Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Бизнес-леди старого Омска

Бизнес-леди старого Омска
08.11.2010
Фото:
rmx.ru
Александр Лосунов

Сегодня предпринимательская деятельность среди женщин явление повсеместное. Некоторые социологи и культурологи склонны искать корни её происхождения на Западе, забывая при этом, что аналоги были и в дореволюционной России, правда, в меньших масштабах, нежели сейчас.

Согласно «Краткой энциклопедии по истории и коммерции Сибири» общая численность деловых женщин на территории Сибири составляла 229 человек. При этом 154, то есть две третьих, проживали в городах Западной Сибири. Омички-предпринимательницы составляли среди них большинство. Социально-сословный состав представительниц тогдашнего делового мира отличался неоднородностью происхождения: большинство, кстати, были выходцами из непривилегированных слоёв населения – купечества, мещан и крестьянства. Предпринимательскую элиту составляли купчихи I гильдии, которых в Сибири тогда насчитывалось 14 человек. Именно они владели крупными предприятиями и значительными капиталами. В нашем городе к ним относилась Мария Шанина, которая имела самый крупный мануфактурный магазин.

Королева омской торговлиБизнес-леди старого Омска

Мария Александровна Шанина родилась в Омске в мещанской семье 26 марта 1864 г. До замужества носила фамилию Накладовой. Окончив церковно-приходскую школу, она стала помогать торговать отцу, который держал лавку в Мокринском форштадте. Достигнув семнадцатилетнего возраста, как и многие её сверстницы, удачно вышла замуж. Её супруг М.Н. Шанин был потомственным почётным гражданином г. Вязники Владимирской губернии. В Омске он представлял интересы богатого поволжского купца Дерова. И надо сказать, делал это весьма удачно, поскольку вскоре обзавёлся собственным мануфактурным магазином.

После смерти мужа Мария Александровна весьма энергично взяла дело в свои руки, купила у городских властей землю и построила на ней не просто магазин, а великолепное двухэтажное здание, которое и по сей день украшает своей архитектурной изысканностью центральную улицу Омска. Оно было заложено в 1898 г. по проекту бывшего архитектора Нижегородской ярмарки И.Г. Хворинова. Многие из старых омичей, появившиеся на свет ещё до революции, в беседах со мной в один голос утверждали, что переезд Хворинова в наш город не был случайным, будто бы именно Шанина, побывав в Нижнем Новгороде, сманила его в 1894 г. на жительство в Омск. Новый торговый дом был необычен не только своей архитектурой, но и внутренней планировкой. Торговые залы на первом этаже свободно сообщались друг с другом, что позволяло покупателям обойти все отделы магазина, не выходя при этом на улицу.

А что посмотреть, и взаправду было! Обувь, ткани, платья, головные уборы, которые закупались хозяйкой в Москве, в Нижнем Новгороде и других городах не только России, но и за границей. У Шаниной можно было заказать по каталогу, любой товар, даже из Парижа. Новшества в интерьере здания (например, огромные стеклянные витрины первого этажа, электрическое освящение и кассовые аппараты) удачно дополнялись новыми методами в торговле (сезонные распродажи – так называемые «Фоминские дешёвки», демонстрации моделей одежды). Магазин занимал весь первый этаж и небольшую часть второго. Здесь же, на верхнем этаже вместе со своей семьёй проживала и сама бизнес-леди. Магазин открылся 12 сентября 1900 г., в нем служило около 80 приказчиков. Они торговали оптом и в розницу готовым платьем, золотыми и серебряными вещами, часами, мануфактурой. Одеваться и совершать покупки у Шаниной, считалось среди омских модниц того времени очень престижным. Бизнес-леди старого Омска

Мария Александровна была не только требовательна к своим служащим, но и проявляла заботу о них. Известен случай, когда приказчика, страдавшего хроническим алкоголизмом, она не выгнала на улицу, а отправила за свой счёт лечиться в Томск. Шанина не только торговала, но и держала портняжную мастерскую на углу современных улиц Бударина и К.Либкнехта, для которой построила просторное деревянное здание. 25 лучших городских портных шили здесь омичам одежду, ежегодно принося своей владелице до 15 тысяч рублей. За свою щедрую благотворительную деятельность Мария Шанина в 1905 г., была удостоена правительственной награды – малой золотой медали на Станиславской ленте. В 1920 г. «королева омской торговли», как тогда называли Марию Александровну, уехала в Москву, где и скончалась от тифа на руках одной из своих дочерей, узнав перед смертью, что её магазин и все вклады национализировала пролетарская власть. Феномен Шаниной, на мой взгляд, состоит в том, что, оставшись вдовой в 30 лет, она, благодаря своему уму и усердию вошла в элиту омских купцов, став не только потомственной почётной гражданкой и единственной омской женщиной-купчихой I гильдии, но и крупным собственником недвижимости как в нашем городе, так и в Москве, Воронеже, Павлодаре, Семипалатинске.

Дама-фотограф

Почтовые карточки с видами дореволюционного Омска, сегодня, не такая уж большая редкость. А вот фотоизображения города периода революции и гражданской войны встречаются куда реже. Это совсем не значит, что Омск того времени не являлся объектом внимания фотографов. Ведь люди этой профессии, как и прежде, жили и работали в нашем городе. Просто значительная часть стеклянных негативов и снимков были либо вывезены за границу отступающими частями Белой армии, либо безвозвратно погибли в ходе боевых действий. А те, что остались, были уничтожены их владельцами из опасения репрессий со стороны советской власти. Вот почему, отпечатанные в Японии почтовые открытки с видами Омска, выполненные Зоей Ждановой, представляют несомненный интерес для исследователя, изучающего облик «столицы Белой России». К сожалению, мы не знаем ни их количество, ни тираж. В фондах ОГИК-музея таких открыток насчитывается девять штук, еще 12-14 находятся в частных коллекциях.

