Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Валерий Ильюшенко: «Китайцы хотели строить олимпийские объекты в Сочи, но мы им вежливо отказали»

Валерий Ильюшенко: «Китайцы хотели строить олимпийские объекты в Сочи, но мы им вежливо отказали»
27.02.2014
Фото:

-Валерий Тимофеевич, вы в Сочи работали несколько лет назад, можете сравнить: что было, что стало?

- Если сравнивать, то можно и более ранний период вспомнить. Первый раз  Сочи я увидел в 1967 году  еще студентом. Тогда это была большая всесоюзная здравница, многоэтажного жилья почти не было. Его начали строить в середине 2000-х. С тех пор многое изменилось.  В 2008 году я приехал работать в Сочи  в длительную (почти два года) командировку, связанную с подготовкой к Олимпиаде. Мне поручили заниматься имущественными и земельными вопросами. Но в большей степени земельными. На тот момент это был самый сложный участок работы.

- Видимо, приходилось изыскивать земли для олимпийских новостроек?

- Да. Необходимо было освобождать земельные площадки в основном в частном секторе под  олимпийские объекты. Можете представить, как трудно было убедить людей покинуть родные дома даже за приличную компенсацию. Надо знать специфику Сочи. Дом у моря – это не просто жилье, для многих это основной источник дохода. Судебные споры могли затянуться, а время поджимало, поэтому на федеральном уровне срочно разработали так называемый олимпийский закон, вносящий  изменения в Земельный кодекс, которые касались вопросов изъятия земли и другого имущества из частной собственности для государственных нужд. Для реализации этого закона в Краснодарском крае был создан целый департамент с большими полномочиями. Администрация Сочи, где я тогда работал заместителем мэра, непосредственно участвовала в этой работе. Мы обходили частный сектор, беседовали с хозяевами домов, подлежащих сносу, рассказывали, для чего это делается, убеждали...

-Интересно, как они вас встречали? Наверное, на чай не приглашали?

- Когда у человека отбирают жилье, с ним очень трудно вести разъяснительную работу. Помню свой первый поход к частнику, входим в ограду, я представляюсь: «Заместитель мэра города Сочи Ильюшенко Валерий Тимофеевич, а как вас зовут?». Он в ответ: «Сейчас представлюсь». Возвращается в дом,  выходит с канистрой, зажигалкой и говорит: «Слушай сюда, заместитель, если шаг сделаешь в сторону дома, я оболью себя бензином и подожгу». Вот такая была  обстановка.

-И как вы решали эти проблемы?

-Работали с людьми, шли им навстречу, по возможности учитывали их пожелания при оценке имущества, выборе места жительства, в других вопросах. Постепенно напряженность спала, жители поверили, что их не обманут. Сложная ситуация сложилась в Имеретинской низменности, где жило немало староверов. Там у них было свое кладбище.  Конечно, они сначала были категорически против строительства  в низменности Олимпийского парка и других объектов. Мы провели десятки встреч с ними в поисках компромиссного решения. И нашли такой вариант, чтобы сохранить кладбище. Сказали, что  построим рядом новый храм, этническую деревню в том же районе около моря. Причем, строить деревню будем под надзором переселяемых людей с учетом их пожеланий. Так  все и вышло. Главное, мы никого не обманули, что обещали – сделали. При оценке имущества людей для расчета компенсационных выплат все учитывалось по максимуму, вплоть до ржавого таза, последней курицы. Оценку необходимо было согласовать с собственником, чтобы потом не было спорных вопросов. Это помогло, мы получили согласие старейшин староверской общины на переезд.  Новые дома строились без задержек с использованием современных технологий быстровозводимого жилья. Практически все вопросы подготовки к Олимпиаде в тот период решались в режиме ручного управления под строгим контролем Дмитрия Николаевича Козака. Вспоминается интересный эпизод. В Сочи, когда я исполнял обязанности мэра, приехала делегация из Китая с деловым предложением принять участие в олимпийском строительстве. Говорят, у нас после Олимпиады в Пекине есть опыт в возведении подобных объектов. Кроме того, обещали сами себя обеспечить стройматериалами и рабочей силой, привезя 60 тысяч строителей из Китая.  Мы вежливо отказались под предлогом,  что нам самим нужно приобретать опыт строительства олимпийских объектов.   

60 тысяч китайцев для Сочи – это многовато.

-Когда вы уезжали из Сочи, олимпийское строительство только начиналось. В 2014-м  вы приехали уже в столицу Белой Олимпиады. Ваши впечатления?

 Я был приятно поражен, увидев, что Имеретинская низменность превратилась в Олимпийский парк. Пока это, конечно,  не совсем парк, но основные спортивные, коммунальные, жилые, развлекательные, торговые  объекты построены. Там даже свой Диснейленд есть. Теперь задача – наполнить этот парк жизнью после Олимпиады. Думаю, задача выполнима. Правда, на это уйдет, на мой взгляд, 3-5 лет. Предстоит, ведь, еще разобрать некоторые олимпийские сооружения. Как инженер-строитель, могу сказать, что сложная работа ничуть не проще чем построить.

- Как смотрелась экспозиция Омской области в Олимпийском парке? Что-то заинтересовало участников и гостей Олимпиады?

-К сожалению, у нас были ограниченные возможности для развертывания выставки. Каждому региону СФО выделили 5,4 кв. м для экспозиции. Но мы хорошо  справились с поставленной задачей. У стенда Омской области почти всегда были посетители. Многих привлекал колокольный звон Успенского собора, макет которого был главной творческой доминантой нашей экспозиции. На большом мониторе демонстрировался видеоролик о достижениях Омской области, который, на мой взгляд, вышел у нас лучше, чем у других. Он получился более содержательным, креативным. Большой интерес традиционно вызвали микроминиатюры Анатолия Коненко, который представлял сам автор, и резьба на бивнях мамонта. Хитом выставки стал самый маленький действующий олимпийский факел, сделанный омским Левшой.  Путеводитель по Омской области многие посетители выставки унесли с собой. На нашей площадке проводили мастер-классы народные умельцы региона, показавшие виртуозное владение старинными ремеслами и инструментами, такими как ткацкий станок, гончарный круг. Но настоящий ажиотаж вызвала роспись по бересте. Люди записывались в очередь, чтобы попасть на мастер-класс по этому виду искусства.

-Валерий Тимофеевич, а на соревнованиях Олимпиады вам удалось побывать?

- Я смог вырваться только в Красную поляну, где находится горный кластер Олимпиады. Впервые вживую я посмотрел соревнования горнолыжников в скоростном спуске в «Роза-хуторе». Мне очень понравилось, несмотря на то, что пришлось высоко подниматься на трибуны. Перед тобой спортсмен буквально пролетает, но всю трассу хорошо видно на большом экране. Нужно сказать, что везде  в олимпийском Сочи была теплая,  дружеская атмосфера большого спортивного праздника. Кроме того, в Сочи почти на каждом шагу можно было встретить волонтеров, готовых всегда прийти на помощь, ответить на любой вопрос, проводить, подсказать, как пройти, проехать на ту или иную площадку. И это всех подкупало. 

Александр Коршунов


 


  


  


  


  


  


  




  

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.