Через всю империю на скакуне
Трудно представить, но каких-то полторы сотни лет назад
единственным видом транспорта в городе была лошадь. Верхом, в пролетке, на
телеге омичи добирались до работы, на базар, в гости, перевозили грузы. Запах конского пота и навоза был неотъемлемым аксессуаром омских улиц. Именно лошади стали и спортивной частью
старого Омска. Большой популярностью в то время в России пользовались конные пробеги.
Так, осенью 1889 г. сотник Амурского конного
полка Дмитрий Николаевич Плешков решил
проскакать верхом из Благовещенска до
Петербурга на своем строевом коне. Ему предстояло преодолеть путь в 8283 версты. Казак задумал испытать свои силы и своего скакуна.
Плешков для этой цели взял полугодовой отпуск. Его конь «Серый» снискал себе известность ещё до
пробега. В 1887 г. во время визита Великого Князя Александра Михайловича в
Благовещенске этот жеребец катал августейшую особу на прогулках и на охоте. Странно, но именно 7 ноября 1889 г. сотник Пешков выехал из Благовещенска. Во время поездки он вёл дневник, описывая не только трудности своего пути, но и места,
которые он проезжал. В их число попал и Омск.
«27 февраля ( 1890 г.-А.Л.) Встал очень рано и выехал немедленно. Дорога
прекрасная. Начинает таять. Пахнет весной, - сотника потянуло на лирику.
Подъезжая к Омску, первою увидал ветряную мельницу, а затем собор. В Омске
остановился в гостинице «Москва». Убрав коня, сел пить чай. В это время приехал
полицмейстер и сказал, что они меня ждали лишь к 28 февраля, что квартира мне предназначалась в другой
гостинице и что уже назначена комиссия для освидетельствования, как коня, так и меня, тотчас по прибытии в
город, не выходя из седла. Полицмейстер уехал, и через некоторое время
действительно приехали члены комиссии: войсковой старшина Чириков, есаул
Путинцев, полковник Катанаев, помощник начальника штаба, генерал-майор, барон
Таубе и ветеринарный врач Мезяков. Осмотрели
нас и составили акт. Вечером был в бане. 1
марта. Делал визиты знакомым. Вечером пришли ко мне кадеты Скобельцин и
Караулов, которых оставил у себя ночевать. 2
марта. Был в казачьей церкви у обедни и видел там знамя Ермака; оно старое, в виде иконы. В 3 часа
состоялся обед, который давали сибирские казаки в офицерском собрании. Всех
казаков было 14 человек, а из регулярных войск присутствовал только
генерал-майор барон Ф.Ф. Таубе. Обед прошел очень оживленно…».
3 марта Дмитрий Плешков на Сером выехал из Омска. 19 мая 1890 г. он добрался до
Петербурга, где отважный казак вместе с конем был представлен лично Императору Александру III. Всадника наградили орденом Святой Анны 3-й
степени. Это путешествие можно было бы занести в Книгу рекордов Гиннеса, если
бы она тогда существовала. Рекорд Плешкова был побит только после
Русско-японской войны. В 1905 г. молодой
артиллерийский офицер Дмитрий Павлович Басов на чистокровном английском жеребце
с русским именем Мосол вместе с ординарцем на строевом коне стартовал из
небольшой маньчжурской деревушки Люндушань, взяв курс на Петербург. За 8
месяцев и 3 дня всадники преодолели 8700 верст. Проезжали они и через наш
город, где были встречены со всеми почестями.
Еще
один конный пробег вошел в историю Сибирского казачьего войска и Омска. В 1891
г. цесаревичем Николай (впоследствии император Николай II) выехал на поезде из Омска в
сторону Оренбурга. За поездом наследника, а двигался он со скоростью 20 – 22
версты в час, кроме конвойных казачьих взводов мчались станичники, казачата,
казачки, крестьяне, киргизы, кто верхом, кто в телегах, обгоняя друг друга,
пытаясь еще раз увидеть дорогого гостя. Особо в конном пробеге прославился
казачий малолеток Бородавкин из Новорыбинского. Проскакав 108 верст за царским
поездом в течение 7,5 часов,
тринадцатилетний казачонок был
награжден по-царски, получив из рук будущего царя золотые часы.,
Ударим
автопробегом по российскому бездорожью
В 1908 г. состоялась «самая большая автогонка
всех времён». Пробег Нью-Йорк –Париж
проходил через всю Америку, Канаду, Аляску и Россию. В ней приняло
участие шесть автомобилей из различных стран. По своей протяженности маршрут
был поистине фантастическим и составлял 34.000 километров большей частью по
бездорожью.