Жизнь и судьба их автора заслуживает особого внимания. Зоя Ивановна Жданова, первая женщина-фотограф нашего города происходила из мещанского сословия. Свою фамилию она получила от мужа Сергея Дмитриевича, который помимо княжеской фамилии мог гордиться прекрасное юридическое образованием в Москве. В середине ХIХ в., ( по другим сведениям в 1901 г.) молодая семья перебралась в Петропавловск, к новому месту службы судьи Жданова. В официальных справочниках начала прошлого века он значится начальником Второго участка Петропавловского уезда Акмолинской области. По сведениям краеведа Ивана Шихатова, Сергей Дмитриевич приехал в Западную Сибирь не добровольно, а был выслан из Москвы за сочувствие к демократам. В Петропавловске у Ждановых родились два сына, Борис и Дмитрий, затем на свет появились младший сын Николай и две дочери.

К концу ХIХ в. семейство перебирается в Омск. Здесь Ждановы купили деревянный дом на Почтовой площади. Сергей Дмитриевич служил в Омском суде, а Зоя Ивановна после долгих метаний и поисков нашла себе занятие по душе в области фотографического искусства. Правда, увлечение этим ремеслом явилось роковым для её семьи. Познакомившись с известным омским фотографом-профессионалом Александром Антоновым, она оставляет мужа и детей и уходит жить к этому человеку. Именно от Антонова молодая женщина постигает премудрости фоторемесла и перенимает его деловую хватку. В 1909 г. Антонов помогает ей открыть собственное фотоателье в самом центре города – в Ильинском форштадте с филиалом на Тобольской улице. Есть сведения, что Зоя Ивановна также имела фотосалон на Любинском проспекте.

Но, обладая авантюрным складом ума и неугомонным от природы характером, она желала от жизни большего. Прибыльное дело, новые клиенты и связи только способствовали этому. Спутник жизни и учитель основ фотодела со временем становится ей уже неинтересен. Случай в 1911 г. сводит Жданову с приехавшим в Омск авиатором Васильевым. Начавшийся бурный роман продолжения не получил, но поставил жирную точку в отношениях с А.А. Антоновым. Неудачи в личной жизни способствовали тому, что Зоя Ивановна в последующие годы всецело отдалась работе.

Именно на дореволюционные и революционные годы, а также на время гражданской войны приходится пик её деятельности. Наряду с портретной и семейной фотосъёмкой Жданова начинает заниматься городской видовой фотографией. Причём Зоя Ивановна, была из тех немногих фотографов, кто практиковал зимнюю съёмку городских видов. Дореволюционные фотографы не любили работать на улицах зимой. Во-первых, возникала сложность с экспозицией, во-вторых, при сильном морозе на стеклянных пластинах трескалась эмульсия, а у фотоаппарата запотевала оптика. Несмотря на все эти неудобства, Жданова предпочитала снимать наш город именно в зимнее время.

С приходом советской власти, в начале 20-х годов, Зоя Ивановна, видимо, предвидя национализацию большевиками частных фотозаведений, эмигрирует в Китай. В Харбине она не бедствует и открывает собственное фотоателье. Здесь она вновь встретилась с авиатором Васильевым и, по некоторым непроверенным данным, они даже обвенчались, но до брака дело не дошло. Прославленный авиатор уехал в Европу, а Зоя Ивановна скончалась в Харбине в конце 1930-х годов. Но до этого она еще раз успела побывать в Омске, произошло это в 1927 г.

Эмигрируя из России, Жданова вывезла негативы с видами «белого Омска». В японской типографии «Токио» растиражировала свои фотографии, издав открытки под грифом Всемирного Почтового Союза. Как явствует из воспоминаний некоторых коллекционеров-филокартистов, эти почтовые открытки не были широко известны у нас до середины 50-х годов, пока не вернулись на родину из Китая русские эмигранты, именуемые в народе «харбинцами», которые и привезли с собой эти раритеты.

Владелицы заводов, мельниц, пароходов

Для женщин-предпринимательниц дореволюционной поры наиболее привлекательной областью для применения труда и вкладывания капитала, несомненно, являлись торговля и сфера услуг. Так, например, омская купчиха Елизарова открыла свой магазин при Драматическом театре, в котором продавала бижутерию и посуду.

В меньшей мере представительницы прекрасного пола занимались промышленностью и транспортом. Однако и здесь проявлялись их предприимчивость, организаторские способности и деловая активность. «Бизнес-дамы» владели кирпичными, кожевенными, мыловаренными и вино-водочными предприятиями. Примером достойного подражания на этом поприще может служить предпринимательская деятельность омской купчихи Ременниковой, которая владела паровой мукомольной мельницей и большим кирпичным заводом.

Многие из «деловых дам» дореволюционного Омска активно занимались благотворительностью. Одной из таких была купчиха П.П. Шкроева. В отличие от своего мужа, который вёл далеко не добродетельную жизнь, она выстроила церковь, открыла приходскую церковь и богадельню.

Кануло в небытие огульное утверждение о том, что якобы до революции женщина жила ужасно, что деспот муж измывался над ней, как только хотел, а дорога к образованию слабому полу была напрочь закрыта. Сегодня объективный взгляд историков-исследователей всё чаще и чаще останавливается на деловой жизни омичей прошлого, а в ней не последнее место занимают представительницы прекрасного пола.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.