Бартер с кочевниками
Практически с основания Омской крепости
стал развиваться пограничный торг с калмыками и казахами. В 1753 году в Омске
была утверждена таможенная застава для взимания пошлины с привозных товаров. А
через 11 лет на левом берегу Иртыша, напротив Омской крепости, для торговли с
кочевниками и персидскими купцами был сооружен Елизаветинский маяк. Ежегодно, обычно
в конце августа–начале сентября, сюда из самых далеких мест киргизской степи
съезжались кочевники. Они пригоняли с собой огромные стада скота и лошадей.
Привозили яркой раскраски ташкентские и китайские ткани. Среди выставленных
товаров можно было также встретить овчинные шубы и войлоки, кирпичный чай и
табак.
Предметами мены с нашей стороны являлись:
бархат, бумажные и шерстяные материи, железные и чугунные изделия, медь, мягкая
рухлядь, готовое платье (зипуны), сукно и деревянная посуда. Заметим, что
торговля в те годы носила преимущественно бартерный характер. С 1777 года здесь
возникает более или менее правильная торговля. Любопытны некоторые бытовые
детали ее организации. Приезжавших с товарами казахов обычно встречали
прибывшие сюда раньше русские купцы, уже объявившие свои товары в таможне и
разместившиеся в отведенных им лавках. Прибывая верхом на лошадях, казахи при
этом везли свои товары на верблюдах. Пригнанный на обмен скот во время торга кормился
тут же, на заливных лугах. Русские купцы часто заманивали степняков мелкими
подарками или заранее приготовленным бешбармаком, а затем начинали знакомить со
своими товарами. Меновая торговля начиналась с 7 часов утра и продолжалась до 2
часов дня. О перерыве возвещал бой барабана, в который бил стоявший в карауле
офицер. После этого казахи должны были покинуть место торга до следующего дня.
Распродав товары, купцы записывали в «ярлык» количество выменянного у казахов
скота и вместе с пошлинными деньгами посылали этот документ в таможню со своим
доверенным приказчиком, который вручал его контролеру. Тот по записи пересчитывал
загнанных в пригоны баранов. Если записи в ярлыке были правильными, купцам
разрешался выезд. Утаенный и не внесенный в ярлык скот подвергался конфискации.
После такой проверки купцы, заарканив баранов, поджидали скупщиков. Естественно,
что при бартерной торговле стоимость промышленных товаров была выше, чем
продуктов домашнего хозяйства скотоводов. Так, аршин миткаля, который при
покупке в другом месте обходился купцу в 5 копеек, выменивался на товар
стоимостью в 30 копеек, простое деревянное блюдо ценой в 1 рубль можно было
обменять на одного барана. Не обходилось и без контрабанды. Хотя наказание за
нее было строгим: били кнутом, вырывали ноздри и клеймили.
Пуд соли за четверть копейки
В то время, когда русские
служилые люди облюбовали правобережье реки Оми для закладки второй Омской крепости,
на левом берегу Иртыша, против «Омского устья», для перевоза русских купцов к
стенам Елизаветинской защиты калмыки держали переправу.
К сожалению, документов о ценах в
XVIII веке в Омской крепости сохранилось мало. Известно, например, что в 1750
году за вывозку, ломку, складку в бугры соли наемным сибирским казакам из Омска
платили по 1 коп. за кадь (вмещала 10 пудов, 1 пуд = 16,38 кг), а за вывозку к
берегу 1 воза (20 пудов) в зимнее время они получали по 1 деньге за версту.
Отсюда с ломкою и вывозкой пуд ямышевской соли стоил ¼ копейки, а коряковской
(павлодарской) – ½ коп. За доставку же соли в Тобольск служилые уже получали по
1 коп. за пуд. В 1748 и 1749 годах по «недороду хлеба» омский хлеб в Томске
продавался по 20 и 30 коп. за пуд. В это же время привезенные из Иркутска в
Омск 8314 кирпичей чаю стоили 2747 руб. 60 коп., а 1794 юфтовых кож – 3215 руб.
