Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Так управлялся наш край

Так управлялся наш край
01.02.2012
Фото:

В самом центре Омска вот уже второе столетие стоит большой каменный, строгой казарменной архитектуры дом, торец которого виден с пересечения улиц Интернациональной и Красного Пути. 


Изначально здание было двухэтажным, но в 60-х гг. ХХ в. над ним надстроили третий этаж, исказив тем самым облик памятника. Фасад здания не имеет архитектурных украшений. Оконные проемы и центральный вход, завершающийся фронтоном, показывают административную принадлежность строения. Здание изначально возводилось для присутственных мест по проекту архитектора С.Е. Татаринова в 1832–1836 годах. С 1839-го здесь размещались Главное управление Западной Сибири (ГУЗС), переведенное в Омск из Тобольска, и Пограничное управление сибирских киргизов. С образованием в 1868 году Акмолинской области к ним добавилось и Акмолинское областное правление. После упразднения в 1882 году Западно-Сибирского генерал-губернаторства дом перешел к канцелярии степного генерал-губернатора. В период Гражданской войны здесь находились Министерства внутренних и иностранных дел и путей сообщения, Главное управление почт и телеграфов и информационное бюро. В настоящее время здание занимает одна из воинских частей внутренних войск. Однако в историю нашего города оно вошло, в первую очередь, как здание Главного управления Западной Сибири.


Сибирь разделили пополам


В 1819 году, по Указу царя, пензенский губернатор, бывший госсекретарь Государственного совета России Михаил Сперанский был назначен сибирским генерал-губернатором и начал активную подготовку к проведению реформы в управлении этим богатейшим природными ресурсами краем. Но коренное преобразование государственного устройства Сибири началось с Императорского указа от 26 января 1822 года. В нем предписывалось создать за Уралом два генерал-губернаторства: западное и восточное. К первому были отнесены Тобольская и Томская губернии и учрежденная Омская область, а в состав второго вошли Иркутская и Енисейская губернии, а также учрежденная Якутская область вместе с Охотским и Камчатским приморскими управлениями. В июле 1822 г. вышло положение об управлении сибирскими территориями.


Управление делилось на главное, губернское, окружное, городское, сельское и инородческое. Поскольку главное управление понималось законодателем как «часть министерского установления, действующая на месте», то их было создано два – для Западной и для Восточной Сибири. Возглавляли их генерал-губернаторы. При них состоял совет – учреждение совещательное. Дела менее важные решались на месте, более сложные передавались в вышестоящие инстанции. Судное делопроизводство было отделено от административного и вверено губернскому, окружному и земскому судам. Города были разделены на многолюдные, средние и малолюдные, и в зависимости от этого было установлено их управление. Несмотря на то что Омск был отнесен к категории малолюдых городов (его население в то время составляло около 9 тысяч жителей), его значимость в политической и экономической жизни Сибири значительно возросла. Омская область была разделена на внешние и внутренние округа. К внутренним округам относились Омский, Петропавловский, Семипалатинский и Усть-Каменогорский. Состав внешних округов определялся специальным уставом. Округи, в свою очередь, делились на волости и инородные управы, полномочия которых разрабатывались окружными властями в соответствии с местными особенностями. Сельское управление состояло из волостного правления, сельских старшин и десятников. Инородческое – из степных дум и родовых управ, причём бродячие инородцы имели только свое семейное управление. Общий же надзор за управлением Сибирью поручили Сенату.


Таким образом, система управления Западной Сибирью, установленная административной реформой М. М. Сперанского, приводилась в действие тремя ступенями властных структур – высшей (генерал-губернаторской), средней (губернаторской) и низовой (окружной).


В апреле 1838 г. император Николай I подписал «Высочайше утвержденное положение об отдельном управлении сибирскими киргизами». В соответствии с ним в административно-территориальном делении Западно-Сибирского генерал-губернаторства произошли значительные изменения. Омская область была упразднена, Омск присоединен к Тобольской губернии, Петропавловск – к Ишимскому уезду Тобольской губернии, а Семипалатинск и Усть-Каменогорск – к Бийскому уезду Томской губернии. Селения и станицы, которые входили ранее в состав Омской области, были распределены между Курганским и Ишимским уездами Тобольской губернии и Бийским уездом Томской губернии.


