– Александр Фридрихович, общественная экспертиза Стратегии развития Омской области, как мы понимаем, – финальный этап широкого обсуждения этого программного документа, которое прошло в рамках стратегических сессий в Конгресс- холле в прошлом и нынешнем годах. Не слишком ли затянулось обсуждение Стратегии развития?
– Концепция стратегического развития региона действительно обсуждалась достаточно широко. Мы проводили специальные сессии, на которых детально рассматривали модели экономического развития, организовывали круглые столы по каждому кластерному направлению. Нам было важно, чтобы в обсуждении принял участие широкий круг специалистов, в том числе предпринимателей, руководителей предприятий, чтобы каждый смог высказать свое мнение, проанализировать и оценить эффективность предлагаемых разработчиками проекта Стратегии мер. Все разумные замечания, конструктивные предложения учтены. Совместными усилиями, я считаю, нам удалось выработать эффективную модель стратегического развития региона, которая будет совершенствоваться в дальнейшем. Это не закрытый документ, он может совершенствоваться, дополняться. Это живая программа, которая должна работать. Мы и впредь открыты для диалога и позитивного сотрудничества со всеми, кто заинтересован в развитии экономики региона и предлагает конкретные механизмы для реализации тех или иных проектов. Я уже говорил, что после разработки и утверждения программы стратегического развития области для всех нас только начинается масштабная работа по выполнению намеченных планов. Формируемые кластеры надо наполнить конкретными проектами, программами и уже приступать к их реализации.
– Стратегия стала своего рода дорожной картой региона, где обозначен маршрут движения вплоть до 2025 года. Какие основные направления этого движения можно выделить?
– Основной вектор движения направлен на создание наиболее эффективных в экономике кластерных моделей. Можно выделить несколько кластеров, имеющих стратегическое значение для региона. В первую очередь, это нефтеперерабатывающий и нефтехимический кластер, агропищевой кластер и кластер высокотехнологических компонентов и систем. Перспективными для Омской области являются лесопромышленный кластер и кластер производства и переработки льна. Важным является направленное развитие инвестиционных проектов в сфере переработки. Омское сырье должно в Омске и перерабатываться. Вывозить его за пределы области нерационально, тем более, сырья в нашей области не так уж и много. И производство и переработка должны находиться
здесь, здесь же создаваться добавочная стоимость. Благодаря этому мы получим и дополнительные рабочие места, и дополнительные доходы в бюджет.
– Инвестиции в модернизацию, создание новых производств – один из основных экономических рычагов развития региона. В области в последнее время принимаются серьезные меры для улучшения инвестиционного климата. Что сделано в этом направлении?
– В прошлом году мы начали формирование правового поля в регионе, в рамках которого бизнесу будет удобно и выгодно не только развивать действующие производства, но и создавать новые. Сформирована законодательная система стимулирования инвестиций. В частности, приняты областные законы о государственной политике в сфере инвестиционной деятельности, об инвестиционном налоговом кредите. Установлены пониженные ставки по налогам на имущество и на прибыль для организаций, получивших инвестиционный налоговой кредит. Для вновь созданных
организаций, которые инвестировали средства в новые мощности и создали не менее 50 рабочих мест, ставка по налогу на имущество установлена на уровне одной сотой процента. Взят курс на реальное снижение административных барьеров для инвесторов и предпринимателей. Важнейшим, на мой взгляд, направлением стала конкретная работа по формированию инвестиционных площадок и предоставление их инвесторам для реализации проектов. Мы планируем к концу 2013 года сформировать не менее 25 таких площадок. Прорабатываются механизмы создания на
территории области индустриальных парков и зон территориального развития.