Исстари, Любинский проспект является не только
центральной торговой улицей Омска, но и
уникальным историко- архитектурным ансамблем нашего города, который начинается
и заканчивается часовнями. Это Серафимо –
Алексеевская и Иверская часовни, возведенные на пожертвования купцов. Непростая им выпала судьба – умереть и
возродиться снова.
В память двух событий века прошлого.
В 1905 году благочинный омских церквей и
настоятель Скорбященской церкви Омского военного Госпиталя протоиерей Алексей
Васильевич Серебренников вышел с ходатайством к Городской Думе об отводе земельного участка для строительства часовни на берегу реки Оми, возле железного
моста. Вот как обосновал свой проект отец Алексей: «Рождение Наследника
Российского Престола Царевича Алексея
Николаевича, как событие первостепенной важности, ознаменовано повсеместно
рядом добрых дел, в которых выразились патриотические чувства верноподданных
граждан к своему обожаемому монарху. Желая с одной стороны увековечить в г.
Омске память о столь радостном событии в Царской Семье, а с другой- придти
на помощь бедным семьям воинов, павших в войне с Японией, я думаю
устроить каменную часовню, которая имеет быть учреждением религиозно-просветительным
и благотворительным. Весь доход от продажи свеч, за покрытием расходов по
содержанию часовни, должен поступать в пользу попечительства о семействах воинов,
призванных из Акмолинской области, на действительную службу по случаю войны,
пока она существует. А потом должен
поступать в местное городское попечительство о бедных, а если такового не
будет, то в Городскую Управу- для распределения его между бедными жителями
города по усмотрению Думы».
Городские власти согласились с этим предложением, выделив
для строительства храма земельный участок на правом берегу Оми, возле железного
моста. Два года строилась часовня на средства
омской купчихи Зайцевой и купца Липатникова. Храм назвали в честь двух
событий: причисление в 1903 г. к лику Святых Преподобного Серафима
Саровского и появление на свет 30 июля 1904 г.Цесаревича Алексея. После
освящения часовня была приписана к госпитальной Скорбященской церкви. Внутри её
был сооружён небольшой иконостас, который украшали три храмовых образа:
Святителя Николая (в центре), Преподобного Серафима (справой стороны) и
Святителя Алексия(с левой стороны).Перед иконостасом, как и полагается, на
аналоях лежали иконы Спасителя и Божией
Матери, выполненные на стекле.
Имена павших в боях с японцами воинов – омичей, как
явствует из воспоминаний некоторых старожилов, были занесены на мраморные
таблицы, установленные внутри храма, рядом с металлическим панихидным столом.
Архитектурной особенностью часовни с одной стороны являлись устроенные друг над
другом приделы, а с другой -вход в верхний придел с восточной стороны.
Но власть
сменилась, и по решению внеочередного заседания Президиума Омского Губисполкома
от 12 октября 1921г. Серафимо-Алексеевская часовня была закрыта. Правда, в 1926
году её у городских властей просили для богослужений обновленцы, пытавшиеся
таким образом расширить приход Воскресенского крепостного собора. Часовню не
отдали. А 15 июня 1927 года принято решение о ее сносе. В постановлении о
ликвидации храма в частности говорилось: «Учитывая неблагополучное состояние в
устойчивости и возможности падения на мост часовни у железного моста и то
обстоятельство, что данная часовня никакой религиозной общиной не обслуживается
и в аренду не передавалась и не передана, в силу чего ремонт её не
производился, а также принимая во внимание разбивку бульвара на этом месте, Президиум Омгорсовета постановил: данную часовню снести…».
Абсурдная аргументация. Дело в том, что ещё в июле 1926 г. Омский окружной исполком принял решение о выселении проживающего в
часовни без всякой прописки Якова Константиновича Прохорова, который следил за
зданием. Быстро распространившиеся среди омичей слухи о намечающемся сносе
храма вызвали ряд протестов со стороны верующих. Но в августе-сентябре 1927 г.
Серафимо-Алексеевская часовня была разобрана.
Вторая
жизнь Серафимо-Алексеевской часовня началась 28 мая 1992 года, когда состоялась
торжественная закладка. Это был первый возрождённый храм в Омске. Его
восстановила компания «Стройподряд» по проекту А.М. Каримова и В.А.Десятова. 6 декабря 1994 года часовню освятили.
Воздвигнутая по обету.
Интересная
история у часовни во имя Иверской иконы Божией Матери и преподобного Сергия
Радонежского. Ее решили построить, когда в Омске начался голод из-за неурожая.
Жители города дали обет построить каменную часовню, если засуха и голод
прекратятся. И вот лето 1863 года выдалось урожайным. Генерал-губернатор Западной Сибири А. О.
Дюгамель 7 августа 1863 г..
ходатайствует перед Обер-прокурором Святейшего Синода князем Урусовым о
разрешении жителям Омска выполнить данный ими обет и возвести часовню. Синод
согласился. Курировать стройку поручили Епископу Тобольскому Варлааму.
Сооружалась
часовня на средства благотворителя - омского купца 2-й гильдии Ф.Г.Курганского.
В 1867 году ее освятили и в ней начались богослужения. Новый храм приписали к
Омскому Воскресенскому собору. Но Фёдор Курганский на этом не успокоился. По
его инициативе часть доходов с возведённой часовни за исключением средств
вырученных от продажи свечей, было обращено на улучшение и расширение омской
богадельни.
По ряду устных свидетельств, храмовой иконой в часовни,
был образ Иверской Божией Матери, который находится ныне в Крестовоздвиженском
соборе. В первые годы советской власти Иверская часовня была закрыта. А 30 июня
1926 г.
Президиум Горсовета постановил её снести.
Вопрос о восстановлении
Иверской часовни был поднят сразу же после того, как омичи увидели воссозданную
Серафимо-Алексеевскую часовню. Проект разработал бывший в то время главным
архитектором области М.М. Хахаев.По предложению Владыки Феодосия было решено
часовню преобразовать в небольшой храм, устроив алтарь в её восточной части.
Летом 1996 года к 280-летию города Омска храм во имя Иверской Божией матери был
освящён, украсив своим боголепным видом одну из центральных улиц Омска.