В связи с причислением Омска к Тобольской губернии Тюкалинск был преобразован в заштатный город, а в Омске создали Пограничное управление сибирских киргизов под началом генерал-губернатора Западной Сибири. В 1839 г. в Омск был переведен из Тобольска аппарат Главного управления Западной Сибири.


«Исполком» при генерал-губернаторе


Главное управление Западной Сибири в XIX в. являлось высшим органом власти в нашем регионе. Возглавлял его непосредственно сам генерал-губернатор, который назначался и освобождался от должности только на основании Высочайшего Указа и был подотчетен исключительно императору.


При Главном управлении действовал совет, в состав которого входили советники, назначаемые на свои должности Высочайшими Указами. Из общего числа советников три человека назначались по представлению генерал-губернатора, а трое других – Министерством внутренних дел. При отсутствии в составе совета представителей Министерства, вместо них могли назначаться главные чиновники той губернии, где находилось Главное управление. К таким чиновникам относились гражданский губернатор, председатели губернского правления, казенной палаты и губернского суда. На заседания совета, в случае необходимости, приглашались бригадный начальник внутренней стражи, окружной начальник путей сообщения, гражданский губернатор, председатель губернского правления, председатель казенной палаты, председатель губернского суда, почт-директор и другие руководители структурных подразделений, входивших в состав губернского управления.


Власть Главного управления Западной Сибири состояла из надзорных и разрешительных функций. В число надзорных функций входили срочная поверка дел, относящихся к компетенции Главного управления, проведение особенных обозрений губерний и областей, входивших в состав генерал-губернаторства, рассмотрение донесений местных прокуроров и стряпчих, принятие необходимых мер по исправлению имеющихся недостатков.

К перечню разрешительных функций Главного управления Западной Сибири относились изыскание необходимых денежных сумм, предусмотренных сметами расходов губерний и областей, предупреждение и недопущение нецелевых расходов денежных средств, не предусмотренных сметами расходов губерний и областей.


В случае обнаружения нарушений при исполнении или невозможности исполнения утвержденных смет расходов губерний и областей, Главное управление вправе было приостанавливать действия принятых решений и направлять свои соображения по спорным вопросам Правительствующему Сенату, который принимал решение по конкретным вопросам. Решения Правительствующего Сената являлись обязательными и должны были исполняться точно и беспрекословно.


В случае отсутствия генерал-губернатора на вверенной ему территории или при его болезни вакантное место в совете занимал гражданский губернатор, имеющий на то соответствующие полномочия. Поездки генерал-губернатора по сибирским губерниям не являлись причиной для замещения его полномочий как председателя совета Главного управления, и все решения совета в дальнейшем представлялись ему на утверждение.

Общим предметом для Главного управления был надзор за деятельностью подчиненных ему учреждений и доведение до их сведения необходимых распоряжений. Надзор включал в себя два рода предметов деятельности: одни зависели непосредственно от компетенции генерал-губернатора, а другие должны были быть предварительно согласованы и утверждены советом.


К предметам деятельности генерал-губернатора были отнесены контроль за своевременным и грамотным ведением дел в подведомственных учреждениях, составление обозрений местных управлений и ревизия всей их деятельности, назначение и увольнение с должности чиновников, рассмотрение вопросов служебного распорядка, представление чиновников к награждению орденами и медалями.


Вопросы, подлежащие рассмотрению и утверждению советом Главного управления, можно условно разделить на три группы: надзор за движением дел, рассмотрение замечаний губернского прокурора и губернских стряпчих по неправомерному или медленному решению вопросов в присутственных местах и рассмотрение дел по частным жалобам о действиях местных начальников.

Все замечания и жалобы рассматривались советом лишь в том случае, если они касались неправомерных действий судебного аппарата, медленного рассмотрения дела либо отказа в правосудии, но не относились к существу судебных решений, которые надлежало рассматривать в порядке апелляции или ревизии.


Кроме того, в компетенцию совета входило разрешение споров о подсудности либо принадлежности дел между губернскими присутственными местами и сомнений в исполнении законов, пересмотр уголовных дел по представлениям гражданских губернаторов в случае их несогласия с приговорами губернских судов, представление вышестоящим органам власти и управления предложений об утверждении новых, дополнении, ограничении деятельности или отмене существующих положений, разрешение споров по вновь издаваемым установлениям по замечаниям губернских советов и представление этих замечаний в установленном порядке. Учитывались и чрезвычайные случаи, когда требовались решительные меры, не имеющие точного определения в законах.


