Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Два Ивана основали Омский град

Два Ивана основали Омский град
01.08.2012
Фото:

Основателя нашего города Ивана Дмитриевича Бух(г)ольца  омичи хорошо знают. А имя Ивана Ивановича Шпрингера  известно намного хуже. Хотя именно он основал вторую Омскую крепость.

Неспокойно жилось нашим предкам  в Прииртышских степях два с половиной века назад.  Постоянные набеги кочевников разоряли край. К тому же после разгрома  джунгар, китайцы стали нашими опасными  соседями. Появление орд «Поднебесной Империи» на русской границе вызвало тревогу в Санкт-Петербурге. И осенью 1763 г. императрица Екатерина II отправляет в Омск, в должности начальника над всеми пограничными линиями, генерал-поручика и кавалера орденов Св. Георгия и Св. Анны Ивана Ивановича Шпрингера.

 Ведь при всём уважении к персоне Ивана Бухгольца, мы должны признать, что он в 1716 г. только заложил  первую Омскую крепость  на левом берегу Оми (на месте площадей Ленина и Театральной) и больше здесь уже не появлялся, продолжая воинскую службу в Селенгинске. В то время, как И.И. Шпрингер провёл в Омске почти  8 лет (с осени 1763 по весну 1771 г.г.). За это время он не только укрепил позиции России по отношению к кочевой степи, но и, основав вторую Омскую крепость, дал мощный стимул для развития город, став, по сути, его вторым основателем.

Иван Бух(г)ольц

Существует, несколько вариантов написания его фамилии. Одни считают его потомственным русским дворянином и поэтому воспроизводят написание его фамилии, как Бухольц или Букольц. В по предположению Н.Н. Бантыш-Каменского, его отцом был служилый иноземец Дмитрий Филиппович Буколтов. Другие, наоборот, считают его обрусевшим немцем, и, доказывают, что правильное написание  фамилии – Бухгольц. В Саксонии даже город есть такой. Мы нашли компромисс и в статье даем комбинированный вариант написания фамилии основателя города.

В юности наш герой был в потешном войске будущего «царя-реформатора». Затем он поступил на службу офицером Преображенского полка со своим старшим братом Авраамом. Кстати, по Указу Петра I 1714 г., первоначально предполагалось, что в Сибирь поедет именно Авраам, а не его брат.  Но в 1716 году А.Д. Бух(г)ольц занимает должность шлиссельбургского коменданта.Иван Бух(г)ольц боевое крещение получил в Азовских походах, затем  участвовал в многолетней Северной войне. Известно, например, что 15 февраля 1709 г. братья Бух(г)ольцы отличились в бое у Рашевки.                                   

              Золотая   экспедиция.

22 мая 1714 г., по докладу сибирского губернатора князя М.П.  Гагарина, Бух(г)ольц, бывший тогда подполковником, получил Высочайший указ, который предписывал ему, ехать в Тобольск, собрать там отряд и двинуться вверх по Иртышу к Ямыш-озеру. Там, он должен был остановиться на зимовку, построить крепость, оставить в ней гарнизон, а затем продолжать путь дальше, к городу Еркету (Яркенду), где якобы имелись россыпи песочного золота. По дороге туда, подполковнику Бух(г)ольцу вменялось в обязанность возводить укрепления и оставлять в них небольшие отряды. Конечной целью экспедиции, являлось овладение городом Еркетом и  "проведание подлинно, каким образом и в которых местах на Дарье-реке тамошние жители золото промышляли". Сверх того, на Бух(г)ольца было возложена задача узнать " о устье помянутой Дарьи-реки, куда оная устьем своим вошла".

 27 июля 1715 г. отряд Бух(г)ольца, состоявший почти из 3000 человек, с пушками и запасами, на 60 судах отправился вверх по Иртышу, по направлению к Ямышеву озеру. Здесь, Бух(г)ольц приступил к постройке крепости, используя в этом деле взятых им из Тобольска пленных шведов, "искусных по инженерству, артиллерии и которые в минералах разумеют". Но, в феврале 1716 г. взволновались калмыки, которых начало беспокоить это строительство в их владениях. Калмыцкий контайша (верховный правитель джунгар) Черен-Дондук послал Бух(г)ольцу требование удалиться, а когда последний не послушался, то ночью на 9 февраля посредством своего родственника напал на крепость с 10-тысячным войском. Бух(г)ольц ответил, что земли по р. Иртышу - страна, «которая все­гда Российскому государству была подвластна», крепость он построил по государеву указу и будет строить другие крепости.

