Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Стратегия на вырост

Стратегия на вырост
26.11.2012
Фото:

Сдали сессию

Наверное, впервые в своей профессиональной деятельности членам областного правительства, депутатам регионального парламента, руководителям бизнес-структур, вузов пришлось на время забыть о своих чинах и званиях и выступать не в роли министров, сенаторов или топ-менеджеров, а всего лишь экспертов. На этом настоял министр экономики Александр Триппель, открывая сессию.

– Не стесняйтесь, высказывайте свои идеи, даже самые смелые, а вдруг они станут прорывными для нашей области,– обратился к присутствующим министр, а после своих слов уже просто эксперт Александр Триппель. – Задача, стоящая сегодня перед нами, найти путь развития региона, по которому он будет двигаться в ближайшие 15–20 лет.

Консалтинговая компания Strategy Partners Group готова помочь в этом. Ее сотрудниками уже проведен анализ структуры экономики области, полным ходом идет выявление основных региональных кластеров и определение ключевых проблемных зон, формируется детальный профиль конкурентоспособности. Как отметил управляющий партнер Strategy Partners Group Александр Идрисов, проект стратегии лишь в середине пути. Но к концу года область и ее жители получат окончательный результат.

А пока что московские эксперты, продиагностировав нашу территорию, оценили ее конкурентоспособность, выделив сильные и слабые стороны. Для ускорения экономического развития у Прииртышья есть все предпосылки, например, нам благоприятствует относительно низкая стоимость рабочей силы и статус города-миллионника, поскольку в Омске сконцентрирована основная часть населения (рынок, человеческие ресурсы, инфраструктура). У нас неплохой потенциал для развития ключевых кластеров (АПК, нефтехимического, машиностроительного) и технического образования. Тем не менее мы во многом зависим от импорта электроэнергии. К слабым сторонам аналитики также отнесли высокий уровень износа энергетических мощностей, низкую производительность труда в большинстве кластеров, удаленность от основных рынков сбыта, административные барьеры.

Несмотря на то, что область «хромает» по некоторым ключевым показателям, это не означает, что догнать регионы-лидеры невозможно. Нужно всего лишь сконцентрировать усилия, выбрать определенные направления экономического роста и целенаправленно их реализовывать. И еще, как заметил Александр Идрисов, верить в себя, и тогда все получится.

– Одна из возможностей развития Омской области – реализация в полной мере транзитного потенциала, создание в регионе транспортно-логистического кластера, ведь территория находится на пересечении коридоров на Дальний Восток и в Центральную Азию, – продолжает Александр Идрисов. – Хотя этот фактор может стать как положительным, так и отрицательным – рядом быстрорастущие рынки Казахстана и азиатских стран. Это может создать угрозу, так как уже сейчас десятки компаний предпочитают перерегистрировать свои предприятия в Казахстане.

Но можно успешно конкурировать и с Казахстаном, и с другими быстро развивающими странами, даже с Китаем, если сконцентрировать усилия на развитии производства, создании высокотехнологичных рабочих мест, продвижении инновационных технологий, сформировав благоприятный бизнес-климат на своей территории. Как особо подчеркнул управляющий партнер Strategy Partners Group, для этого необходимо вести грамотную инвестиционную политику, привлекать инвестиции, при этом давая определенные гарантии инвесторам.

Проблемы как потенциал для роста

После пленарного заседания стратегической сессии Александр Триппель и Александр Идрисов ответили на вопросы журналистов. Московские аналитики к слабым сторонам региона отнесли высокий уровень безработицы из-за того, что создается мало рабочих мест. По этому поводу министр экономики пояснил, что исследования проводились на основе официально утвержденных статистических результатов за 2010 год, так как данные за 2011-й еще не до конца сформированы. К тому же по одной форме учета безработица была зафиксирована на уровне 1,8–2,2 процента, по другой – 6 процентов. Но главное, по мнению Александра Идрисова, это вывод. Надо создавать качественные рабочие места. С этим не поспоришь.

