Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Пять триллионов - на образование

 Пять триллионов - на образование
08.08.2012
Фото:

В осеннюю сессию депутаты Госдумы могут принять новый законопроект «Об образовании», который должен вступить в силу уже в 2013 году и будет определять федеральную политику в области народного просвещения в ближайшие годы. Новый закон призван сменить устаревший нормативный акт от 1992 года. В чем основные отличия нового закона, каким станет российское образование в будущем и от каких  проблем отечественному просвещению нужно избавиться в первую очередь, корреспондент NB Максим Дубовский узнал у первого заместителя комитета Государственной думы по образованию (фракция «Единая Россия») Владимира Бурматова

 

- Владимир Владимирович, как вы считаете, зачем нужен новый закон «Об образовании»?

- Закон «Об образовании» от 1992 года не может обеспечить нормального функционирования системы просвещения, которая за последние 20 лет, пережила множество трансформаций. Этот закон устарел лет 15 назад. В него внесено уже более ста поправок, это не закон, а лоскутное одеяло, на которое мы постоянно приделываем новую заплату: не бывает практически ни одного заседания комитета, на котором бы мы не рассматривали очередную поправку. Главное достоинство нового законопроекта в том, что он современный, отвечает на вызовы времени, общества и экономики.

Старый закон сильно тормозит развитие системы образования. Как пример могу привести такой факт: в акте от 1992 года даже не прописано дистанционное образование, мы только недавно внесли подобную поправку. Весь остальной мир с помощью дистанционного образования ведет переподготовку 50-80 процентов трудоспособного населения. У нас дистанционное обучение проходит 5-7 процентов населения. Естественно, что это сильно било по экономике нашей страны, потому что это снижало конкурентоспособность наших кадров.

Кроме того, по словам министра образования Дмитрия Ливанова и премьера Дмитрия Медведева, новый закон будет содержать ряд социальных гарантий, таких как заработная плата учителей на уровне средней по региону, повышение стипендий студентам вузов.

Главный плюс нового законопроекта в том, что он современный и разрабатывался в консенсусе. В подготовке этого акта участвовало профессиональное сообщество, он активно обсуждался в сети, собрал больше 10 тысяч поправок, часть из них была учтена. Это единственный закон на сегодняшний день, который так широко обсуждался.

Некоторые люди сознательно говорят о том, что многие гарантии, прописанные в прежнем законе, будут отменены, что образование станет платным. Я думаю, что эти провокации делаются специально. Никто этого отменять не собирался и не собирается.

Закон сохранит все гарантии, которые были раньше: доступность, бесплатность общего образования, возможность выбирать школу, учиться на родном языке.

 

- Министерство финансов, насколько мне известно, протестует против увеличения расходов на образование?

- Не совсем так, у ряда министерств возникли вопросы не по расходам, а потому, что некоторые положения закона оговаривают взаимодействие разных ведомств, минфин хочет, чтобы это было прописано четче. Именно поэтому внесение законопроекта в Думу отложили на неделю.

- У коммунистов есть альтернативный проект закона, будут ли учтены его положения при подготовке правительственного акта?

- У КПРФ есть проект закона «О народном образовании», они будут настаивать на том, чтобы Дума приняла их законопроект, либо, чтобы в положения закона «Об образовании» были включены статьи их проекта.

Если обсуждение будет профессиональным, будет касаться содержательных моментов, то это пойдет на пользу законопроекту. Если же наши оппоненты будут призывать раздать все и всем, скорее всего, ничего не получится. Впрочем, популизм – тоже один из вариантов, которые могут быть рассмотрены. Мы готовы разговаривать с нашими коллегами по Думе.

- В проекте закона говориться, что будут повышены зарплаты учителей, стипендии студентов. Есть ли в бюджете на это деньги?

- Расходы бюджета на образование вырастут, безусловно. Около 5 триллионов рублей будет выделено только из федерального бюджета до 2018 года, плюс на образование будут направляться деньги из региональных и местных бюджетов. При этом останутся такие проекты как «Модернизация образования», «Наша новая школа» и другие. Мы вынуждены увеличивать расходы потому, что многие годы образование недофинансировалось.

