Крытый велотрек в Омске станет третьим
сооружением подобного рода в России. Самое известное – велотрек в Крылатском,
но он построен в 1979 году к московской Олимпиаде и во многом морально устарел.
Например, его длина – 333,3 м – уже не соответствует международному стандарту, которым
с 1992 года длина трековой дорожки сокращена до 250 м. Другой российский трек
под крышей расположен в Санкт-Петербурге, но он имеет синтетическое покрытие,
тогда как в мировом спорте принято деревянное.
Трек с деревянным покрытием решено
было строить в Омске. В мире насчитывается всего пять компаний, которые
занимаются проектированием и строительством велотреков. Омичи остановили свой
выбор на голландской SDA Velodromes, основанной в 1989 году архитектором и
велогонщиком Сандером Доума. Выбор вполне оправдан: за время своего существования
компания построила 18 велотреков по всему миру, в том числе для Олимпиады в
Афинах.
Велотрек – сооружение конструктивно
сложное. И к его покрытию предъявляются особые требования, обеспечивающие
спортсменам скорость и в то же время безопасность. Оно должно быть устойчивым к
перепадам температур и влажности. Сандер Доума не строил треков в холодных
странах, но его родную Голландию, где на счету SDA Velodromes четыре таких
сооружения, теплой тоже не назовешь, поэтому проект в Сибири его не смущает.
Кстати, сам господин Доума известен
на своей родине и как велогонщик. Сейчас ему 68 лет. Но в молодости он считался
в этом виде спорта одним из лучших в стране среди любителей. Даже одно время
входил в олимпийскую сборную Голландии. Не часто случается, чтобы спортсмен
получил мировое признание в не связанной напрямую со спортом профессии. Сандеру
Доума в этом отношении повезло: став архитектором и выбрав направлением своей
деятельности проектирование велотреков, он достиг высоких вершин и на этом
поприще.
По словам господина Доума, двух одинаковых
велотреков не бывает, каждый чем-то отличается. Но в любом случае его задача –
построить сооружение международного уровня. Таким будет и велотрек в Омске. Его
покрытие изготовят из сосны, которая, по мнению голландского специалиста, является
лучшим материалом для скоростных треков. На омском можно будет развивать
скорость до 80–85, а то и до 100 км/час, но произойдет это, видимо, не скоро,
так как сегодня мировой рекорд на самой короткой, а значит и быстрой, дистанции
в этом виде велоспорта – гит 200 м с ходу – равняется 75,22 км/час.
Древесину для покрытия будут заготавливать
в Северной Европе. Ее потребуется 60 тыс. кв. м, и на заготовку такого
количества уйдет около пяти месяцев, так как в одном лесу найти деревья
необходимого качества в таком объеме, по словам Сандера Доума, невозможно.
Помимо высококачественного покрытия, скорости на омском велотреке будут
обеспечивать и его конструктивные особенности. Угол наклона дорожки составит от
13° до 43,5°.
Получив крытый велотрек, мы можем
надеяться на возрождение былой славы омского велоспорта. Ведь среди наших
земляков были чемпионы мира, Европы, Олимпийских игр в гонках на шоссе и треке.
У молодежи скоро появится отличная возможность продолжить чемпионскую
велоэстафету.
Игорь
Спиридонов