В принципе неплохо в то время жило и духовенство. С 1769 года годовые оклады у
священников составляли: у протопопа – 100 руб., у попа – 25 руб., у дьякона –
10 руб., у пономаря – 10 руб. С горожан, которые по тем или иным причинам не
были на исповеди или причастии, церковнослужителям раз-решалось брать штраф по
5 коп. с человека, а с раскольников – по 10 коп.
Дешевый город
В XIX веке цены неоднократно менялись,
увеличилась и зарплата у работников некоторых отраслей. Например, в 1823 году
годовой оклад писаря, служащего у городового старосты, равнялся 400 руб., в то
время как аренда помещения под резиденцию последнего составляла 10 руб. в
месяц. Квалифицированный мастер-сукнодел на казачьей фабрике в нашем городе получал
в первой половине девятнадцатого столетия до 1500 рублей в год. Зато цены на
продукты питания в Омске были ниже, чем в других регионах Сибири. В 1831 году
пуд ржаной муки стоил от 75 коп. до 1 руб., пшеничной – от 1 руб. 20 коп. до 1 руб.
50 коп., гречневой крупы – от 1 руб. 60 коп. до 1 руб. 80 коп., говядины – от 1
руб. 60 коп. до 3 руб. 20 коп., карасей – от 1 руб. 20 коп. до 1 руб. 60 коп.,
окуней – от 1 руб. 60 коп. до 2 руб., «щучины» – от 2 руб. до 2 руб. 80 коп. В
то же время пара сапог стоила от 2 руб. 50 коп. до 3 руб., пара чулок – от 50
до 70 коп., аршин сукна – от 60 до 70 коп., аршин холста – от 20 до 30 коп.,
пуд листового железа – от 12 до 14 руб., кубическая сажень дров – от 7 руб. 50
коп. до 9 руб., бутылка лучшего виноградного вина – от 8 до 10 руб., ведро
столового виноградного вина – от 16 до 20 руб., фунт чая – от 6 руб. до 7 руб.
50 коп., пуд сахара – от 43 до 45 руб. Поясним, что чай, сахар, виноградные
вина были привозными и считались предметами роскоши. Для сравнения стоит
сказать, что месячная зарплата кузнеца составляла в 1831 году от 30 до 40 руб.,
а каменщика – от 20 до 30 руб. С переводом в 1839 году столицы Западной Сибири
в Омск жить в нем стало не только выгодно в связи с невысокими ценами, но и
престижно. Судите сами, в 1870-1880-е гг. крынка молока стоила 3-4 коп. Сметаны
можно было купить на 10 к. изрядную порцию, творог стоил еще дешевле, его нередко
давали в нагрузку бесплатно. Зато проводы в последний путь в конце XIX века,
так же как и сегодня, требовали определенных затрат. Так, согласно «Таксе за
места для могил при градоомской кладбищенской Всехсвятской церкви за 1891 г.»
(Казачье кладбище), место подле самой церкви стоило 20 руб. По мере удаленности
от церкви цена за место под могилу составляла от 5 руб. до 30 коп. Плата же за
траурную колесницу (по современному – катафалк) – 3 руб. Лошади же нанимались у
старожилов за определенную дополнительную плату. С течением времени цены на погребальные
услуги изменялись. Так, в 1907 году рытье могилы вблизи церкви уже оценивалось
в 9 руб., а погребение под колокольный звон – в 50 коп.
