимки, на которую начислена пеня. Эти обстоятельства в совокупности повлияли на конечный результат рассмотрения дел.


Часто ли в качестве стороны по делу выступают иностранные компании? Возникают ли трудности с такими спорщиками?


В нашем суде дела с участием иностранных компаний – редкость. Это объясняется и экономикой нашей области, и ее географическим положением. Споры с участием иностранных компаний имеют свои особенности и сложности, главная из которых – извещение о времени и месте судебного разбирательства. Согласно процессуальному законодательству, иностранные лица извещаются путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. К тому же законодательно установлены определенные требования к документам иностранного государства, а именно: документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов России по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. В связи с чем дела такой категории имеют более длительный срок рассмотрения.


Беседовала Виктория Стрельникова
Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.