Процесс приватизации государственной и
муниципальной собственности идет более 20 лет и наиболее крупные и ликвидные
объекты уже перешли в частную
собственность. На приватизацию фактически выставляется имущество, утратившее
свое значение для выполнения государственных функций. Как правило, такое
имущество длительное время никем не используется и находится в
неудовлетворительном состоянии. Покупательский спрос на такие объекты низкий.
Тем не менее, средства от приватизации
являются одним из источников доходов,
за счет которых формируется бюджет муниципальных образований.
Приватизация государственного имущества в стране идет с 1991
года. А через год приватизация вообще стала
самым массовым явлением. Так и шла постоянно, то затихая, то давая всплеск. А с 2005 года, когда практически все основные предприятия
и объекты уже стали частной собственностью, приватизация приобрела точечный характер.
С этого и началась наша беседа с начальником управления
государственной собственности Министерства имущественных отношений Омской
области Лилией Гулиевой.
- Лилия Борисовна, верно ли, что сегодня на уровнях субъекта
федерации и муниципальном крупных организаций для приватизации не осталось,
остались лишь маленькие и, чаще всего, неликвидные предприятия? Но они, как я
понимаю, все равно рассматриваются на предмет смены собственника?
-
Это не совсем так. В государственной собственности еще достаточно прибыльных стабильно
развивающихся предприятий. И, конечно, не все они будут приватизированы. Предприятия
и имущество, необходимые для выполнения государственных функций, останутся в
государственной собственности.
- И все-
таки, какое имущество вы будете приватизировать?
-Сейчас мы готовим прогнозный план (программу) приватизации
областной собственности на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, в
который будут включены предприятия, пакеты акций, находящихся в собственности
Омской области, а также объекты недвижимости стоимостью более 10 миллионов рублей.
Хочу напомнить, что с 2009 года приватизация областного
имущества проходит в соответствии с прогнозным
планом (программой) приватизации, который утверждается распоряжением
Правительства Омской области. А также с перечнем движимого имущества и объектов
недвижимости, подлежащих приватизации, стоимостью менее 10 миллионов рублей,
который утверждается наши министерством.
- Движимое
имущество – это автомобили?
- Не только. Да, это транспорт, но это еще и различная
техника, оборудование. Те же тракторы, комбайны, в учебных заведениях подобной
техники много, она со временем вырабатывает свой ресурс, ее списывают. А не
лучше ли попытаться ее продать?
- И
пытались? Стоит ли овчинка выделки?
- Стоит. В 2009 году мы предприняли первую такую попытку. И
реализовали, по сути, неликвида на сумму более 38 миллионов рублей. А год
спустя – уже на 50 миллионов. Хотя, еще раз подчеркну, в большинстве имущество,
как движимое так и недвижимое, бросовое. За те же автомобили, отечественные,
старые, выручали в среднем по 30-40 тысяч рублей за единицу, не больше. Самоходная техника, конечно, продавалась
за более высокую цену. Все это и дало дополнительно 50 миллионов в бюджет.
Разве плохо?
В этом году по состоянию на первое августа реализовано
движимого имущества на 563 тысячи рублей. Эта цифра наверняка увеличится, поскольку
до конца года будут проведены еще не одни торги.
- Лилия Борисовна, если говорить о плане приватизации на 2012
год, то какие объекты включены в него, как он выполняется?
- Программа приватизации на 2012 год и плановый период
2013-2014 годы утверждена распоряжением Правительства Омской области № 126-рп от
24 августа 2011 года. В 2012 году на приватизацию заявлены пакеты акций пяти
акционерных обществ, а также пять предприятий. В частности, это типографии в Исилькуле, Кормиловке, Любино и
Черлаке, семеноводческая станция в Нововаршавке.
На сегодня Минимуществом подготовлены изменения в прогнозный
план в части исключения из него акций всех акционерных обществ. Приватизация
предприятий идет своим порядком.
- А почему исключаются
акции?
- Сегодня к управлению областью пришла новая команда,
практически все ведомства возглавили новые руководители. А поскольку у каждого
министерства есть свои подведомственные предприятия, учреждения, акционерные
общества, то естественно, что прежде чем принимать управленческие решения необходимо
провести инвентаризацию, анализ того, что у них есть в управлении. По поручению
Губернатора Омской области Виктора Назарова, нашим министерством совместно с
Минэкономики подготовлен проект плана мероприятий по повышению эффективности
управления собственностью Омской области на 2012-2013 годы. Этот план
предполагает проведение анализа деятельности всех областных предприятий и
формирование перечней предприятий, которые, во-первых, необходимы для
исполнения государственных функций, во-вторых, тех, которые планируются к
приватизации, в-третьих, тех, что предполагается реорганизовать, в-четвертых,
тех, которые лучше передать в муниципальную собственность, и в-пятых, тех,
которые подлежат ликвидации.
По акционерным обществам – то же самое. Проанализировав
деятельность своих АО, отраслевики тоже дадут свои предложения, какие из них
оставить в областной собственности, а какие приватизировать.
Безусловно, каждый из этих перечней должен содержать
обоснование принятого решения. Скажем, по тому же «Омскоблтрансу» анализ должен
показать, что выгоднее, приватизировать его или оставить в собственности Омской
области. Планируемые сроки формирования перечней – декабрь 2012 года. Так что, сейчас мы ждем
предложений от ведомств.
- У вас есть прогнозный план на 2012 год. А на 2013-й? Здесь,
какова будет тактика, если ведомства дадут свои предложения, вы сформируете
программу приватизации?
- Конечно, формировать прогнозный план на 2013 и плановый
период 2014-2015 годов мы будем по предложениям министерств. О каких-то суммах
говорить пока рано, хотя ясно, что основные поступления будут от реализации
пакетов акций.
- Но ведь предприятие предприятию рознь. Какие критерии стоят
во главе угла, когда делается выбор: отдавать в приватизацию или оставить в
собственности?
- Приватизация предприятия проходит в два этапа:
сначала оно преобразовывается в ОАО или ООО, а затем мы смотрим, как оно
работает, эффективно или нет. Если видим, что приватизированное предприятие
стабильно развивается, дает поступления в бюджет, то зачем нам продавать свой
пакет акций? К примеру, того же санатория «Коммунальник». Предприятие
прибыльно, и дивиденды в бюджет платит. Тут ничего менять не надо. А если мы
видим, что общество не может развиваться без помощи инвестора, то зачем
сохранять влияние государства, акции лучше выставить на продажу.
- Лилия Борисовна, как я понимаю, программа приватизации
сейчас взяла некоторую паузу, связанную со сменой руководства в ведомствах
областного правительства. Как надолго и что дальше?
- Да, в крупномасштабной приватизации, где могут быть
миллионы, пауза взята. Но по перечню движимого и недвижимого имущества
стоимостью менее 10 миллионов рублей приостановки нет. Я говорила о проданных
на торгах автомобилях на 563 тысячи рублей, к этому нужно добавить еще 1,5
миллиона, взятых на таких объектах недвижимости, как гараж в деревне Кирсаново
Горьковского района, бытовые помещения в Береговом поселке и еще один гараж по
улице Госпитальной.
В рамках реализации той же малой приватизации идет и инвентаризация
имущества учреждений – чтобы выявить излишнее, неиспользуемое имущество или
используемое не по назначению. И здесь в результате может быть как
перераспределение имущества, так и продажа его. По итогам инвентаризации,
которая закончится в этом году, мы будем формировать наш перечень на 2013-2015
годы.
Кирилл
Садовников