Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Детская болезнь левизны в инновациях

Детская болезнь левизны в инновациях
11.10.2010
Фото:
Дмитрий Федосов

Здорово! Процесс начался. Общество устремилось к инновациям. И стало понятно, что все население страны уже слышало это слово, две трети населения думают, что знают значение этого слова, а одна треть думает, что знает, что с этим делать.

На этом историческом этапе не так важно, как народ понимает инновации, главное люди стали ХОТЕТЬ инноваций. Это значит, что они БУДУТ. Желание стало не желанием единиц, оно переросло пороговое значение «силы трения покоя».

И вот состав поехал, появляется масса пассажиров. Тут сложно понять, кто с билетами, кто без билетов, но кто-то орет сильнее, кто-то пробивается поближе к первому классу, кто-то достает и машет своей официальной красной корочкой, кто-то просто модная блондинка, а кого послали на … сельское хозяйство.

Инновации – это не дележ власти и ресурсов, это не борьба на сцене за популярность, поэтому пассажиры туда не доедут, а доедут чумазые машинисты и кочегары. Хотя процесс будет иногда сопровождаться «гламуром и глянцем» фейерверков. Литературная часть закончилась

Отрадно, что многие омские издания начали посвящать теме инноваций свои материалы. Это позволит быстрее сбить пену и прийти по-настоящему к деловому общению и компетентному рассмотрению всех аспектов технологической модернизации России. Наиболее широким обсуждением инноваций запомнился журнал «Chief». Молодцы, что рискнули начать так масштабно. Ситуация с инновациями для масс мало понятная и нужно начать с просвещения. Потому что когда мы говорим о музыке, для нас понятно, кто в ней профессионалы. Тема живет долго, и все уже устоялось, и развивается последовательно. Даже с демократией понятно больше. А инновациям приказано жить в России только сегодня. Нет устойчивых ориентиров, и диссидентов нет, которых вчера за это сажали. Кто нынешний герой? Кто скажет, как надо делать и куда идти?

Попробуем взять на себя смелость и сказать вначале как НЕ НАДО. Посвящу эту статью отчасти критике. Если что, критики есть и в музыке, и в литературе. А опыт работы Фонда Содействия на сегодняшний момент 15 лет. За это время отработаны методики экспертизы, финансирования и контроля за реализацией инновационных проектов. Это дает солидное основание взять на себя роль критика.

Чтобы не приелось, будем заменять слово «инновация» другими, например, «технологическим развитием».

В журнале «Chief» опубликовано развернутое обсуждение вопроса, почему бизнес, власть и ученые «не могут и не хотят». Сложилось впечатление, что это соцопрос пассажиров о проблемах с давлением в котле паровоза. У Ленина есть статья «Детская болезнь левизны в коммунизме». Здесь тоже хочется сказать что-то типа «детская болезнь или детское понимание».

Лейтмотивом к рубрике «Инновации» послужила статья Ирины Гаевой. Очень спорная статья. Но в ней между строк можно разглядеть концептуальные проблемы понимания инноваций и много штампов. Автор пишет: «В Омске есть светлые головы, которые умеют генерировать идеи. Подспорьем им служит огромный патентный фонд Пушкинской библиотеки». Читается фраза для неофитов хорошо. Если рассматривать это как лозунг, то нормально. Но для тех, кто понимает, она наполнена неувязками. Что такое светлые головы? Что такое идеи? К технологическому развитию и инновациям «светлые головы» не имеют никакого отношения. «Светлые головы» относятся к школьным олимпиадам по физике и пионерским лагерям. «Идеи» сами по себе, а из «светлых голов» тем более это вредная демагогия, которую невозможно ни взвесить, ни посчитать, ни продать. Классик сказал: «…Бытие определяет сознание, а сознание – бытие». Это верно. Не может сознание и идея быть в безвоздушном пространстве. Поэтому можно продолжить мысль классика: «технологии и техника определяет идею, идеи определяют технологии и технику». Это все о том, что идея (не абстрактная, а вполне конкретная, с чертежами, формулами и макетами, которая имеет реальную цену) возникает не у светлой головы, сидящей в Пушкинской библиотеке, а в соответствующей научно-технической среде (лаборатории, конструкторском бюро, технопарке и т.п.) и формируется у человека, выращенного этой средой и живущего в ней. Хотите идей-технологий культивируйте среду!

Теперь развеем миф о «подспорье» – Пушкинской и прочих библиотеках. Нужно знать, о чем писать, попробуйте писать о глазной хирургии или методах ионно-плазменного напыления…. Библиотека стала штампом. Если просто ставить задачу наполнить контентом журнал, то можно пользоваться штампами. А если ставить задачу компетентного освещения темы от них нужно уходить.

Для ученых, конструкторов, инженеров знакомо понятие «патенты» и «интеллектуальная собственность». Пока интеллектуальная собственность знакома скорее как штамп, но патент и патентный поиск вещи более понятные. Не хочу огорчать И. Гаеву, но сейчас ученые уже редко пользуются пыльными и тяжелыми томами в библиотеке. Патентный поиск легко осуществить из дома, сидя за компьютером, например, наберите www.fips.ru и сможете изучить российские базы данных патентов и товарных знаков Роспатента. Попробуйте.