Война взвинтила цены
Сто десять лет назад цены стремительно
двинулись вверх. Резкий скачок стоимости продуктов и товаров был вызван
Русско-японской войной 1904–1905 гг. Вот что писала в декабре 1904 года
«Торгово-промышленная газета» о зимней Дмитриевской ярмарке в с. Такмыцкое
Тарского уезда: «...Ненастная погода неблагоприятно повлияла на съезд
окрестного населения на Дмитриевскую ярмарку в Такмыкске, и она вышла хуже
прошлогодней, хотя подвоз товаров все же был более, чем в Муромцевой. Лошадей в
Такмыкске было приведено менее прошлогоднего, потому что табуны ходили еще на
подножном корму и крестьяне продажею не торопились, надеясь сдать в будущем
лошадей в казну для надобностей армии, так как военно-конная перепись была
произведена еще осе-нью, по более выгодным ценам». По данным той же газеты,
«...за среднюю лошадь платили 40-60 р., хороших лошадей продавали от 175 до 200
р., были и дороже». А вот цены на крупный рогатый скот сохранились почти на
прежнем уровне. Корова стоила от 15 до 20 р. за голову.
В начале ХХ века ежегодно с 15 ноября
по 1 декабря проходила аналогичная ярмарка Введенская и в Омске. Преобладали в
основном бакалейные, мануфактурные товары, меховые и кожевенные изделия, скот,
сырье и продукты животноводства. Доступными для большинства населения были и цены.
Так, в 1902 году на Введенской ярмарке в Омске заячьи шкурки продавались по
цене 18-20 коп., гуси – 1-1,5 руб. за пару, цена масла за пуд колебалась от 11
руб. 50 коп. до 12 руб. 60 коп. Торговля проходила на Базарной площади, как говорили
тогда омичи, «на горке». Кстати, на городских картах это торговое место стало
обозначаться после 23 апреля 1873 года, когда Омская городская Дума постановила
вместо Мокринского базара устроить новый базар между Мокринским и Бутырским форштадтами
(сейчас на месте Базарной площади – пл. Дзержинского). В связи с недавним
повышением цен на проезд в городском транспорте любопытно было узнать, сколько
платили примерно за те же услуги в старом Омске. В первом десятилетии прошлого века
проезд по железнодорожной ветке от управления Омской железной дороги (сейчас
здание ОмГУПСа) до станции Омск стоил 50 коп. в один конец, а переправиться на
пароме с правого берега Иртыша на левый можно было за 2 копейки с человека, с
лошади – 6, с пролетки – 10, с тарантаса – 20, с сеялок, веялок – 10 копеек. Со
временем оплата возрастала. Так, например, к 1910 году провоз на пароме
жатвенной машины составлял уже 3 руб. Зимние цены были выше летних. Так, воз сена
до рекостава стоил на омских рынках 3 руб. 50 коп., а в его период он уже оценивался
в 6 руб., воз дров, продававшийся в период работы парома за 2 руб., после
прекращения его деятельности дорожал на 1 руб.
Поденная зарплата зависела от
стажа
Чтобы выяснить, насколько дорого для
наших омских предков было купить мяса на базаре или переправиться с телегой
через Иртыш, надо сравнить уровень цен и зарплату тех лет. Судя по дошедшим до
нас сведениям, квалифицированные рабочие со стажем получали в принципе неплохо.
Хватало и на хлеб с маслом, и на рябчиков с куропатками и тетеревами, которые
на той же Введенской ярмарке стоили от 55 коп. до 2 руб. за голову. Хороший
плотник тогда мог в месяц заработать в среднем 30-40 рублей. Если не пить и не
шиковать, катаясь за полтинник (в современном исчислении пять автобусных
остановок) по железной дороге от управления до вокзала, то на жизнь хватало.
В среднем в начале ХХ века
рабочий день на предприятиях фабрично-заводской промышленности Западной Сибири
составлял в среднем около 10 часов. Но, по большому счету, все зависело от
хозяина. Например, в одном из документов на эту тему говорится: «Хозяин
мастерской требует, чтобы работы продолжались не менее 12 часов в сутки. Перед
праздниками Рождества и Пасхи, когда работа в мастерских проходит спешно, спят
3-4 часа в сутки».
