Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Последний путь Николая II

Последний путь Николая II
17.07.2012
Фото:

94 года назад в ночь с 16 на 17 июля в  Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома была зверски убита вся семья последнего русского  царя. Начиная с начала 1990-ых годов эти дни получили наименования «Царских» и отмечаются они в тех городах, которые напрямую связаны с послереволюционной судьбой последнего русского царя: Санкт-Петербурге, Пушкине, Тобольске, Екатеринбурге. Традиция постоянного празднования Царских дней в Омске у нас не сложилась. Говорят, что бывший митрополит Омский и Тарский Феодосий в период правления Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в эти дни практически ежегодно ездил в Троице-Сергиеву лавру на празднование перенесения мощей Святого Преподобного Сергия Радонежского. Впрочем, это не значит, что в Омске о царе-мученике не помнили.

Начиная с 1990-ых годов в Омске ежегодно служились панихиды  по последнему Российскому Императору и его семье. Первая из них прошла в Крестовоздвиженском кафедральном соборе. Служил её митрофорный протоиерей отец  Иоанн Мельник. Напомним, что Зарубежная Русская Православная Церковь причислила к лику святых Николая и всю царскую семью 19 октября 1981 года. В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Церкви Московского Патриархата царская семья была причислена РПЦ к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских. Чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года.

 С благословения и при непосредственном участии находящегося ныне на покое митрополита  Феодосия  в середине июля 1991 года торжественно  отмечалась столетие пребывания Николая II на омской земле. В Свято-Никольском казачьем соборе  установлена памятная мемориальная доска, сообщающая прихожанам о том, что в этом старейшем храме нашего города 15 июля (по ст.стилю) 1891 г. молился  Цесаревич Николай Александрович. Благодаря возрождению Успенского кафедрального собора эта дата стала  на слуху у  многих жителей нашего города. Это и неудивительно, ведь Николай II, будучи наследником российского престола в нашем городе заложил Успенский кафедральный собор. А вот о том, что последний российский император из династии Романовых  посетил Омское Прииртышье перед восхождением на екатеринбургскую Голгофу ещё и 28 апреля 1918 г. знали лишь немногие историки и краеведы.

Год назад, 15 июля в Любино, на привокзальной площади был  открыт и освящён памятный знак. Внешне из себя он представлял три памятные таблицы, вмонтированные в металлическую конструкцию, напоминающую часовню. Его лицевую сторону украшала  доска с портретом  Святого Царя-Мученика и надписью: «28 апреля 1918 г. Станция Любинская стала судьбоносной остановкой семьи императора России Николая II перед трагической кончиной в Екатеринбурге. Господи, Спаси и Сохрани Россию!». На одной из  таблиц справедливо отмечено, что судьба Государя и сопровождавших его в том рейсе царицы Александры Фёдоровны и Великой Княжны Марии Николаевны, впрочем, как и других царских детей, была бы не столь трагична, если бы они въехали в наш город, который уже через полгода стал столицей сначала белой Сибири, а затем и России. 

Глава Любинского района Абай Ракимжанов тогда обещал, что ровно через год на этом месте будет построена часовня во имя Святых Царственных Мучеников. А ежегодное проведение царских дней в Любино станет доброй традицией. Год прошёл и обещание выполнено. На днях состоялось торжественное освящение часовни, возведение  которой  обошлось в миллион рублей. Деньги на это благое дело жертвовали не только жители посёлка Любино, но и всего района. Большую помощь в сборе пожертвований оказала местному православному приходу Любинская администрация. Часовня возведена по типовому проекту, привязку которого к местности осуществил инженер-дизайнер Игорь Рыбалко.  Наш рассказ о последнем пути последнего российского царя, который пролегал через омское Прииртышье.


Поезд 42.

 

            После подписания ночью 3 марта 1917 года текста отречения  Николаем II от Российского Престола, Временное Правительство уже через три дня  приняло решение об аресте  бывшего Царя и Царицы. Государя в то время в Царском Селе не было, он возвращался из Ставки и прибыл только через три дня. Это крайне неприятная миссия была поручена командующему войсками Петроградского военного округа генералу Лавру Корнилову, что он и сделал 8 марта. Александровский дворец превратился в острог, где под арестом находилось несколько десятков человек. Режим содержания был строгий и был определён инструкцией. Почти пять месяцев провела царская семья здесь под арестом. 31 июля  1917 года августейшие узники  под охраной отправились в Тобольск.