Думаю, интересно было бы прочитать и бизнесу, и власти, и ученым об интеллектуальной собственности. Техническому университету есть чем поделиться с коллегами. Бизнес любит оценивать ценность понятия или процесса денежными потоками. Штамп пыльных томов патентной информации ушел в прошлое, а пришло то, что для ОмГТУ патентное дело стало прибыльным бизнесом, напрямую относящимся к инновационной инфраструктуре. За последние полтора года по патентно-лицензионной деятельности ВУЗ получил контрактов на сумму около миллиона долларов. И наши специалисты в области интеллектуальной собственности могут компетентно рассказать, как можно организовывать эту работу в Омской области.

Далее Ирина Гаева в качестве примера силы научного Омска приводит солянку из «настоящих омских know how» – независимый подогреватель топлива (от кого он не зависит?), аппарат на воздушной подушке (какой аппарат?), датчик колебаний дорожных покрытий, геосинтетические материалы для строительства дорог. От себя можем Ирине предложить продолжить солянку омских «настоящих ноу-хау», взятых из открытых источников Роспатента: датчик газа, способ передачи информации, пневматическая подвеска, запорная арматура, средство передвижения. К чему весь этот неказистый список? То же самое изобретается и в соседних регионах. Но автор с пафосом извещает нас, что это все изобретено именно у нас в Омской области. Автор, наверное, рассчитывает, что у читателя должно возникнуть чувство «неуемной гордости» за наш прославленный регион.

А вывод из статьи следующий: проводником инновационных идей в производство у нас в Омске является некий Институт Новых Технологий и Автоматизации промышленности строительных материалов – «ИНТА-Строй». Вот он наш региональный спаситель! И оказывается, что этот институт глубоко интегрирован в бизнес сообщество, например в рынок «Южный». Срочно всем на «Южный» рынок за инновационными кирпичами!

Краткий вывод по статье: для начала разговора и обсуждения сойдет, если есть критика, затравка получилась. Но в дальнейшем серьезному научному и бизнес сообществу следует относиться к этой теме основательно и обсуждение лучше предворять глубоко проработанным материалом, лишенным скрытой неказистой рекламы различных рынков.

Далее в журнале под рубриками «ИННОВАЦИИ. ВЗГЛЯД ……» нам преподносились мнения экспертов, выбранных редакцией.

«ИННОВАЦИИ. ВЗГЛЯД СВЕРХУ» нам рассказывают о том, как администрация города финансирует инновации и приводится выдержка из некоего постановления. Сразу хочется переименовать рубрику «ИННОВАЦИИ. ВЗГЛЯД НИОТКУДА». Муниципальный чиновник изливает массу банальных фраз и сетует, что люди не умеют пользоваться теми возможностями, которые им соорудили наши муниципалы. Нет возможностей, дорогой наш чиновник, они виртуальные. Вы эти меры поддержки придумали не для того чтобы поддерживать, а для того чтобы они были для отчета (чтобы не выдрало вышестоящее начальство). От ваших инструментов нет пользы. Например, посмотрим на компенсацию затрат на патентование – 50 тыс. рублей. Сумма приличная. Впечатляет. Но это уловка. Если патентовать в России, то хватит и 25-30 тысяч рублей. Зачем такая завышенная сумма? Дело в том, что взять ее, когда она необходима, практически невозможно, поскольку дают ее после проведения процедур патентования. А деньги ведь всегда нужны до… После осуществления патентования и продажи лицензий проблем у патентовладельца с деньгами и так не будет. Все меры муниципалов не имеют никакого отношения к реальному стимулированию технологического развития. Поэтому они остаются НИГДЕ.

Хочется привести осторожные слова ректора ОмГУ Владимира Струнина, когда он выступал в конце прошлого года на форуме поддержки предпринимательства. А из слов его значило следующее, что муниципалы тратят много денег на научные цели (?!), но ни копейки этих денег не идет омским научным организациям. Свой протест ректор ОмГУ завуалировал словами выхода из этой ситуации: «Мы не умеем работать с властью, надо учиться». А хотел он сказать, что дорогие чиновники из мэрии живут своей «перпендикулярной» жизнью. Люди сами по себе, а они сами по себе. «ИННОВАЦИИ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ»

На этой странице автор Игорь Шлегель, директор «ИНТА-Строй» мыслит об инновационных процессах и проблемах, с которыми он знаком. Пример с сумасшедшими изобретателями, которых очень много, очень ценный. У нас часто путают ученых с изобретателями, а изобретателей с учеными. Зачастую сумасшедшие люди под видом изобретателей или непризнанных ученых атакуют власть, научные институты с нереальными и пустыми идеями. Такие встречаются. Но это достаточно мелкая и несущественная проблема на пути инновационного развития. Для этого существуют компетентные эксперты. Остается сожалеть, что Ирина Гаева сделала хорошую «скрытую» рекламу «ИНТА-Строю».

