Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

На метротраме до Федоровки. Новые варианты решения транспортных проблем Омска

На метротраме до Федоровки. Новые варианты решения транспортных проблем Омска
28.04.2014
Фото:
Профессорский маршрут

Со времен обсуждения Стратегии развития Омской области, разработанной  компанией Strategy Partners, не было таких горячих дебатов, вызванных докладом «Городской транспорт Омска. Проблемы и решения», подготовленным московским агентством «Городские проекты» совместно с почетным профессором университета Пенсильвании, доктором наук Вуканом Вучиком. Случайно или нет, но руководитель агентства Вадим Гинзбург являлся еще и директором ООО «АМС», входящего в число партнерских организаций Strategy Partners Group, где он ранее, судя по его биографии, работал. 

Кстати, были вопросы и насчет персоналий. Некоторые еще до приезда Вучика в Омск спрашивали: зачем нам американский профессор, когда наши ничуть не хуже? Но, наверное, Россия, и в частности Омск, для него больше чем очередное место консультаций по развитию транспортных систем. Все почему-то  считают Вукана Вучика американцем, хотя родился он в Югославии,  потом  эмигрировав в США. Вряд ли он забыл свою малую родину.  Может, ему интересно было бы пройти, например, по улице Броз Тито? Лидер Югославии дважды бывал в Омске. В первый раз в статусе военнопленного. Между прочим, первая жена Иосипа Броз Тито уроженка Омской области. Наверное, путешествие по омским «местам боевой славы» бывшего югославского лидера было бы не менее захватывающим для Вукана, чем поездка в городской маршрутке. 

Но культурная программа гостя из Америки ограничилась лишь проездом нескольких остановок в трамвае и «газельке». Причем для проезда «гидами», сопровождавшими Вучика, как специально была выбрана раздолбанная ГАЗель. Чтобы показать весь омский колорит? В Омске, между прочим, немало хороших новеньких и весьма комфортабельных маршрутных автобусов. Отдельные перевозчики сумели встроиться в существующую транспортную систему и начали обслуживать пассажиров по транспортным картам. Не сказать, что это хорошо – водителю втройне трудней приходится. Нужно и деньги собрать, и сдачу дать, и по карте льготника рассчитать. Но все же стремимся мы к более-менее широкому обслуживанию всех слоев населения. 



- Впечатлен.., - высказал свои первые впечатления о поездке Вукан Вучик, устроившись в маршрутке на месте «передайте за проезд». – Здесь очень темно. И как люди могут использовать этот вид транспорта? 
Можно подумать, маршрутки ездят только в Омске. Везде они ездят – и в Москве, и в Екатеринбурге, и Новосибирске, пусть их некоторые и считают транспортным атавизмом. Пожалуй, и убирать их совсем с улиц города не стоит, а оставить их в качестве особого, нашего, национального вида транспорта для туристов. Ездят же тук-туки в Индии, веревочные трамваи в Сан-Франциско, рикши в Японии. 

- Мы понимаем – основной путь решения транспортной проблемы – выделенный легкорельсовый транспорт, - говорит заместитель министра развития транспортного комплекса Омской области Игорь Квасов. – Но уже построены часть подземной и надземной инфраструктуры метро, теперь задача проектировщиков и инженеров-конструкторов совместить технически и практически эти две части. Можно называть это интеграцией, переформатированием, как угодно. Основная цель – понять как с наименьшими затратами сделать систему транспортного обслуживания населения более комфортной. 

В весьма далеких планах города все же сохранит сеть маршрутных такси, но переформатировав ее. «Газельки» должны быть ориентированы на легкорельсовый транспорт, став своего рода «поставщиком» пассажиров к остановкам скоростного трамвая. В центр их пускать не будут. Жителей города маршрутки соберут с окраин города и довезут до остановок более экологически чистого вида транспорта. 

«Подземка» выйдет на поверхность?