В старинной столице Сибири царской семьи был представлен  бывший губернаторский дом, названный теперь  «Домом Свободы». Все члены семьи Романовых вели себя мужественно и достойно: не роптали, не стонали, слёзных прошений не писали. У последнего российского царя теперь в избытке было свободного времени, поэтому Николай II мог заниматься тем, что ему нравилось.  Например, он  на пару с сыном Алексеем пилил дрова. Все члены романовской семьи в Тобольском заключении ходили в церковь, много читали и даже пытались ставить домашние спектакли.

    К марту 1918 года политическая атмосфера в Тобольске накалилась. Споры из-за царской семьи  возникли у относительно умеренного Запад­но-Сибирский совета со штабом в Омске и более ради­кально настроенными большевиками из Уральского совета, расположенного в Екатеринбурге. Оба совета послали в Тобольск своих комиссаров и попытались взять под свой контроль семью арестованного царя. Ситуация менялась стремительно. В начале марта в Тобольск из Омска приехал комис­сар Запсибсовдепа В. Дуцман, а вскоре вслед за ним сюда прибыл красногвардейский отряд (около 100 че­ловек) во главе с уполномоченным этого Совета А. Демьяновым, который по выданному ему мандату назначался чрезвычайным комиссаром города и уезда. С Урала в город секретно бы­ли направлены небольшие группы, которые должны были контролировать положение, а также дороги, чтобы предотвратить  возможное бегство Романовых.  В общей сложности в Тобольске  оказался значительный отряд из уральцев под командованием чекиста П. Хохрякова. Между омским и екатеринбург­ским отрядами начались трения.

          Так, 22 апреля 1918 года в Тобольск прибыл вооружённый отряд, который подошел к  дому, где содержалась под охраной царская семья. Вооружённые люди остановились возле особняка  сибирских промышленников Корнильевых. А через несколько минут высокий худощавый человек с гладковыбритым лицом и одетый в полуофицерскую форму  уже представлялся  Главе Тобольского городского Совета  П. Хохрякову. «Василий Яковлев! Особоуполномоченный ВЦИК !». После чего вновь прибывший показал соответствующие документы и сообщил что прибыл для…перевозки семьи Романовых в другое место.

            На следующее утро приезжий комиссар нанёс визит и в губернаторский дом. Там он представился августейшим узникам. Николай II  так описал эту встречу в своём «Дневнике»: «Он вошёл, бритое лицо, улыбаясь и смущаясь, спросил, доволен ли я охраной и помещением…Потом он объявил, что получил приказание  увезти меня, не говоря куда… Аликс решила ехать со мной и взять  Марию; протестовать не стоило…Сейчас же начали укладывать самое необходимое. Потом Яковлев сказал, что он вернётся  за Ольгой, Татьяной, Анастасией и Алексеем и что, вероятно, мы их увидим недели через три…».

             Рано утром  26 апреля к губернаторскому  дому подогнали сибирские кошевы и тарантасы. В первых трёх тарантасах уселись стрелки  и пулемётчики , в следующем за ними экипаже- Николай  с Яковлевым, затем – в просторной карете  на мягких сиденьях -царица и царевна, затем следовали экипажи с приближёнными. Замыкала колонну из двадцати повозок группа конвоя. Под гиканье ямщиков  лошади понеслись  на огромной скорости. Первую ночь провели в селе Иевлеве у впадения Тавды в Тобол. Именно там, у Яковлева произошла стычка с солдатами двух красногвардейских отрядов из Екатеринбурга, которые следовали отдельно от конного поезда. Дело чуть не дошло до вооружённого столкновения. Уральцы не доверяли комиссару Яковлеву и хотели отбить у него арестантов.