Совет Главного управления Западной Сибири рассматривал вопросы по возмещению убытков и ущерба, причиненного казенному имуществу, представлял вышестоящим органам власти и управления соображения по вопросам финансирования дополнительных расходов на создание новых учреждений и строительство новых предприятий, разрешал проблемы, связанные с рекрутским набором, рассматривал и утверждал контракты на сумму свыше 10 тысяч рублей.


Четыре отделения по всем вопросам


Главное управление имело в своем составе четыре отделения, ведавшие различными областями общественно-политической и социально-экономической жизни Западной Сибири.


Первое отделение осуществляло надзор за устройством полиции на местах, решало вопросы назначения, поощрения, взыскания и увольнения чиновников, организовывало проведение выборов волостных голов и старшин. В его ведение входили также работа пожарной охраны, благоустройство населенных пунктов, надзор за безопасностью путей сообщения и деятельностью медицинских учреждений, сбор сведений о происшествиях на территории генерал-губернаторства, надзор за исполнением принятых решений, вопросы по расквартированию войск внутренней стражи, жандармских команд и городовых казаков.


Второе отделение отвечало за обнародование нормативно-распорядительных актов Главного управления Западной Сибири и вышестоящих органов государственной власти и управления, рассматривало кредитные операции и банковские сделки, взимание долгов с неплательщиков, дела по опеке и попечительству, контролировало операции с векселями, вело общий надзор по устройству канцелярий и архивов на местах.


К компетенции третьего отделения были отнесены надзор за исполнением сметы доходов и расходов, организация содержания казенных зданий, обеспечение пополнения и сохранности продовольственных запасов, контроль над ценами, побуждение к взносу податей и повинностей на местах, надзор за деятельностью заведений приказа общественного призрения, хозяйственные вопросы Главного управления.


В ведение четвертого отделения входили вопросы приема и распределения ссыльных по губерниям, назначения и увольнения смотрителей поселений, надзор за деятельностью тюремной полиции на местах и состоянием тюрем.


Чиновники, возглавлявшие отделения Главного управления, входили в состав его совета. Все дела и бумаги, относящиеся к ведению Главного управления, составлялись на имя генерал-губернатора и поступали либо непосредственно к нему, либо в его канцелярию, где вскрывались в присутствии самого генерал-губернатора ежедневно в специально отведенные часы. Ответы от подведомственных учреждений, направлявшиеся на имя начальников отделений Главного управления, сначала регистрировались в специальном журнале и затем направлялись по подведомственности. Немедленному предоставлению генерал-губернатору подлежали дела, содержавшие какую-либо тайну (они шли с пометкой: «В собственные руки») или не терпящие отлагательства (с пометкой: «Нужное»).

По всем входящим делам в каждом отделении Главного управления Западной Сибири велся журнал учета, который состоял из четырех частей: регистрация высочайших указов и повелений; документы, составляющие переписку генерал-губернатора; ведомости и табели; секретные документы.


Начальники отделений, произведя разбор поступивших к ним документов, должны были своевременно докладывать об их содержании в канцелярию Главного управления, а затем распределяли их по виду производства либо в канцелярию, либо в совет Главного управления. Документы, предназначенные к производству канцелярией, распределялись по тем разделам, к которым они принадлежали. Здесь под непосредственным надзором начальства документы, в случае необходимости, дополнялись необходимыми справками, выписками, объяснительными записками и вместе с проектами исполнений и за подписью начальника отделения представлялись генерал-губернатору. Начальники отделений своими подписями отвечали за точность подготовленных справок, выписок и объяснительных записок. Кроме того, они несли ответственность за качество подготовленных документов, особенно за своевременное представление исполнений по делам, не терпящих отлагательства.


Последнее слово за губернатором


Главное управление Западной Сибири было не вправе отменить или ограничить узаконения или предписания вышестоящих органов власти и управления. Оно могло только докладывать о принятых решениях и при необходимости приостанавливать их действие до получения соответствующих заключений правительственных учреждений. Однако в ряде случаев принятые решения не подлежали отмене или приостановке исполнения до получения необходимого заключения. К таким случаям относились осуществление рекрутских наборов на местах, организация сбора податей и налогов на подведомственной территории, контроль над передвижением войск, организация охраны государственной границы.


