Выдержка из выступления Алексея Мордашова, руководителя комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО на заседании Правительства РФ.
Мне в качестве руководителя рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей по присоединению России к ВТО пришлось активно участвовать во многих обсуждениях, связанных с присоединением к ВТО. Я полностью хотел бы ещё раз поддержать то, что сейчас самое главное – надо минимизировать негативные последствия и воспользоваться наконец плодами вступления, которое мы так долго готовили. Здесь хотелось бы, говоря о негативных последствиях, упомянуть такой факт: мы в рамках рабочей группы несколько лет вели оценки (силами членов рабочей группы, привлечённых экспертов) возможных негативных последствий. Надо сказать, что практически все сектора серьёзных негативных последствий не назвали. Эта мысль как-то является, может быть, нечасто обсуждаемой в наших средствах массовой информации, у нас как-то больше принято обсуждать негативные оценки. И коллеги из сельскохозяйственного сектора говорили, что они поддерживают вступление в целом. Я думаю, что объяснение этого факта – что особых негативных последствий ждать не стоит – связано просто с тем, что экономика российская уже очень открыта международной конкуренции и уровень её защиты внутренней очень низок по сравнению с подавляющим большинством стран в мире. Хотелось подчеркнуть при этом, что процесс присоединения, который шёл долго, был абсолютно открытым, и Министерство экономического развития и торговли, Министерство промышленности были готовы выслушать любые заинтересованные стороны, кто имел интерес и желание участвовать в переговорах.
Говоря сейчас о смягчении негативных последствий, конечно, необходимо выработать умные механизмы. Есть ряд секторов, которые действительно очень чувствительны, автопром, например, – по нему до сих пор, как я понимаю, нет решения, хотя Минпром занимается этим вопросом. Но ориентировочно, с 1 сентября предположительно, мы станем действующими членами ВТО, и к этому моменту надо, чтобы правительство приняло решение по тем предложениям, которые есть у автопрома. Тема эта очень серьёзная, и здесь, конечно, необходимо определённое внимание со стороны руководства.
Как показывает практика, традиционно министерства и ведомства, чувствуя внимание со стороны руководства и правительства, активней двигаются вперед, это по опыту… Просто очень опасно то, что мы технически окажемся членами ВТО, ну с высокой степенью вероятности, в очень понятный день, который очень недалеко от сегодняшнего. Там просто автоматически начнёт действовать целый ряд мер, которые, не будучи смягчёнными, могут очень негативно отозваться, прежде всего, в отношении автопрома. Речь идёт об импорте подержанных автомобилей, там коллеги из автопрома занимаются выработкой идей, но пока, как я понимаю, всё-таки пакет мер, полностью взвешенный, не выработан, а он очень остро необходим.
Очень отрадно было слышать выступление сельхозпроизводителей о том, что есть определённые предложения, которые могли бы существенно повысить эффективность работы сельскохозяйственного комплекса. Есть определённые проблемы в сельхозмашиностроении: производство комбайнов, у нас, конечно, может быть, пока ещё не на самом высоком передовом мировом уровне, но оно есть, для него реально уровень защиты внутреннего рынка существенно изменится со вступлением в ВТО.
И так далее, целый ряд секторов.