Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

«Таксисты» прошлых столетий

«Таксисты» прошлых столетий
11.04.2011
Фото:
/my.mail.ru
Александр Лосунов

Сейчас трудно себе представить, но еще какую-то сотню лет назад Омск заполнял цокот копыт, по мостовой громыхали телеги. Лошадей тог­да было много: быстрые, стройные кони легко несли извозчичьи пролет­ки. Тяжелые и сильные битюги степен­но катили огромные возы. Улицы, при­порошенные сенной трухой и соло­менными ошметками, были шумны­ми. То тут, то там, слышался стук окованных железом колес, который дополнялся цоканьем лошадиных подков. А от понуканий и пе­ребранки ломовых и легковых извоз­чиков порой вяли уши. Улицы были пропахшими конским потом и навозом, и этот мир­ный деревенский запах был неотъемлемой частью транспортной жизни тогдашнего Омска.

«Пассажирам не грубить и на водку не просить»

Первые легковые извозчики (не путать с ямщиками, поскольку последние выполняли тогда «дальнобойные» рейсы) появились в нашем городе в 1840 г. Через семь лет занимающихся этим промыслом насчитывалось уже 31 человек, а к 1890 г. – 106. У извозчиков была своя «униформа». Она, как правило, состояла из чёрного кафтана с кушаком, шляпы либо шапки. Им выдавались также металлические ярлыки с номером и датой. Один из них, что побольше, «таксисты» прошлого обязаны были прикрепить с левой стороны дуги, обращённой к своему экипажу, а, другой, меньшего размера, находился при извозчике.

Встречались среди извозчиков и ямщиков и лихачи. Так, посетивший наш город в 1870г. епископ Никодим оставил в своём «Дневнике» такую запись: «Я имел неосторожность сесть на его линейку (чтоб лучше видеть город). Впереди ехала наша повозка. Ямщики, особенно сибирские, имеют какое-то дикое наслаждение ехать в селениях отчаянным азартом. И наш ямщик бросился опрометью. Наша лошадь должна была нагонять; мне держаться не за что, упереться не во что, боюсь быть вышибленным. Это лишило меня удовольствия полюбоваться городом: ежеминутно опасаясь беды, читал молитвы». Грешили подобной страстью и многие извозчики. Поэтому в 1881 г. городская Дума рассмотрела вопрос о предотвращении несчастных случаев и травматизма на улицах города и запретила «скорую езду экипажей по улицам и площадям», а через мосты езда была разрешена только шагом для всех без различия чинов.

Ломовые извозчики стали регистрироваться в Омске с 1868 г. Летом их можно было узнать по рессорным экипажам, а зимой по санкам с тёплыми одеялами. Ломовая лошадь это своеобразный грузовик прошлого, только живой. Размером она была значительно крупнее и стоила на 10-15 рублей дороже, чем обычная коняга. Тяжеловозам приходилось тяжко. За один световой день по городу ломовые извозчики порой совершали до 15 рейсов.

Перед работой лошади долж­ны были быть обязательно взнузданы. В 1903 г. для лиц, занимающихся ломовым извозным промыслом в Омске, также были оформлены правила. Этим могли заниматься лица всех сословий, достигшие 18 лет. Они также получали разрешение в городской управе и номер, который должен был прибит к экипажу на видном месте. Ломовые извозчики платили в город­скую казну ежегодный сбор по 3 рубля с лошади и во время работы должны были «безусловно, быть трезвы». Даже в качестве «чаевых» ломовые извозчики не должны были просить у нанимателей на водку и грубить им. При каждом экипаже по возможности должен быть грузчик, а при двух экипажах такой работник должен быть обязательно. Двигаться следовало всегда, держась правой стороны, в обозе – попарно с зазором в 4 сажени. Бревна, доски, полосы железа укладывать так, чтобы концы не волочились по земле. При перевозке извести, кож, мяса повозки надо было закрывать брезентом с веревочными концами, циновками или рогожами. При перевозке больших грузов часто выступавшие в качестве ломовых извозчиков казахи использовали верблюдов

Цена проезда

Таксу на услуги устанавливала городская Дума. В 1916 г. она для ломовых извозчиков была такой: за доставку 1 куб. сажени 9-вершковых дров – 2 руб., за перевозку воза домашних вещей – 1 руб., за перевозку тяжестей более 25 пудов по 4 коп. с пуда, менее 25 пудов – 1 руб.

Цена проезда разнилась в зависимости от комфортабельности экипажа. Поездка из одного конца города в другой стоила: по 1-му разряду-13 коп., по 2-му-10 коп., по 3-му- 7 коп. Самыми дорогими были подвоз путника на вокзал (50 коп. по 2-му разряду) и часовое «катание» иногородних и влюблённых парочек по городу (1 руб.). К 1917 г. цены, в связи с инфляцией, вызванной первой мировой войной, значительно возросли. Возникший в это время «Союз извозчиков» определил их следующими. По правой стороне Оми от железного моста проезд стоил по 1-му разряду – 1 руб., по 2-му – 75 коп. За проезд до ипподрома с любителей конского бега бралась сумма от 1 руб. 25 коп. до 1 руб.50 коп. До железнодорожного вокзала можно было доехать – от 2 руб. до 2 руб. 25 коп. Конный «общественный» транспорт появился на улицах нашего города 2 апреля 1909 г. Это были дилижансы, которые местные остряки сразу же окрестили «40 мучениками» – их салон для пассажиров был весьма небольшим, а желающих проехать в них из-за невысокой платы было много.

Извозчики на страницах омских газет.

Нередко извозчики попадали на страницы дореволюционной прессы. Полистав подшивки городских газет «Омский Телеграф» и «Омский Вестник», которые увидели свет в начале прошлого века, нам удалось обнаружить несколько занятных случаев, повествующих о «таксистах» прошлого, которые мы и предлагаем вниманию наших читателей.