С октября 1859 г. Главному управлению Западной Сибири стали подчиняться губернские строительные комиссии. Для руководства их работой при первом отделении был учрежден особый стол, который занимался рассмотрением проектов строительства, утверждал сметы расходов и отчеты о работе строительных комиссий. В июне 1861 г. в составе Главного управления было учреждено Казачье отделение. В него входили управляющий, два столоначальника с помощниками и писари.


Главному управлению не разрешалось без согласования с правительством принимать новые законы и постановления, вводить новые виды налогов и податей, тратить выделенные денежные средства на цели, не предусмотренные сметой расходов, самостоятельно распоряжаться казенным имуществом и передавать его в частную собственность или временное пользование.


Исполнительная власть по всем предметам ведения Главного управления вверялась только западно-сибирскому генерал-губернатору. В отдельных случаях он поступал по собственному усмотрению на основе утвержденных правил, во всех других дела выносились на рассмотрение совета Главного управления, который обязан был рассматривать вопросы, не входившие в ведение губернатора.

Совет Главного управления Западной Сибири не имел исполнительной власти; генерал-губернатор сам решал, принять или отклонить его мнение, но совет все равно был обязан рассматривать вопросы, отнесенные к своей компетенции вне зависимости от окончательного решения генерал-губернатора.

       
 

Генерал-губернатор Сибири

М.М. Сперанский, 1819–1821 гг.

 

Первый генерал-губернатор Западной

Сибири П.М. Капцевич, 1822–1827 гг.

 

Генерал-губернатор Западной

Сибири П.Д. Горчаков, 1836–1851 гг.

 

Генерал-губернатор Западной

Сибири Г.Х. Гасфорд, 1851–1861 гг.


Они управляли Западной Сибирью


Первым генерал-губернатором Западной Сибири был Петр Михайлович Капцевич. Он занимал свой пост с 1822-го по 1827 год. Именно при Капцевиче в 1823 г. была открыта Омская область, а Омск он выбрал в качестве резиденции, и наш город стал неофициальным центром Западной Сибири, хотя весь аппарат Главного управления по-прежнему находился в Тобольске. Преемником Капцевича стал Иван Алексеевич Вельяминов, возглавлявший Главноеуправление Западной Сибири в 1827–1834 годах. Следующим главой Западной Сибири стал генерал-лейтенант Николай Семенович Сулима, который занимал эту должность с 1834-го по 1836 год.


Дольше всех руководил Западной Сибирью князь Петр Дмитриевич Горчаков – он находился на этом посту в 1836–1851 годах. Именно при нем Омск в 1839 г. стал официальной резиденцией генерал-губернатора и Главного управления Западной Сибири. Почти 10 лет (с 1851-го по 1861 гг.) западно-сибирским генерал-губернатором был генерал от инфантерии Густав Христианович Гасфорд, а в 1861–1866 гг. во главе генерал-губернаторства находился сенатор, генерал-лейтенант Александр Иосифович Дюгамель. Его сменил герой обороны Севастополя, генерал-лейтенант Александр Петрович Хрущов, руководивший Западной Сибирью в 1866–1875 годах.


Последние годы существования Западно-Сибирского генерал-губернаторства для Омска оказались весьма удачными. В течение 7 лет, с 1875-го по 1882 гг., пост генерал-губернатора занимал выдающийся администратор Николай Геннадьевич Казнаков. Последним генерал-губернатором в истории Западной Сибири стал генерал-лейтенант Георгий Васильевич Мещеринов, занимавший свой пост всего лишь в течение трех месяцев, с февраля до мая 1882 года.


18 мая 1882 года императором Александром III был подписан Именной указ, данный Сенату «О сосредоточении высшего надзора по управлению областями Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской в лице генерал-губернатора и о подчинении губерний Тобольской и Томской общему порядку высшего управления, существующему для внутренних губерний».


На основании данного Указа существовавшее с 1822 года Западно-Сибирское генерал-губернаторство было упразднено. Одновременно были упразднены Главное управление Западной Сибири и его канцелярия, совет Главного управления и должность западно-сибирского генерал-губернатора. Этим же Указом было образовано Степное генерал-губернаторство и учреждена должность степного генерал-губернатора, местом пребывания которого был назначен Омск.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.