– В экономике регионе есть базовые сектора, которые достаточно хорошо развиты. Но важно, что есть высокий потенциал роста производительности. Существующие проблемы многими воспринимаются как трудности. Мы обычно говорим своим клиентам в этом случае: если бы у вас не было проблем, то не было бы возможности для роста. Слава Богу, что проблемы есть, значит, есть потенциал для роста,– несколько неожиданно заметил Александр Идрисов. – Низкий уровень производительности в базовых секторах свидетельствует о том, что его можно реально поднять. В нашей стране есть примеры роста производительности в 2–3 раза. Нельзя закрывать глаза. Надо прямо сказать: у нас есть проблемы, и мы их решим. Есть критичные сектора, которые могут дать самый существенный прирост экономики для области. Эти сектора нуждаются в особой поддержке.

Примерно такая же ситуация и в техническом образовании. Если сконцентрировать усилия на решении этой задачи, то можно стать регионом, где готовят лучшие кадры для производства. Удаленность от основных рынков следует рассматривать через призму удачного расположения на транспортных маршрутах, что говорит о высоком логистическом потенциале региона.

– При разработке кластеров надо учитывать эту специфику региона, его удаленность от основных рынков, – подчеркнул Александр Триппель. – Основное внимание следует уделять производству тех продуктов, где транспортная составляющая не будет превалирующей. Опыт работы и проведенный анализ показали, что надо развивать именно те кластеры, на которые мы сделали ставку. Это агропромышленный, нефтехимический кластеры, ряд других. Важно не только выработать направления работы, но и поверить, что мы сможем реализовать намеченные планы.

Омичи добавили к стратегии инжиниринг и дикоросы

Команда Strategy Partners Group (SPG) формирует стратегию развития Омской области не только исходя из собственного опыта и знания общемировых тенденций, но и с учетом специфики региона, опираясь на мнение его руководителей, бизнес-сообщества, лучше, чем кто-либо, знающих эту специфику. Поэтому в ходе сессии большое внимание было уделено советам с представителями области, какие приоритеты необходимо выделить для прорыва в экономической сфере.

– В любом регионе есть 2–4 сектора, которые имеют самый большой потенциал и могут существенно улучшить состояние экономики, – сказал управляющий партнер SPG Александр Идрисов. – Они есть и у вас. По нашему мнению, наибольший коэффициент концентрации имеет нефтехимический сектор, к которому надо подключить малый и средний бизнес, создав полноценный кластер. Малые предприятия могут использовать имеющееся сырье и производить продукцию с высокой добавленной стоимостью.

К лидерам в нашем регионе разработчики стратегии отнесли также аэрокосмическую отрасль, приборостроение, агропромышленный сектор. АПК у нас исторически развит хорошо, но его недостатком является низкая производительность. Впрочем, у аграриев она низка во всем мире, а вот в других отраслях отставание в производительности труда, которое существует у нас, недопустимо. Мы значительно отстаем в этом от общероссийского уровня, а тот, в свою очередь, в 3–5 раз уступает показателям производительности развитых стран, в 2–3 раза – Китаю.

Главная задача стратегии – выявить потенциал в уже развитых отраслях и найти новые точки роста. Эффективность такого подхода Александр Идрисов показал на примере Финляндии. Будучи далеко не лидером европейской экономики, страна тысячи озер в свое время четко определила, в каких направлениях она должна продвигать свою экономику.

Участники сессии и без этого примера были готовы высказать свои дополнения к предложенному партнерами SPG ранжиру приоритетов. Сенатор Игорь Зуга заострил внимание на том, что среди них не значится инжиниринг, который, по его мнению, в Омске достаточно развит, имеет высокую добавленную стоимость и производительность и обладает большим потенциалом роста. Он же упомянул о возможностях образовательного бизнеса, существенно расширившихся ввиду отставания в этом плане соседних Казахстана и Киргизии. Глава Ассоциации развития малого бизнеса Вадим Морозов подсказал тему дикоросов, которые широко используются в Томской области и на Алтае как производные лекарственных препаратов и продуктов питания. Гендиректор ОАО «Высокие технологии» Дмитрий Шишкин заметил, что разработчики неправильно объединили в одну отрасль аэрокосмос, и предложил отдельным приоритетом обозначить производство высокотехнологичных компонентов для различных систем, машин и приборов. Все эти предложения были приняты и будут учтены в ходе дельнейшей работы над стратегией.