На многих предприятиях, например в
Омских железнодорожных мастерских, труд рабочих в начале прошлого столетия
оплачивался поденно. К этой категории относились слесари, литейщики, плотники,
кузнецы, молотобойцы, чернорабочие. Рабочим названных специальностей заработная
плата начислялась за количество отработанных дней по заранее установленной
стоимости рабочего дня. При этом заработная плата зависела от уровня квалификации,
стажа и места работы. В период с 1901 по 1904 гг. при условии отработки всех
табельных дней среднемесячный заработок, например, слесаря составлял 21-27 руб.,
литейщика – 19 руб. 50 коп. Среднемесячный заработок плотника колебался от 30
до 33 руб., жестянщика и молотобойца – от 19 руб. 50 коп. до 25 руб. 50 коп.
Чернорабочий получал от 16 до 21 рубля в месяц. Но после первой русской революции
1905 – 1907 гг. рабочие научились выбивать себе повышение жалованья. За счет
возросшей профессиональной организованности и стачечной борьбы заработки
поднялись в среднем на шесть рублей: для слесарей – до 34,5 руб., литейщиков –
до 28,5 руб., плотников – до 42 руб., жестянщиков и молотобойцев – до 33 руб.,
чернорабочих – до 25,5 руб. На этом железнодорожники не успокоились. С 1908 по 1913
гг. происходил постоянный рост заработной платы сотрудников железнодорожных
мастерских. Больше других увеличилась зарплата у жестянщиков и молотобойцев –
от 33 до 51 руб. А вот ученики рабочих получали крайне мало – от 3 до 9 рублей
в месяц. А порой работали вообще бесплатно. После 2-5 лет работы ученики могли
быть переведены в помощники, которые получали от 15 до 20 рублей в месяц. Кроме
того, на многих предприятиях города, например в железнодорожных мастерских, на
заводах Мариупольского, в т-ве «Довборы», существовала система различного рода
наградных, чтобы удержать квалифицированных рабочих (процентная прибавка к
заработной плате для тех, кто проработал на предприятии определенный срок).
Выплачивались также поверстные, премии за экономию топлива у служащих подвижного
состава на железной дороге, пособия в виде материальной помощи «на устройство
быта». Размеры прибавок и пособий, равно как штрафов и вычетов, определению не
поддаются. Годовые премиальные на заводе т-ва «Довборы» в 1909 году составляли,
например, довольно значительную сумму – 22 руб. на человека, в то время как
старослужащие на железной дороге получили всего 4,5% годового оклада. Часть
рабочих пивоваренного завода Мариупольского в 1910 году ежедневно получала
прибавку натурой – по 2 бутылки пива в руки. А работники железнодорожных мастерских
получали еще ряд дополнительных выплат. Выплачивались пособия в виде
материальной помощи при крещении детей – 5 руб., в случае смерти – до 8 руб., а
взрослых членов семьи – до 25 руб. Кроме того, происходила выдача больничных
денег, распространявшаяся на рабочих и членов их семей. Размер больничных денег
колебался от 15 до 50 рублей в зависимости от тяжести заболевания.
Потребительская корзина
Основной расходной статьей в бюджете
семьи рабочего, как и сегодня, были продукты питания. Например, у железнодорожников
ежемесячный набор продуктов питания (мясо, мука, крупы, чай, сахар, соль,
картофель, масло) для семьи из 4 человек составляла в 1897-1898 гг. 9 рублей. В
1905 году в связи с повышением цен на продукты стоимость питания семьи
поднялась до 13 рублей. Другой не менее важной статьей расходов была плата за
квартиру, отопление и освещение. Многие из работавших в мастерских либо снимали
частные помещения, либо обзаводились своими домами. Но то и другое было крайне
дорого. По данным омских газет, стоимость снимаемой квартиры составляла 7-8 руб.
в месяц. Поэтому неквалифицированным рабочим, имевшим самый низкий уровень доходов,
приходилось жить в землянках, казармах, бараках, путевых будках. Крупной
статьей расхода в бюджете рабочих являлось приобретение специальной одежды.
Рабочему необходимо было иметь зимнее пальто или полушубок, демисезонное
пальто, рукавицы, шапку, валенки, сапоги, шаровары и кафтан, блузу с брюками.