Отряд в 700 человек, шедший на помощь Бух(г)ольцу с запасами и 20000 рублями, был, после отчаянного сопротивления, захвачен калмыками ( джунгарами). В то же время в самой крепости открылись повальная сибирская язва и цинга, которые так свирепствовали в гарнизоне, что ежедневно умирало по 20—30 человек. Наконец, далее держаться оказалось невозможным. Бух(г)ольц, 28 апреля был вынужден, с оставшимися в живых с 700 воинами, выйти из крепости. Крепостные укрепления были разрушены, а остатки экспедиции, вниз по Иртышу, направились в Тобольск.

Не доходя Тобольска, у устья реки Оми, на её левом берегу он заложил омскую крепость. Во вновь возведённом укреплении,он оставил весь свой отряд передав  командование им, майору И.Л.Вельяминову-Зернову, а сам отправился в Тобольск.  31-го декабря 1716 г.он прибыл в сибирскую столицу. Отсюда он 11 февраля 1717 г. посылает Светлейшему князю А.Д. Меньшикову письмо следующего содержания: «Доношу вашей высокой светлости:  в 716 году, июня в 30, взяв я войска 2450 человек и пришед, у Ямышева озера в октябре-месяце построил город; а преж того писал я до его величества, что контайша, колмыцкой владетель, имеет у себя многие войска и того для мне до назначенных мест иттить не беспечно, на что я себе никакова указа не получил. Опасаясь, государь, чтоб артиллерия и многая амуниция не досталась в руки неприятелю, апреля в 28, разоря оную крепость, с малыми здоровыми людьми уступил на судах вниз по Иртышу до усть реки Оми, где ныне я построил город»

                             Следствие и новое назначение.

Вскоре, по Высочайшему указу, Бух(г)ольц отправился в Петербург, для личных объяснений о неудавшейся экспедиции. В Санкт-Петербург он приехал достаточно быстро- 2 сентября 1717 г.  В 1717 г. Бух(г)ольц находился «у смотрения гошпитальных дел» в столице. В 1718 г. ему было предъявлено обвинение в сдаче Ямышевской кре­пости. А в январе 1719 г. он давал отчет о своей экспедиции Сенату, после чего над ним было наряжено следствие. Отправленному в 1719 г., в Сибирь, Лихареву, между прочим было предписано « розыскать сведения о поведении князя Матвея Гагарина и о подполковнике Бух(г)ольце, каким образом у него Ямошевскую крепость контайшинцы взяли, а также и о прочих его худых поступках». В Петербурге полагали, что Бух(г)ольц был причастен не только  к возникшему «делу Гагарина», но и к провалу возглавляемой им экспедиции. Приговором Сената от 19 августа 1722 г. «велено подполковника Бу-холца с полком отправить на китайскую границу.

Можно предположить,что Бух(г)ольц сам затягивал свой отъезд, а приняв назначение, на­деялся, что вскоре вернется в столицу. Приговором Сената от 22 сентября 1725 г. даже было определено предоставить ему 12 ямских подвод «по воз­вращении ево с китайской границы... до Санкт-Питербурха». Как и многие другие петровские ветераны, он, видимо, мечтал уйти на покой. Но планам этим не суждено было сбыться. Он вместе с графом Иллирийским Саввой Владиславичем был отправлен в Китай. Вышеупомянутый граф, возложил на Бух(г)ольца управление областями, пограничными с Китаем. Иван Дмитриевич был наделён полномочиями и  правом производить перемены и реформы, какие он сочтёт нужным. Бух(г)ольц ревностно принялся за порученное ему дело.Поход полка до Селенгинска занял более года и оказался чрезвычайно изнурительным. Из состава пехотного полка умерло 32 человека. Для развития торговых  отношений с китайскими купцами он начал строить новую  слободу в Цурухайе, заложил Кяхту и Троицкосавскую крепость.  Генеральный пограничный управитель и комендант Селенгинска.