За две недели до приезда профессора министр развития транспортного комплекса Омской области Олег Илюшин поделился с журналистами планами региона по развитию легкорельсового транспорта в Омске, призванного связать Левый берег и центр города. На Левобережье будут построены новые пути для скоростного трамвая. На правом метротрам необходимо увязать с уже имеющимися трамвайными путями длиной в 33 километра. Стоимость проекта в два раза дешевле, чем строительство подземки.  Не исключено, что воплощением в жизнь этого проекта займутся московские компании, занимавшиеся его разработкой, - ОАО «ТрансМашГрупп» и ЗАО «ПромТрансСтрой».

Новый вид городского транспорта на первый маршрут может выйти уже в 2016 году. Но в федеральном центре, финансирующим строительство омского метро, о таком широком подарке для Омска не слышали. Министр регионального развития России Игорь Слюняев, побывавший с рабочим визитом в столице Прииртышья, очень удивился планам регионального правительства, мол, предупреждать надо. Деньги-то идут на метро, а оказывается, вместо подземки город получит сеть ЛРТ. По словам губернатора Виктора Назарова, концепция переформатирования метро в легкорельсовый транспорт готова будет к маю. А после, направлена в Минрегионразвития на утверждение. Пока же говорить о конечных цифрах – затратах на строительство, стоимости поездки и сроках окупаемости проекта рано.

    

- Технические решения и деньги – вот два главных фактора определяющие будущее омского легкорельсового транспорта, - резюмировал Игорь Слюняев. – Их необходимо свести воедино, чтобы понять, когда скоростные трамваи начнут перевозку пассажиров

В общем, визит федерального чиновника не внес ясности в омскую реальность. На чем все-таки мы будем ездить: на скоростном трамвае или «легком» метро? И будем ли вообще? Любопытно, что именно к 2016 году скоростной трамвай в городе предлагает пустить компания «Городские проекты». Но проект, разработанный при помощи Вукана Вучика, предполагает обязательное строительство двух транспортных линий центр-Левый берег и центр-железнодорожный вокзал, а также полную реконструкцию существующей трамвайной сети и строительство новой. Правда, полноценную концепцию развития ЛРТ, консалтинговая компания не готовила. Разработка документа, который потом не стыдно было бы представить чиновникам из федерального минтранса, по самым приблизительным подсчетам Вадима Гинзбурга, стоит несколько десятков миллионов рублей. 

Федоровке поможет ГЧП

Другим долгоиграющим транспортным проектом для области продолжает оставаться строительство аэропорта «Омск-Федоровка». Хотя еще недавно планировалось, что аэропорт из разряда долгостроев выйдет уже в 2016 году. Впрочем, есть большие сомнения, что 300-летие Омска отметят вылетом первого самолета из Федоровки. 

Ожидается, что проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства. Конкурс по поиску инвестора начнется в этом году. Интерес к нему проявляют крупные авиационные компании, такие как «Ренова», «Новапорт», «Аэроинвест». Но пока, наверное, даже его приблизительную стоимость никто не назовет. 

Не совсем понятна судьба действующего аэропорта «Омск-Центральный», который по выражению его генерального директора Виктора Титарева, сегодня занимает статус «крепкого середнячка». Растет прибыль (хотя, формируется она в основном благодаря реализации авиаГСМ), пассажиропоток. Если раньше значительная часть рейсов шла через московский авиаузел, то за последний год увеличилась доля полетов по европейскому направлению из Омска через Стамбул за счет прихода на омский рынок авиакомпании Pegasus.

Но при этом, основная деятельность предприятия, включая базовую, - аэропортовую, убыточна. А стоимость комплексного обслуживания воздушных судов в Омском аэропорту одна из самых высоких в стране. Аэровокзал рассчитан на обслуживание 66 рейсов, а по факту обслуживает не более двух десятков, что приводит к увеличению удельных издержек. Вполне очевидно, на это есть объективные причины, не будет в ближайшее время в Омске такого пассажиропотока, как в аэровокзалах Новосибирска или Екатеринбурга, ежегодно обслуживающих несколько миллионов человек. Кстати, и «Толмачево» и «Кольцово» находятся за пределами города. 
Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.