Александр Идрисов, со своей стороны, назвал тренд, который пока не находит практически никакого применения в России. Это покупка готовых компаний. По такому пути идут Китай и Индия. Они не изобретают «колес», а покупают их в развитых странах, экономя на этом и время, и деньги. Россия, например, нуждается в лесопильном оборудовании на полмиллиарда долларов, а крупнейший холдинг Швеции, производящий его, стоит €70 млн.  Идрисов привел пример, когда российская компания получила крупный судостроительный заказ из Бразилии и столкнулась с проблемой, что у нас никто не строит буксиров. Отечественные проектировщики затребовали на разработку такого производства два года и $2 млн. SPG нашла за рубежом действующего производителя буксиров, попросившего $200 тыс. и 5% роялти. Иными словами, надо быть гибче и решать проблемы не только за счет собственных ресурсов, но и использовать все возможности мирового бизнеса.

В заключении сессии представите-ли SPG сообщили, что окончательные рекомендации и механизмы реализации стратегии будут определены к концу года – после проведения дополнительных совещаний с экспертами и анализа собранных мнений.

Продажа родины в хорошем смысле

Основная часть работы стратегической сессии прошла в группах. Участники обсуждения, разбившись по секциям, методом совместной мозговой атаки с помощью консультантов Strategy Partners Group выбирали цели социально-экономического развития, определяли точки роста, формировали требования к инфраструктурным и социальным секторам, выработали механизм реализации стратегии.

Так, партнер компании Strategy Partners Group Сергей Лозинский в своей секции предложил участникам выбрать основные цели развития. Он пояснил, что за нас этого сделать никто не сможет, даже эксперты консалтинговой компании, имеющие опыт разработки стратегий развития различных регионов. Экономика должна развиваться с учетом специфических особенностей территории. А в стратегии одна из ключевых задач – это именно выбор конкретной цели, которую необходимо достичь в течение определенного времени. Не рекомендуется распылять силы и средства сразу на несколько целей. Необходимо определить основное направление движения.

Еще более важные задачи решались на секции, где определялись механизмы реализации стратегии. Не случайно многие министры регионального правительства – Александр Бутаков, Александр Триппель, Алексей Гладенко, Виталий Эрлих, сенатор Игорь Зуга, депутаты Законодательного собрания, руководители предприятий выбрали именно эту секцию. Александр Идрисов обозначил основные этапы по созданию механизмов реализации стратегии, рассказал об успешных примерах работы в этой сфере в Казахстане, Калужской области, других регионах. Идрисов назвал несколько удачных, на его взгляд, исполнительных структур, которые призваны решать поставленные задачи по стратегическому развитию территории. В первую очередь речь идет о корпорациях экономического развития, агентствах по привлечению инвестиций, которые неплохо работают уже во многих регионах. В некоторых областях одна организация выполняет эти функции. Например, казахстанское агентство KAZNEX одновременно занимается привлечением инвестиций и стимулированием экспорта. По мнению Александра Идрисова, корпорация развития должна быть создана и в Омской области.

– Существуют два направления работы этих структур, которые нередко путают. Одно направление связано с привлечением инвестиций. Это продажа родины в хорошем смысле,– привел любопытное сравнение Идрисов. – Вы продаете территорию, а не инвестиционные проекты. Вы говорите, что у нас на территории лучшая рабочая сила, лучшая инфраструктура, лучший доступ к электроэнергии, мы обеспечим доступ к поставщикам, создадим хорошие налоговые условия, у нас хорошо работает власть, которая эффективно взаимодействует с бизнесом, мы поможем набрать квалифицированный персонал. Вы продаете преимущества территории безотносительно проекта, которые собирается реализовать инвестор.

Еще одна сфера деятельности – помощь предприятиям с целью повышения их конкурентоспобности, стимулирование роста производительности труда. Как правило, этим занимаются агентства по промышленному развитию. Эти агентства обычно проводят тренинги, обучают менеджмент, помогают сформировать кластеры, оказывают содействие в приобретении нового технологического оборудования, решают вопросы по субсидированию процентных ставок по кредитам…

По итогам работы в группах проведено анкетирование, по результатам голосования определены приоритетные сферы развития. Полученные данные будут учтены на завершающем этапе разработки стратегии социально-экономического развития Омской области.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.