Поэтому, а так же из-за опасения за жизнь царственных узников, Яковлев изменил маршрут в сторону Омска. Проехав родину Григория Распутина- село Покровское, и даже  постояв несколько минут, по просьбе Александры Фёдоровны, возле дома «старца», отряд поздним вечером прибыл в Тюмень. Там арестантов погрузили  в спецпоезд под литерным № 42 . 28 апреля состав отправился в Екатеринбург. Но вскоре поезд изменил маршрут и направился в сторону Омска. Это отклонение от маршрута вошло в историю под названием «Авантюры комиссара Яковлева». Некоторые  эмигрантские авторы приписывали ему попытку спасения царской семьи, другие подозревали  его в сотрудничестве с иностранными спецслужбами.  Однозначного  ответа на вопрос: «Чем руководствовался в своих действиях комиссар В.В. Яковлев при изменении маршрута следования поезда № 42 ?» пока нет.

 

Таинственный комиссар.


В начале апреля 1918 года партия и ВЦИК поручили Яковлеву вывезти арестованную семью Романовых из Тобольска. Видимо до главных большевистских вождей дошли слухи о готовящихся попытках спасти  царскую семью. В течение недели ВЦИК принимает  два постановления относительно Тобольских узников. Согласно первому из них комиссару по военным делам поручалось  сформировать охранный отряд в 200 человек и отправить его для подкрепления караула в Тобольск, а в случае угрозы вывести семью Романовых в Москву. Однако через 5 дней после этого появляется дополнение уже к принятому решению. По нему, в случае чрезвычайных обстоятельств царская семья должна была вывезена на Урал. В своих воспоминаниях комиссар Яковлев писал: «Свердлов особо подчеркнул, что Совет Народных Комиссаров постановил вывезти  Романовых пока на Урал. Причем, ты должен выполнить свою миссию чрезвычайно быстро. Скоро будет распутица, а если тронется лёд, тогда придётся отложить перевозку до установления пароходного сообщения с Тюменью, а это ни в коем случае нежелательно…» «Чтобы окончательно убедиться в правильности понятых мною инструкций, -пишет далее Яковлев,- я спросил: «Груз должен быть доставлен живым?». Тов. Свердлов  взял мою руку, крепко пожал её и резко отчеканил: «Живым!»…

Кем же на самом деле был  комиссар Яковлев?  За  свою жизнь он трижды менял фамилию. Алексей Константинович Мячин (это его настоящая фамилия) родился в 1886 г. в селе Шарлык, Оренбургской области, в семье рабочего. С 1905 г. примкнул к революционному движению, вступил в РСДРП(б). Занимался террористической боевой деятельностью и участвовал в многочисленных  эксах, В 1911 г., спасаясь от ареста,  эмигрировал за границу. В 1917 г. вернулся в Россию. Его новой фамилией стала партийная кличка- Василий Васильевич Яковлев. Он непосредственный исполнитель ответственных поручений высокопоставленных большевистских лидеров. Опасаясь ревтрибунала, под видом подпольной работы перешёл в белую армию. При Александре Колчаке находился в Омске. При помощи чехов избежал ареста колчаковской контрразведкой. В начале 1919 г. вместе с женой и тёткой эмигрировал в Китай, где жил под фамилией  Константина Алексеевича Стояновича. В 1928 г. вернулся  в СССР. За измену советской власти и службе на стороне белых, постановлением  Коллегии  ОГПУ от 28 июля 1929 г. был приговорён к расстрелу, Ввиду прежних революционных заслуг высшая мера наказания была заменена заключением в Соловецкий лагерь. В августе  1933 г. «за самоотверженную работу на строительстве Беломорско-Балтийского канала им. тов. Сталина» был освобождён досрочно, со снятием судимости. После освобождения работал в системе органов НКВД, затем поступил на завод в Ворсме Горьковской области.В 1938 г. был арестован и расстрелян.


На  земле Прииртышь.


         Но вернёмся к событиям 28 апреля 1918 года.  Поезд с царственными мучениками приближался к Омску. Члены Уралсовета о предательстве комиссара В.В. Яковлева не замедлили сообщить в Омск. По приказанию В.М. Косарева на станции Куломзино (ныне старый Кировск) был выставлен заградительный отряд красногвардейцев. Узнав об этом, Яковлев оставляет состав с августейшими арестантами под охраной солдат из своего отряда на станции Любинская. А сам на паровозе поехал разбираться в Омск, где выяснилось, что с  председателем Омского Совета В. Косаревым они старые друзья, поэтому Яковлеву удалось избежать конфликтов. Опасаясь самосуда со стороны уральцев, Яковлев предлагал перевести  царскую семью в Уфу, но сомневающаяся Москва отдала приказ о доставке  августейших арестантов в Екатеринбург.