В
нашей стране на отдельных участках трассы пробега автомобилисты двигались как
при помощи «конной тяги», так и по шпалам железных дорог. Использовался для
этого и Великий Сибирский путь. Не
обошлось и без приключений! Однажды автомобилисты застряли на рельсах. В подошедшем поезде ехало железнодорожное начальство, которое и
наложило запрет на движение автомобилей
по шпалам.
17
июня в 3 часа дня в Омск прибыл первый
из участников этого автопробега американец Шустер и его напарник немец
Кеттель на машине «Томас Флайер».
Осмотрев город, подкрепившись и отдохнув автопутешественники в 4 часа ночи выехали в сторону Ишима и Тюмени. Но
через 50 верст автомобиль лидера гонки
сломался. Видимо, поломка была нешуточной, поскольку до Тюкалинска «Томас Флайер» добрался только через неделю.
О
других же участниках пробега газеты дореволюционного Омска сообщали следующее:
« В пятницу, 20 июня, перед вечером прибыл второй автомобилист гонки
Нью-Иорк-Париж г-н Фукс, остановившийся
в гостинице «Россия». Он весьма жалуется на наши дороги. Автомобиль г-на Фукса
прошёл без поломок, но остановился для чистки и осмотра машины во избежание
неприятных сюрпризов в дальнейшем пути…25 июня, в среду вечером из Омска
выехали участники гонки Нью-Йорк-Париж германские подданные Роберт Фукс и
Кастар Нейберг».
Через
полмесяца, 11 июля 1908 г. в Омск приехал последний участник автогонки Нью-Йорк-Париж г-на Шейнфонгеля,
которому, как пишет «Омский телеграф», «…по дороге очень не повезло. Сперва его
задержал разлив реки, пришлось возвращаться в Иркутск, потом очень плохая
погода, раскисшая дорога, поломка и замена рессоры. Он не теряет надежды
нагнать товарищей, хотя первый из них уже в Петербурге». Не сумел он никого догнать по нашим дорогам.
Леонид Мартынов уважал
прогулки под парусом
В
начале 20 века на Иртыше появились яхты, стали проводиться гонки. Во втором десятилетии прошлого века в Омске создали первый яхт-клуб. Среди его
членов были землевладелец Зонов, управляющий лесными складами Переселенческого
управления Трувеллер, судебный следователь окружного суда Озимидов и другие
интеллигентные и, что немаловажно, состоятельные люди. В то время, как,
впрочем, и сейчас яхта стоила дорого. А
взнос в яхт-клуб велик был довольно велик, да и за технический осмотр судна
тоже надо было заплатить кругленькую
сумму.
В1911
г. газета «Омский телеграф» сообщила своим читателям о первых гонках под
парусом. Состоялись они 25 июня (12 июня по ст. ст.). В состязании участвовали
две шлюпки и одна яхта. Дистанция гонок приблизительно две версты. Первой на
финиш пришла яхта «Греза», за ней шлюпка «Песня» и «Альбатрос». Мало кто знает,
что эта гонка попала и на киноплёнку. В роли оператора выступил владелец
кинотеатра «Гигант» Моисей Каплун, который умудрился заснять первых омских
яхтсменов с моторной лодки. К сожалению, пленка не сохранилась.
Вскоре
соревнования омских яхтсменов стали проводиться достаточно регулярно. Каждая
гонка была большим городским праздником. Публика собиралась на берегу Иртыша у
лодочной пристани в конце Волковской (Съездовской) улицы. Яхты шли по
направлению к железнодорожному мосту, преодолевая расстояние в 13 вёрст,
огибали сторожевую шлюпку и возвращались назад. Рекордным на гонках в июле 1914
года было время 1 час 20 минут. После окончания соревнований публику катали на
яхтах.
В
июне 1915 года усилиями железнодорожных служащих открылся павильон яхт-клуба –
деревянное строение (примерно на том месте, где сейчас стоит ресторан «Сенкевич»).
Членам Яхт-клуба могли быть служащие любого ведомства, но непременно по
рекомендации. В клубе устраивались концерты, играли в домино, шашки и шахматы.
Карты, столь популярные у посетителей Коммерческого клуба, здесь не поощрялись.
Члены клуба проходили бесплатно, гости платили за вход 30 копеек, что по тем
временам было довольно дорого, Недёшево обходилось и пользование купальней
(небольшой деревянный павильончик, к которому вели мостики).
В 1925 году в Омске
создали парусный кружок, включавший 12 членов и шесть яхт. Посещала
новый клуб и семья Хлебниковых, глава которой, Арсений Илларионович, был
известным в городе адвокатом и общественным деятелем, музыкантом – любителем,
Поэт Леонид Мартынов тоже увлекался
яхтенным спортом и пристрастил к этому свою старшую дочь. Вот что он
писал о совей дочери, известной пианистке, выпускнице музыкального техникума
первого набора: “Галина любила парусный спорт и украшала своим присутствием
иртышский яхт-клуб”.