Первый расширенный семинар по разработке стратегии развития бренда Омской области состоялся 21 апреля в областном Экспоцентре. Семинар стал стартовым мероприятием масштабного проекта по созданию комплексного бренда региона. В нем приняли участие известные российские специалисты территориального маркетинга, экономики, социологии, истории, рекламы, связей с общественностью. В процесс обсуждения бренд-стратегии включились омские политики, бизнесмены, представители науки, культуры и спорта.
На первом этапе была проведена комплексная диагностика, которая включала в себя масштабное социологическое исследование на территории Омской области и в федеральном масштабе, анализ социально-экономического развития региона и ключевых проектов, цикл экспертных интервью с представителями областной администрации, деловых кругов, творческой и научной интеллигенции, общественности. Кроме того, был проанализирован медиа портрет региона. На основании собранной информации был проведен и обсужден анализ сильных и слабых сторон развития региона, возможностей и угроз внешней среды (SWOT-анализ).
По итогам исследований территория Омского Прииртышья разместилась между группой регионов стабильного роста и «стабильных» регионов. Как раз в этих группах результат от получения бренда может быть особенно эффективным, а польза – максимальной. Такое серединное положение объясняется в первую очередь уникальной структурой экономики Омской области, которая делает ее наиболее промышленным регионом среди сырьевых регионов Сибирского Федерального округа.
В целом были выделены следующие показатели:
– позитивная динамика экономики – сокращение дефицита бюджета, конкурентоспособные отрасли экономики, есть отрасли, в которых регион является одним из федеральных лидеров. Это и нефтепереработка и нефтехимия и отдельные отрасли пищевой промышленности;
– географическое расположение, которое регион должен эксплуатировать с выгодой для себя. У Омской области выгодное местонахождение, но не для туризма (до Омска одинаково долго лететь из любой точки земного шара). Но если говорить о взаимодействии с другими регионами внутри страны а также со странами СНГ, то тут можно найти много точек пересечения;
– демографическая ситуация – зеркальная – отображает общероссийские тенденции, идет снижение оттока населения, присутствует и внутренняя миграция;
– развитая социальная инфраструктура;
– высокий культурный пульс, интенсивная спортивная жизнь
– наличие своих героев.
Кроме того, были определены потенциальные конкуренты: Алтай – в агробизнесе, Оренбург и Курган – в приграничном сотрудничестве с Казахстаном, Томск и Новосибирск – как промышленно-инновационные регионы и Тюмень – конкурент в нефтепереработке и нефтехимии.
Также была представлена система брендов Омской области. На территории региона уже сложились корпоративные бренды компаний, которые представляют регион на международной национальной арене, сформировались бренды товаров и услуг, которые активно продаются за пределами региона. Сформировались и природные, экологические бренды, бренды в области культуры, науки и спорта.
Комплексный аудит области (SWOT-анализ), выполненный компанией Stas Marketing Partners, получил высокую оценку члена-корреспондента Российской Академии Наук, доктора экономических наук, профессора, первого заместителя директора Института экономики РАН, руководителя направления «Экономическая политика» Дмитрия Сорокина. Эксперт подчеркнул исключительную сложность поставленной задачи и согласился с позицией разработчиков, что исходным материалом для формирования гипотез бренда области должен быть:
· комплексный природно-географический, пространственный, исторический и социально-экономический анализ области, включающий перспективу до 2020 г.;
· имеющийся в области опыт брендирования;
· мировой опыт брендирования территорий.