С 10 декабря 1730 г. Бухгольц занимал должность селенгинскогообер-коменданта и правителя. Затем его отправили в Иркутск. 9 сентября 1739 г. по приговору Сената Бухгольцу было поручено след­ствие «о действиях бывшего иркутского вице-губернатора Бибикова, якут­ского воеводы Заборовского и других». Выполнить это поручение он не смог из-за болезни. В доношении в Кабинет от 21 сентября 1739 г. Л. Ланг писал: «Понеже Бухолц не токмо зело древен, но и за болезнью в ногах едва через свои покои переходить может, то... для лучшей при границе осторож­ности... чтоб повелено было его оттудова возвратить да здравого человека,егoж характера, туда послать».Именной указ об отставке И.Д. Бухгольца с награждением чином генерал -майора состоялся 3 марта 1740 г.

Спорными являются дата и место смер­ти И.Д. Бухгольца. По одному мнению, умер он в 1741 г. Есть другие точки зрения. Точное место смерти и погребения устроителя первой Омской крепости неизвестно, однако, есть все основания предполагать, что им стал Селенгинск. Следует отметить, что поисками могилы Бухольца в том городе на протяжении ряда лет занимались бурятские краеведы. И одному из них-С.И.Глазунову,  ещё в 1958 году удалось наткнуться на надгробную плиту основателя омской крепости. Одним из результатов похода Бух(г)ольца стала карта верховьев Иртыша. В июне 1717 г. эту карту Петр I показывал в Париже географу Гильому Делилю. На ней, между прочим, было отмечено то место в «Татарии, где построена новая крепость».

Начиная с дореволюционного времени, омичи, свято чтили память основателя нашего города. Так, одна из центральных улиц дореволюционного Омска носила его фамилию (теперь эта улица переименована в улицу Иосифа Броз Тито). В советское время, фамилию И.Д. Бух(г)ольца носила так же одна из центральных, небольших и тихих улиц нашего города. Остаётся только сожалеть, что в настоящее время она практически исчезла с топонимической карты нашего города. Во всяком случае, сегодня, на ней осталось всего два дома, да и те, видимо, в скором времени будут снесены. Но память об основателе Омска продолжает жить в городских названиях. В 1987 г., в его честь была названа площадь перед речным вокзалом, на здании которого, по этому случаю, и  была установлена мемориальная доска.

                                   Иван Шпрингер -генерал-устроитель.

         К сожалению, биографические сведения об этом человек крайне скудны. Известно, что  Иван Иванович ( Иоганн) фон Шпрингер принадлежал к остзейскому дворянству и был родом из Лифляндии.В  середине  30-х гг.XVIII в. он в числе первых учеников закончил 1-й кадетский корпус.С 1738 г. состоял на военной службе. К середине 1750-х гг. дослужился до чина полковника, в котором и встретил Семилетнюю войну (1757-1762).30 июля 1757г.был произведён в генерал-майоры и прикомандирован к австрийской армии, где помимо своих прямых должностных обязанностей являлся негласным резидентом русской разведки. При Петре III он в течение нескольких месяцев,  являлся шефом Белозерского пехотного полка.

3 марта 1763 г. произведен в генерал-поручики с назначением командиром над всеми русскими войсками в Западной Сибири. Отправляясь на смену своему бывшему начальнику и товарищу по Штабу И.И. Веймарну, Иван Иванович получил подробную инструкцию собственноручно подписанную императрицей Екатериной II. В этом документе, ему предписывалось заложить Бухтарминскую крепость, увеличить штат помощников в лице трёх генерал-майоров, а самому Шпрингеру «…находиться должно всегда в таком месте, откуда бы вы …в случае нужды и собственным присутствием Вашим способствовать и интересы наши предохронять могли…», т.е. в одной из крепостей пограничной линии.

