Особенность промышленности региона
состоит в том, что она практически не имеет сырьевой составляющей. В ее основе
лежат высокотехнологичные производства, которые и обеспечивают положительную
динамику экономических показателей. По доле обрабатывающих производств в общем
объеме промышленности региона Омская область занимает первое место в СФО и
четвертое место в России. Более половины всех региональных инвестиций
направляется на развитие промышленности.
В регионе существует ряд перспективных
инвестиционных проектов, которые могут представлять интерес для зарубежных
партнеров ввиду их инновационного содержания, высокого уровня разработки,
относительно небольшого объема необходимых вложений и короткого срока
окупаемости.
В 50 км от Омска, в Кормиловском районе,
расположено одно из крупнейших в стране месторождений кварцевых песков. Его
площадь составляет 35 кв. км, запасы – 700 млн куб. м. Здесь предполагается
создать горно-обогатительный комбинат по добыче сырья для стекольного
производства, кото-рое успешно развивается в области. В Омске уже два года
действует первая очередь стекольного завода, в этом году должна быть введена в
эксплуатацию вторая его очередь, после чего завод выйдет на проектную мощность в
810 млн бутылок в год. Еще один стекольный завод планируется построить в
Кормиловке, в непосредственной близости от залежей кварцевых песков. Месторождение
расположено вблизи железной и автомобильной дорог федерального значения, есть
возможность подключения к энергомощностям и инженерным коммуникациям.
Под строительство ГОКа уже
отведен земельный участок, отработана технология добычи, которая основывается на
скважинном методе, утвержден проект на разведку и добычу. Инновационная
разработка колесной пары для железнодорожных составов «Гибкое колесо» позволяет
снизить в 1,7–2 раза расход энергии на тягу поезда, на 20–30% – расходы на
ремонт подвижного состава, на 10–15% – износ колес и рельсов. При этом повышается
безопасность движения, скорость поезда на существующих путях возрастает до
160–250 км/час, вес состава можно увеличить на 30–40%.
В России, странах СНГ и Евросоюза
сегодня работают более 400 систем мониторинга КОМПАКС, которые производит НПЦ
«Динамика». Но «Динамика» не останавливается на этом и ищет партнеров для
масштабного продвижения своих инновационных технологий ресурсосберегающей и
безопасной эксплуатации оборудования опасных производств, а также организации
Центра исследований, разработок и эксплуатации оборудования.
Омский НИИ двигателестроения разработал
уникальные вакуумные ионоплазменные технологии «холодного» нанесения
наноструктурированных покрытий, которые обеспечивают увеличение срока службы полимерных
и металлических изделий в 3–10 раз. Центр по нанесению таких покрытий, а также
производство резинотехнических изделий с их использованием предлагается создать
на базе Крутогорского филиала ОМО им. Баранова, который, в свою очередь,
является филиалом московского НПЦ «Салют».
В регионах Крайнего Севера и Дальнего
Востока успешно эксплуатируются более 50 выпускаемых в Омске вездеходов-амфибий
«Арктика» грузоподъемностью 1–3 тонны. Но у омских конструкторов есть
разработка грузовых платформ на воздушной подушке грузоподъемностью 25 и более
тонн. Доставка людей и грузов на таких платформах обойдется, по расчетам, в
35–40 раз дешевле, чем воздушным транспортом, и, по мнению разработчиков, спрос
этим вездеходам обеспечен. Омичи хотят начать серийное производство платформ
«Арктика-АВП» и считают, что к этому проекту вполне могли бы подключиться
иностранные инвесторы.
Игорь
Спиридонов