«Отказ извозчиков»

Третьего дня, в пургу, извозчики отказывались вечером везти на Тарскую и Тобольскую (сегодня это улица Орджоникидзе-А.Л.) улицы, объясняя тем, что за сильными заносами снегом улиц, там трудно проехать; если же и соглашались ехать, то просили полтинник за конец».

«Омский Телеграф» за 1 ноября 1908 г.

«Возмутительный факт»

15 августа, часов около 9 вечера, по железному мосту (находился там, где сегодня мост Юбилейный соединяет два берега Оми-А.Л.) проезжали на извозчике мужчина и женщина, причём первый всё время наносил удары своей спутнице по лицу. Лицо последней было в крови. Эта варварская расправа привлекла внимание проходившего в это время по мосту г-на А., который обратился к тут же стоящему на посту городовому с просьбой своим вмешательством выручить обливавшуюся кровью женщину из рук избивавшего и последнего отправить в участок для составления на него протокола. За такое предложение г-н А. подвергся оскорблению со стороны постового городового и в самых отборных площадных выражениях. Проехав мост, женщина соскочила с пролётки и с криками и воплями бросилась бежать от избивавшего её мужчины. Не желая этот факт оставить без последствий, г-н А. обратился с просьбой к проходившим молодым людям задержать неизвестного мужчину. Последние ответили согласием. Городовой, видя, что дело приняло совершенно иной оборот и угрожающий характер, с опасными для него последствиями, сам, нисколько не медля, сел на извозчика и пустился догонять уже убегавшего избивателя. Догнать неизвестного городовому удалось близь Ильинской церкви (стояла на месте памятника Ленину на одноимённой площади –А.Л.), где он был арестован им и по требованию прохожих отведён в полицейское управление (находилось на месте Музыкального театра – А.Л.)».

«Омский Телеграф» за 20 августа 1910 г.

«Заявление извозопромышленников»

Запрещение перевозить грузы по железному через Омь мосту ставит извозопромышленников в самые невозможные условия. Так, например, некоторым ломовщикам нужно проехать с грузом в крепость, а их полицейские чины отправляют через наплавной мост. Пересечь Любинский проспект им так же не дают, и, таким образом, они должны подниматься с грузом с Мокрого на гору Центрального базара и отсюда уже пробираться в крепость. Такие варианты дороги удлиняют почти на 3 версты путь, отнимают много лишнего времени и, кроме того, связаны с многими неудобствами, так как гора на Центральном базаре малопригодна даже для лёгкой езды, а не только с большим грузом. Извозопромышленники на днях подают заявление Городскому голове с просьбой внести его на обсуждение Думы. В своём заявлении они, между прочим, пишут, что если им не будет разрешено перевозить груз через железный мост и Любинскому проспекту, то они вынуждены будут отказаться от извозного промысла».

«Омский Вестник» за 18 января1911 г .

«Лишение права езды»

Легковые извозчики № 23 третьего разряда Черданцев и второго разряда Куляш за нарушение правил езды и появление на бирже в пьяном виде лишены полицмейстером права езды: первый – на двое суток, а второй – на 5 суток».

«Омский Вестник» за 6 февраля1911 г .

«Жалоба»

Нас просят отметить: на площади у центрального базара, около городской аптеки, посередине дороги, вкопан невысокий столбик, на который налетают проезжие. 20 января на этот столбик попали санки г-на Л., ехавшего с женой. Жена его вылетела из санок, сильно разбилась и теперь лежит в постели. Пробовали об этом столбике сообщить в городскую управу, но эти обращения никакого результата не дали».

«Омский Вестник» за 22 января 1914 г.

Извозчиков в Омске нет уже полвека

С появлением на городских улицах первых автомобилей извозчики не только не исчезли, но и составили конкуренцию новому виду транспорта. Да и численность лошадей для извоза людей заметно возросла. Так, в 1929 г. их было 66, а в 1932 г.– уже 152. В то время как автобусов на 27 посадочных мест к 1930 г. насчитывалось всего 20. Да и обслуживали они исключительно дальние маршруты, следуя только по центральным улицам. Например: «Вокзал-Драмтеатр», или «Драмтеатр-Красный Путь-ул. Герцена». А что бы добраться в остальные части города, омичи нередко прибегали к проверенному временем транспорту – извозчику. Между прочим, работа на лоша­дях была совсем не так проста, как кажется. В 1920-30-х годах в Омске была даже школа извозчиков, где изучались иппология (наука о лоша­ди), ветеринария, правила ухода и ковки лошадей. Профессиональные извозчики советской поры были здоровыми и сильны­ми мужиками. Извозчик был и конюхом, и грузчиком, и ковалем, и шорником, а иногда даже и ветерина­ром. Он головой отвечал за лошадь, упряжь, телегу и груз. Частных лошадей тогда не было, все они принадлежали предприятиям, организациям, колхозам, стояли на госучете. И горе было нерадивому вознице, если по его недосмотру погибала ло­шадь. Составлялся акт, дело немед­ленно передавалось в прокуратуру, виновного судили, нередко очень су­рово, как за порчу государственного имущества.. Помимо средства передвижения лошадь была и живым существом, поэтому её жалели, порой лакомили кусочком хлеба с солью или слад­кой морковкой. Именно с ло­шадкой как распространённым и самым ходовым транспортным средством была связана тыловая жизнь нашего города в годы Великой Отечественной войны. Ведь почти все машины ушли в армию, на фронт, а те что остались, принадлежали исключительно партийным и военным органам. Даже милиция в военные и послевоенные годы была в Омске в значительной степени конной. Последний извозчик исчез с улиц нашего города только в начале 1960-х гг.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.