В 1911 году в нашем городе произошло знаменательное событие, которое на целый век оставило о себе добрую память. Омск принимал участников I Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки. Мысль организовать выставку, призванную показать рост сельского хозяйства и промышленности Западной Сибири, появилась еще в 1902 году.
Но Русско-японская война помешала этим планам. О выставке вспомнили лишь в конце 1908 года. В начале следующего года была избрана временная выставочная комиссия. А в феврале 1909 года правление Омского отделения Московского общества сельского хозяйства уже ходатайствует перед городскими властями о разрешении устроить в Омске I Западно-Сибирскую сельскохозяйственную, лесную и торгово-промышленную выставку с целью показать развитие Западной Сибири в естественно-историческом и культурно-экономическом отношениях.
Для решения организационных вопросов создали распорядительный выставочный комитет, почетным председателем которого стал Степной генерал-губернатор, командующий войсками Омского военного округа Евгений Оттович Шмит, председателем – Никита Иванович Грибанов, лесной ревизор Тобольского управления государственных имуществ, товарищами
председателя – Филипп Филиппович Штумпф, крупный сельский хозяин, председатель Омского биржевого комитета, и Борис Владимирович Трувелер, управляющий лесными складами Переселенческого управления. Комиссаром комитета выбрали известного ученого, генерал-лейтенанта Георгия Ефремовича Катанаева.
Местом проведения выставки была избрана Семинарская площадь (ныне территория Юнгородка), на которой для этого было отведено 27 десятин земли. Здесь участвовавшие в выставке предприятия, торговые фирмы и общества возвели 60 деревянных павильонов, отстроенных в стиле модерн. Для освещения территории выставки специально построили электростанцию. На строительные работы было истрачено 310 тысяч рублей, собранных в основном за счет вкладов и пожертвований фирм, учредителей и частных лиц. Всего на выставке работало 16 отделов.
Известный сибирский писатель Г. Вяткин писал о выставке: «…Гремит оркестр военной музыки. Вечером вся публика – на площадках. Спешно занимаются диванчики перед концертной верандой: начинается концерт симфонического оркестра. Концерт недурен, отдельные солисты его – люди даровитые, но репертуар далек от серьезной симфонической музыки. Часам к десяти вечера гулянье на территории выставки в полном разгаре. Одни просто ходят и слушают музыку, другие поднимаются на башню обозрения выставки с высоты птичьего полета, третьи рассматривают в телескоп луну,
четвертые выпивают и закусывают…»
Для увеселения посетителей и гостей в Омск были приглашены итальянская опера братьев Гонсалес и авиатор А. А. Васильев, который должен был демонстрировать полёты на аэроплане.
Специально к выставке построили большое, в мавританском стиле, здание театра и ресторана. Репертуар театра состоял из комедий, фарса и итальянской оперы. Вблизи устроили эстраду
для симфонического оркестра, за которой находилась площадка для игры в крокет, теннис и для детских игр. Везде разбиты клумбы, газоны, а перед главным павильоном устроен красивый
фонтан. Участников выставки приветствовали телеграммами государь император Николай II и председатель Совета министров П. А. Столыпин. I Западно- Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка работала с 28 июня (по новому стилю) по 14 августа 1911 года. Её посетили более 70 тысяч человек.
Медалями и дипломами наградили 1323 экспоната!
Выставки и ярмарки рассматриваются учеными и аналитиками в качестве индикатора рыночных отношений, по состоянию которого можно судить об уровне развития экономики страны. Современная выставочно-ярмарочная деятельность – это сложный, многофункциональный комплекс, где для достижения поставленных целей используются передовые технологии продвижения
товаров, услуг, идей. Но миссия выставочного дела по большому счету осталась прежней. Ее можно определить как обмен и тиражирование передового опыта, активное продвижение на рынок продукции, а в конечном итоге содействие экономическому развитию как конкретного предприятия, организации, так и региона в целом. Эти задачи в Омской области с успехом решает Агентство по рекламно- выставочной деятельности.