В феврале 2012 года «Омский областной союз
предпринимателей» отметил двадцатилетний юбилей. Какие задачи стоят перед
предпринимателями региона сегодня, что удалось сделать за время существования
объединения и какие направления будут актуальны для омского бизнеса,
корреспонденту NB
Максиму Дубовскому рассказал президент Омского областного союза
предпринимателей Павел Кручинский.
-
Павел Николаевич,
губернатор Виктор Назаров
еще до официального вступления в должность
встретился с представителями омского бизнеса. Изменилась ли роль Союза с
приходом к власти человека из бизнес-среды?
-Говорить об этом пока рано. Но первые шаги к более тесному и конструктивному
взаимодействию Союза предпринимателей и региональной власти уже сделаны, они
задали новый вектор развития. Надо отдать должное Виктору Ивановичу - он
встретился с предпринимательским активом и ответил на вопросы, которые, на мой взгляд, были не очень удобными.
Начало положено, Назаров демонстрирует открытость и заинтересованность в
развитии бизнеса в Омской области.
-
Какие вопросы губернатору, по-вашему, были самыми неудобными?
- На этой встрече были озвучены как системные
проблемы, так и частные вопросы: люди, пользуясь моментом, даже передавали
новому губернатору пакеты документов. Но главное не в этом: Виктор Иванович дал
понять, что знает, как достается предпринимательский хлеб, поэтому он готов
защищать интересы бизнесменов.
-
Сколько человек в данный момент состоит в Союзе предпринимателей?
- Сегодня в рядах Союза порядка двухсот
руководителей предприятий. На данном этапе для нас важно не количество, а
качество наших членов. И сегодня это те, кто успешно ведет бизнес, пытаются
сделать правила игры более цивилизованными. Предпринимателей, которые и
копеечку зарабатывают, и создают рабочие места, и платят налоги, и занимаются
общественной работой, не так много. Сегодня к нам приходят люди, которые
говорят, что уже многого добились, им ничего не нужно от Союза, они просто
хотят поделиться своими знаниями и опытом. Такие предприниматели и должны
входить в Союз. Это говорит о том, что наш бизнес уже демонстрирует признаки
созревания, взросления.
Не может не радовать и тот факт, что в последнее
время новыми членами ООСП все чаще становятся молодые люди.
-
Двадцать лет - довольно продолжительный срок. Удалось ли за это время сделать
что-то по-настоящему значимое?
- Я являюсь членом Союза не с самого начала, но в Координационном
совете есть люди, которые стояли у истоков этой организации. Вопрос, скорее, к
ним. Взрослеют как люди, так и организации. У омского Союза предпринимателей
было несколько стадий развития. Сначала предприниматели, условно говоря,
сбились в кучку, чтобы защитить свой бизнес от криминала. Когда начали
формироваться правила предпринимательской игры, было достаточно перекосов:
чиновники делали многое для того, чтобы усложнить бизнесу жизнь. Но Союз всегда
был организацией, которая оперативно реагировала на меняющуюся обстановку.
Сейчас в
деятельности нашей организации наметилось несколько векторов: в первую очередь,
защита предпринимателей – мы отреагировали на принятие ФЗ-212, который значительно
увеличил сборы в негосударственные фонды, мы пытались повлиять на непомерную
кадастровую оценку. Еще одно направление нашей деятельности – формирование
цивилизованного отношения к бизнесу, в частности мы много внимания уделяем работе с молодежью, воспитанию нового
поколения экономически активных граждан.
-
Вопрос по механизмам помощи: если у меня есть собственное дело и, скажем,
возникли проблемы юридического характера, как мне может помочь Союз
предпринимателей?
- Такое бывает каждую неделю. Мы стараемся подобрать
экспертов для каждого конкретного случая. Например, на прошлой неделе мы
помогали нашей коллеге реструктуризировать кредитный портфель. Разбирали
экономическое состояние бизнеса и смотрели, какие банки могут пойти на встречу.
Таким же способом мы разрешаем юридические проблемы, помогаем урегулировать
споры между предпринимателями.
-
А что, если к вам обратится предприниматель, который не является членом Союза?
- Такие тоже есть, но их не так много. Мы ни перед
кем не закрываем двери. Понимаем, что в перспективе те, кому мы помогли, могут
влиться в ряды ООСП.
-
Недавно Омский областной союз предпринимателей и региональное отделение
«Деловой России» стали взаимными членами. Не кажется ли вам, что эти
организации дублируют функции друг друга, и как вы относитесь к появлению
должности бизнес-омбудсмена при президенте?
- В современной России общественных институтов,
таких как омский Союз предпринимателей и «Деловая Россия», недостаточно, чтобы
развивать экономику. Я считаю, что в цивилизованном государстве омбудсмен не
нужен - там работают законы. У нас пока другие реалии: много перекосов,
несовершенное законодательство, коррупция, высокие тарифы, которые делают нашу
продукцию неконкурентной по отношению к импортной. Это то, что сегодня мешает
российскому бизнесу. Введение института омбудсмена на федеральном и
региональном уровнях позволит быстрее доводить чаяния предпринимателей до
власти. Главная задача бизнес-омбудсмена – уменьшить пресс на бизнес, который
сейчас весьма велик.
-
Кстати о «прессе», в Госдуму внесен ряд законопроектов, призванных расширить
полномочия фискальных органов. Если они будут приняты, налоговики смогут сами
«назначать» размер сбора, если в цепочке сделок присутствуют фирмы-однодневки.
Как вы к этому относитесь?
- В очередной раз меняются правила игры, что само по
себе плохо. Сегодня предприниматель в России не может планировать даже на
среднесрочную перспективу: система координат постоянно меняется. Часть
полномочий по налогам теперь передается на региональный уровень (заксобрания
субъектов будут устанавливать поправочные коэффициенты). Мы уже обратились к областному
правительству с предложением допустить в рабочие группы по этим вопросам предпринимателей.
Мы готовы выступать с законотворческой инициативой.
Что касается новых полномочий налоговых органов,
существует опасность, что в конечном итоге ФНС будет наказывать не только тех,
кто уклоняется от уплаты налогов, но и те компании, которые по незнанию
заключили договоры с фирмами-однодневками. Я считаю, что такие акты должны оцениваться
всесторонне.
Пора признаться, что доверительного диалога между
властью и бизнесом еще не было. Нужно сделать так, чтобы закон был одинаков для
всех, тогда каждый предприниматель с готовностью будет платить налоги.