- Согласно новым образовательным стандартам, родители ученика, который хочет получить образование по всему спектру школьной программы, а не уходить в гуманитарную или естественно-научную сферу, вынуждены будут платить…

- По новым федеральным образовательным стандартам платить придется только за дополнительные образовательные услуги.

- Какие услуги будут считаться дополнительными?

- Смотрите, например, университет может предложить студентам приобрести компетенции сверх образовательной программы, те, кто в этом заинтересован, получат дополнительные знания, а те, кто нет, ничего платить не будут. Я считаю, что это огромный шаг вперед для нашего образования. Теперь вузам не придется искать белых пятен в законодательстве.

- А в школах?

- Давайте дождемся, когда появится окончательный текст закона. 

- Многие оппоненты ставят действующей власти в вину снижение уровня российского образования. Реформы образования у нас проводятся чуть ли не каждый год, а в мировых рейтингах качества мы опускаемся все ниже, как это можно объяснить?

- Я считаю, что вопрос, почему наших учебных заведений нет в рейтинге топ-100 вузов мира, нужно задать нашим ректорам. Рейтинги строятся на основе индекса научного цитирования. Исследовательский компонент есть во всяком учебном заведении, это его репутация, реноме, стандарт качества. Есть, конечно, объективные моменты: большая часть научной литературы издается на английском языке, наши ученые печатаются на русском. Тем не менее, японские и китайские вузы в этом рейтинге есть, а наших нет. Президентом поставлена задача, чтобы к концу года минимум пять российских вузов были в этом рейтинге.        

- В последнее время в Омске упорно ходят слухи об объединении нескольких учебных заведений под крылом ОмГУ им. Достоевского. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту информацию?

- Конкретно по Омску не могу сказать, но процесс укрупнения вузов будет продолжаться. Впрочем, как и закрытие некоторых учебных заведений. Причем, как частных, так и государственных. Качество образования в некоторых вузах никаким стандартам не соответствует, они выпускают не специалистов, а занимаются профанацией высшего образования.
На тысячу вузов, которые сейчас действуют в стране, есть процент тех, которые занимаются продажей дипломов в рассрочку. Хочу сказать, что курс на закрытие таких заведений будет продолжен. Но нужно сделать так, чтобы ни один из студентов таких вузов не пострадал.

Студенты будут переводиться в другие заведения с тем же уровнем оплаты. В приоритете для нас, законодателей, для правительства будут интересы студентов.

- Первые лица государства часто говорят о том, что нужно менять приоритеты в подготовке специалистов. С каждым годом в России людей с дипломом о высшем образовании становится все больше, а рабочих – не хватает. Значит ли это, что высшая школа в будущем может стать элитарной?

- Государственная политика не направлена на то, чтобы делать высшее образование элитарным, доступным узкой категории лиц. Если люди хотят получить образование – ради Бога. Единственное, если ты идешь на специальность экономист или юрист, надо на берегу понимать, что конкуренция  на рынке труда будет высокой и не факт, что удастся найти хорошую работу.

Для России актуальна проблема двойного несоответствия спроса и предложения: спрос формируют студенты, которые хотят быть экономистами и юристами, вузы говорят: «Ок, у нас в институте культуры открылась соответствующая кафедра». Затем спрос формирует рынок труда, он говорит: «Мне нужны металлурги», а вузы отвечают: «А у нас металлургов мало, может, юристами доберете?» Это несоответствие и порождает определенные трудности.

- Может быть, нужно создать реестр специальностей, которые будут востребованы государством в ближайшие годы?

- Я считаю такой шаг правильным, этим должны заниматься аналитики министерства образования и минрегиона. На уровне межведомственного взаимодействия должен проводиться мониторинг и прогнозирование наиболее востребованных специальностей на рынке труда. Тогда снизится уровень безработицы и социальной напряженности.
Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.