– Какие меры по регулированию цен на лекарства будут приняты в рамках нового закона?
Меры, которые предусмотрены и будут осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне, не предполагают тотального контроля. Речь идет о контроле за ценами на те препараты, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (перечень ЖН ВЛС).
Этот перечень, конечно, не сравним с общим списком препаратов, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации. И, тем не менее, эти препараты являются основными для лечения заболеваний, которые доминируют в структуре заболеваемости и смертности.
Это препараты для лечения и онкологических, и сердечно-сосудистых заболеваний, и сахарного диабета, и туберкулеза, и ряда других болезней.
Сейчас в перечне более 350 позиций под международными непатентованными наименованиями, плюс предусматриваются разные формы выпуска.
– Госрегулирование в отношении лекарств из этого перечня существовало и раньше. Каковы принципиальные изменения?
Да, госрегулирование существует и сейчас, но нормативно-правовая база недостаточно совершенна, и необходимость внести в нее коррективы давно назрела.
В правительство был внесен проект постановления об изменении госрегулирования цен на лекарственные средства. На этой неделе проект был одобрен на заседании правительства. В ближайшее время постановление будет опубликовано, и мы приступим к его реализации.
В госрегулирование оборота лекарственных средств вносится ряд изменений и уточнений.
Во-первых, могу сказать о том, что на те лекарственные препараты, которые входят в перечень ЖН ВЛС, цены будут регистрироваться в обязательном порядке. Сейчас регистрация этих препаратов тоже есть, но регистрация цены проходит в заявительном порядке. Это правило распространяется на все препараты вне зависимости от того, изготовлены ли они отечественным производителем или ввезены импортером.
То есть если препарат входит в этот перечень, производитель должен будет зарегистрировать цену в обязательном порядке. Без этого обращение препарата на территории России становится невозможным. Это правило – первый фильтр для сдерживания цен.
Второе: будет разработана и установлена единая методика по определению цен производителя лекарств, входящих в этот перечень. И опять же вне зависимости от того, где они производятся: на территории России или других стран.
Будут, конечно, свои особенности и нюансы для отечественных и импортных препаратов, но тем не менее принимаются единые методика и правила игры. Будет также действовать единая методика по установке как розничных, так и оптовых надбавок.
– Эта методика будет единой для всех регионов?
В настоящее время эти торговые надбавки тоже регулируются, их уровень устанавливают субъекты федерации. Поэтому один и тот же препарат в соседних областях может стоить по-разному, причем отличаться цена может значительно, ведь единой методики нет. В каждом субъекте свои правила игры, в соответствии с ними устанавливается торговая надбавка к оптовой цене производителя, а уже к оптовой цене добавляется торговая надбавка. Причем это делает каждый посредник, цепочка может быть очень продолжительной.
Мы при подготовке проекта постановления выявили такие факты по ряду областей. Понятно, что с прохождением препарата по этой цепочке его стоимость возрастает.
Кроме того, мы выяснили, что география не так уж существенно влияет на стоимость препаратов. По ряду позиций в наиболее отдаленных регионах (таких как Камчатка, Ямало-Ненецкий округ) цены ниже, чем, например, в областях центральной полосы России.
Это лишний раз подтверждает необходимость единой методики. И по ней будут работать все субъекты.
– Ужесточение контроля за ценами, очевидно, выведет многих игроков из этой бизнес-цепочки. Какое-то количество оптовиков, можно предположить, исчезнет. Сокращение этого бизнеса не приведет к коллапсу? Не останутся дальние районы без лекарств?
Нет, этого не произойдет. Когда начиналась программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), многие тоже говорили: фармацевтическому бизнесу неинтересно этим заниматься, слишком жесткие требования и т.д. Но никто не вышел из этой программы.
Точно так же и здесь. На сегодняшний день нет массовых закрытий аптек, с рынка никто по собственной воле не уходит. А если уходит, то это связано, как правило, с тем, что заканчивается лицензия и собственник, если это частное аптечное учреждение, решает: ему невыгодно заниматься этим.
Посмотрите, сколько у нас аптечных учреждений в пределах одного городского квартала, в шаговой доступности от места вашей работы, от места проживания! У нас есть аптеки и муниципальные, и государственные, и частные...