Иван Иванович проделал большую работу по укреплению Сибирской пограничной линии. Именно под его руководством велись работы по строительству новой Колывано-Кузнецкой пограничной линии в районе правобережной части современных Восточно-Казахстанской области и Алтайского края. В 1763 r. он заложил Бухтарминскую крепость в районе верхнего течения Иртыша. По его инициативе, Омская крепость стала не только центром пограничных линии, но и военной столицей Сибири. Прибыв на место Иван Иванович понял, что самой удобной для нахождения начальника Сибирской пограничной линии является только Омская крепость. Поэтому именно здесь, в устье реки Оми, по убеждению генерала, и  «должно находиться главному тем линиям командиру». Сосредоточив здесь управление военными и пограничными делами, он понял, что Омская крепость должна изменить и свой облик.  В 1767 г. за ревностную службу на сибирской границе, Иван Иванович был награжден орденом Св. Александра Невского.

В 1768 г. по  почину И.И. Шпрингера на правом берегу Оми было начато строительство Второй Омской крепости. В отличие от первой, она имела более удобное положение и была возведена по всем правилам новейшей фортификационной науки. С целью обеспечения строительства  крепостных зданий, в Омске, по распоряжению генерал-поручика Шпрингера,вблизи, на берегу Иртыша, было налажено производство кирпича.

         Деятельность Ивана Ивановича на занимаемом им посту, способствовала  активному развитию русско-казахских отношений. Между оседлым и кочевым населением бойко  велась торговля. Генералу Шпрингеру принадлежала инициатива посылки к казахским старшинам мулл из сибирских татар, которые способствовали распространению грамотности среди казахского населения. С его подачи, в казахской степи, по примеру русских, начались первые  земледельческие опыты. Вообще, за время его пребывания на посту командующего Сибирским корпусом казахи полюбили его. Узнав о тяжёлой  болезни Ивана Ивановича, зимой 1771 г., старшина казахов Кульсара – батырь, прислал трогательное письмо, и кусок заколдованной соли, которую степняки рекомендовали принимать больному исключительно по пятницам. Даже гордый и хитрый  Аблай- салтан выразил ему своё соболезнование по поводу одолевающего его недуга, написав при этом, что он был для них  не генералом, а «отцом родным».

Будучи высокообразованным человеком своего времени, Иван Иванович всячески поощрял повышение культурного уровня не только своих подчинённых, но и всего населения в целом. При его ближайшем участии стали открываться первые массовые школы, где обучались солдатские, драгунские и казачьи дети. Расцветали географическая, геодезическая и фортификационная науки. И.И. Шпрингер, сам, целыми днями,  пропадал в омской чертёжной, проектируя сибирские крепости и сочиняя  различные карты.

В Омской крепости появился невиданный доселе театр, т.н. «оперный дом».Население отмечало любезность и радушие Ивана Ивановича, особенно эти два качества были хорошо заметны в сравнении с его недавним  предшественником- мелочным и придирчивым бригадиром К.Л. фон Фрауендорфом. Однако, поощряя  науки и образования, «полируя» дворянскую молодёжь, мог ли И.И. Шпрингер догадываться о чёрной неблагодарности со стороны  потомков!

         Он умер весной 1771 г. и был погребён на Иноверческом кладбище,  только зарождающегося  города. Его могилу ( находилась в 15-20 метрах от нынешнего круглого цветочного магазина, что на ул. Лермонтова, расположенного почти напротив памятника В.И. Ленину) украшал чугунный памятник с надписью о том, кто покоится под ним. Уже в 70-ых годах ХIХ в. памятник и ограда основательно вросли в землю, могила заросла травой и находилась на грани исчезновения. Собственно говоря, она, так и исчезла бесследно.

До начала 1920-ых г.г.  имя  И.И. Шпрингера носили две улицы Омска( одна из них- улица Партизанская, ведущая в основанную им крепость), которые были переименованы в советский период. Остаётся только сожалеть, что имя этого человека не нашло отражения в топонимике нашего города! Хотя, как уже отмечалось выше, среди историков и краеведов, он, по праву считается, вторым после И.Д. Бух(г)ольца основателем нашего города. Ведь, собственно говоря, именно из заложенной им крепостивпоследствии и вырос наш город!
Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.