Из собственноручных  записей  Николая II, сделанных во время поездки: «15  (28) апреля. Воскресенье. Все выспались основательно. По названиям станций догадались,   что едем по направлению на Омск. Начали дога­дываться: куда нас повезут после Омска? На Мо­скву или на Владивосток? Комиссары, конечно, ничего не говорили. Мария часто заходила к стрелкам — их отделение было в конце вагона, тут помещалось четверо, остальные в соседнем вагоне. Обедали на островке на станции Вагай в 11 часов очень вкусно. На станциях завешивали окна, так как по случаю праздника народу было много. После холодной закуски с чаем легли спать рано.

16 (29) апреля. Понедельник. Утром заметили, что едем обратно. Оказалось, что в Омске нас не захотели пропустить! Зато нам было свободнее, даже гуляли два раза, первый раз вдоль поезда, а второй — довольно далеко в поле вместе с самим Яковлевым. Все находились в бодром настрое­нии».

Сохранились так же воспоминания представите­ля «отряда особого назначения» П.М.Матвеева, конвоирующего Николая II из Тобольска в Екате­ринбург: «Подъезжая к Екатеринбургу, я велел своим ребятам приготовиться, оделся сам и вышел на площадку вагона для того, чтобы проинструктиро­вать часовых. Возвратившись в вагон, встретил Николая, выходящего из купе, где помещался я и другие товарищи.

Романов вдруг меня спрашивает:

—      Скажите, вопрос определенно решен, что мы останемся в Екатеринбурге?

Получив от меня утвердительный ответ, он ска­зал:

—      Я бы поехал куда угодно, только не на Урал.

На мое указание, что не все ли равно, куда ехать, раз везде в России Советская власть, он ответил, что все-таки на Урале ему оставаться не хочется, т.к. судя по местным газетам, уральские рабочие настроены резко против него». 30 апреля в 11 часов Яковлев передал  царя, царицу и их дочь под расписку исполкому Уралсовета. А в  мае привезли трех дочерей царя и цесаревича Алексея из То­больска в Екатеринбург.

 

Время от времени не только в центральных, но и в местных архивах исследователи находят новые документы, связанные с расстрелом царской семьи.  Они позволяют  дополнить или уточнить имеющиеся  данные. Одним из таких, на наш взгляд, и является дело, хранящееся в государственном историческом архиве Омской области. Это личное дело того самого следователя Н.А. Соколова, который по распоряжению Александра Колчака проводил расследование убийства членов царской семьи. В ходе расследования Соколов выяснил, что к организации этого преступления напрямую причастен Я.М. Свердлова и, вероятно, В.И. Ленин.  Николай Алексеевич Соколов был одним из тех, кто смог  вывести из России и спасти  обширные следственные материалы и вещественные доказательства. Находясь уже в эмиграции, во Франции, несмотря на многочисленные препоны, он пытался донести до русского общества правду о гибели царской семьи. К сожалению, в своей работе «Убийство Царской Семьи» он сделал необоснованное заключение о полном сожжении трупов екатеринбургских узников. Его богатейший архив, касающийся убийства царственных мучеников, переходил из рук в руки новых владельцев, пока в начале 1990-х годов не был выставлен на продажу известного аукциона «Сотби’с». Архив купил герцог Лихтенштейнский, а затем документы путём обмена вернулись в Россию.

Обстоятельствам убийства Императора Николая II  и семьи Романовых на Урале  посвящено немало публикаций. Гораздо меньше изучена так называемая «авантюра комиссара Яковлева», связанная с изменением маршрута поезда с царственными узниками в сторону Омска). Как знать, если бы комиссар Яковлев все-таки привез царскую семью в Омск, может история нашей страны изменилась? Но история не терпит сослагательного наклонения.

 

Александр  Лосунов

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.