Этот комплект в 1914 году стоил 65 рублей. В Омских железнодорожных мастерских
существенное развитие получила система социальной поддержки рабочих, утративших
свою трудоспособность в результате производственной травмы или
профессионального заболевания. Пострадавшим рабочим выплачивались пособия, как
компенсация за полученную травму или заболевание, или назначались пенсии в
связи с утратой трудоспособности. При определении размера компенсационных
выплат большое значение имела степень ущерба, причиненного здоровью рабочего,
учитывались продолжительность работы на предприятии и величина годового
заработка. В среднем размер пособия колебался у плотника в пределах 72–350 руб.,
слесаря – 200–400 руб., литейщика – 165–478 руб., кузнеца – 280–400 руб., молотобойца
– 174–270 руб. в год. Годовой размер пенсии составлял у кузнеца 600 руб.,
молотобойца – 647 руб., слесаря – 365 руб., чернорабочего – 255 руб. Прожиточный
минимум семьи железнодорожника к началу ХХ века составлял 243 рубля, а к 1905
году эта сумма увеличилась до 291 рубля в год. По уровню экономического
достатка в профессиональной структуре коллектива мастерских выделялись рабочие с
высоким уровнем годового дохода от 720 до 1080 руб., средним уровнем от 360 до
720 руб., низкооплачиваемые сотрудники с доходом, колебавшимся от 200 до 360 руб.
Высокооплачиваемые и среднеоплачиваемые категории рабочих, среди которых были и
представители казаков (жестянщики, кузнецы, молотобойцы), могли поддерживать
стабильный уровень жизни своих семей.
Лица, работавшие на низкооплачиваемых
должностях в мастерских (чернорабочие, помощники и ученики основных
специальностей), постоянно сталкивались с материальными затруднениями. Они, по
оценкам омских газет, едва сводили концы с концами. В 1911–1913 гг. рост цен на
продукты питания, товары первой необходимости ухудшил относительное
материальное благополучие даже семей квалифицированных рабочих, которые снимали
квартиры. Постройка новых домов продвигалась крайне медленно. Ссуды, необходимые
для ее организации, выдавались с большим опозданием. По оценке газеты «Омский
вестник» тех лет, наш город оказался «в числе главнейших и наиболее
отличающихся по дороговизне центров, где поневоле приходится знакомиться с
ломбардом». Зато чиновники высшего ранга жили хорошо и тогда. «Послужные» и «формулярные»
списки донесли до нас также размер жалованья представителей средних и высших
слоев омского общества. Так, например, в 1911 году годовое содержание Степного
генерал-губернатора, генерала от кавалерии Е. О. Шмита составляло 18 000 руб. А
коллежский асессор и крестьянский начальник, назначенный также почетным мировым
судьей, С. Д. Жданов получал в год 3633 руб. 33 коп. В эту сумму входили:
жалованье – 1000 руб., столовые – 1000 руб., канцелярские – 800 руб., на услуги
переводчика – 300 руб., а также вознаграждение за службу в Сибири, которое
составляло 533 руб. 33 коп. Как говорится, жить было можно! На ценовую политику
влияли и погодные условия летнего сезона. Так, например, в июне 1911 года
неурожай кормовых трав охватил Петропавловский, Омский и Кокчетавский уезды Акмолинской
области. В июне стали падать цены на скот, поскольку крестьяне из-за недостатка
кормов стали усиленно от него избавляться. Лошади, стоившие обычно 50–60 руб.,
продавались на омских базарах по 20–25 руб. за голову, а коровы – по 8–10 руб.
Дабы приостановить массовый забой скота, в дело вмешались представители власти.
Из Императорского продовольственного капитала было отпущено 300 000 руб. на
заготовку 500 000 пудов сена. Сено доставлялось в засушливые районы и
продавалось крестьянам и казахам по заготовительной цене. Забитый же скот
(говядина) продавался зимой 1912 года на рынках Омска по 12–13 коп. за фунт
(0,454 кг) мяса.
Александр Лосунов