К словам Игоря Шлегеля следует добавить только следующее, что Россия будущего это все-таки не торф, дрова и кирпичи. Да, они тоже нужны. Можно внедрять инновационную технологию производства кирпичей, болтов и гвоздей. Но в России нет проблем с гвоздями, кирпичами, болтами и бревнами. Рынок «Южный» тому пример, там много продукции Made in Russia. В России есть проблема с высокотехнологичной экспортнопригодной продукцией с большой долей добавленной стоимости.

Но в целом чувствуется, что, набив руку на решении задач внедрения более простой продукции (кирпичах, бревнах и гвоздях), наши омские производственники и бизнесмены смогут подойти к суперсложной задаче – производству инновационной высокотехнологичной продукции. Важно, чтобы это случилось в «этой жизни»… «ИННОВАЦИИ. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»

Под этим заголовком высказывались бизнес консультанты и ученые экономисты.

Товарищам теоретикам и консультантам ставим незачет. Получился ВЗГЛЯД В СТОРОНЫ.

Они, конечно, привели много банального, но снабдили общую известную истину своей оригинальной «изюминкой».

Доцент ОмГУ Константин Грасмик рассуждает, почему в одних регионах инновации идут, а в других нет, и ищет причину. Не нашел он никакой реальной причины, но сделал юмористичный посыл: «Повышенная инновационность центральных областей России обусловлена многонациональным составом населения этих регионов, который обеспечивает разнообразие идей и подходов к решению жизненных проблем».

По Грасмику получается, что если в одном помещении собрать пять русских, а во втором негра, китайца, чуваша, индейца и индийца, то последнее помещение будет более инновационным. Идей возможно у всей этой братии будет больше, подходов и фантазий тоже. Молодец Константин, поздравляем за открытие нового закона.

Вот в Японии, например, живут практически одни японцы. Согласен с Константином, что идей там будет меньше, подходов к решению жизненных проблем и того мало. Только инноваций в Японии больше. Подвел Константина гуманитарный подход. Японцы ставят знак равно между инновация и технология, а Константин между идея, жизненный подход и инновация. Тренируйте руки, товарищи гуманитарии!

Константин выдвигает еще одну гипотезу – большой размер региональной экономики дает больше шансов для успешных инноваций (может быть там легче найти денег, но это другое). Если делать кирпичи или доить коров, то да. Лучше это делать в том регионе, где больше магазинов и покупателей. Далеко молоко и кирпичи не увезешь. Но если делать датчики и сенсоры на основе полупроводниковых наноструктур, то становится без разницы, где ты их делаешь. Датчик весит один грамм, стоит 10 долларов, а покупают его во всем мире.

Поэтому гипотезы Грасмика распространяются на низкотехнологичные дешевые товары, а к инновационной экономике не имеют отношения. Просто господин Грасмик не имеет пока четкого понятия о том, что такое инновация и находится в стадии научного творчества. Успешного творчества, товарищ!

В России получается, что чем больше в стране экономистов, тем хуже дела в экономике, потому что каждому экономисту, чтобы стать кандидатом или доктором наук надо что-нибудь придумать, а эксперименты соответственно ставятся на экономике. «К нам приехал ревизор»

Жанна Крикун, директор консалтингового бизнес центра, более чутко ловит характерную ситуацию – ученые не доверяют бизнесменам, а бизнесмены не понимают ученых. Но это естественно, если ученые еще как-то вынуждены искать деньги (как впрочем, и все другие люди), то бизнесмены не были замечены в университетских лабораториях и научных конференциях. Но Жанне хочу заметить, что инновационное развитие России состоится и без участия большинства нынешнего бизнеса. Не надо думать, что ученые ждут бизнесменов как мессию. Как говорится, процесс уже пошел. И все плодовитые ученые практики сейчас без заказов не сидят и хорошо обеспечены. Государство, ВУЗы, крупные предприятия, ученые-практики – вот союз, который сейчас закладывается и процесс набирает ход. И большинство нынешней бизнес элиты вряд ли заскочит в уходящий поезд. Многие из них не переросли менталитет лавочника и бакалейщика, основной парадигмой нынешнего бизнес большинства является вопрос личного обогащения самым доступным способом.

Сообщество консультантов – это те, кто в свое время не успел сделаться бизнесменами и сколотить деньжат, почуяли, куда дует ветер и пытаются заработать себе реноме знатоков инноватики. Но тут проблема, нет объекта отработки своего боевого искусства. Это не бухгалтерия или налоговое законодательство, где можно тренироваться, как хочешь, и тренировать других. Нужны инновационные проекты, т.е. технологии, где на выходе получается «железячка» с проводами, а не книжка «Как заработать миллион». Где их взять? А ведь так хочется стать гуру – научить папуасов ученых, проконсультировать патрициев бизнесменов. Но научные круги ученых-практиков весьма консервативны и закрыты для всяких залетных «вирусов», потому что имеют отличный иммунитет. Кто выжил у нас в России, выживает и в Антарктиде.

Вот сообщает Жанна Крикун, что провела ревизию научной деятельности Омска в вузах и выявила 1400 (?!) никчемных инновационных проектов. К этому «научному» факту хочется добавить для полноты еще один: ученые Вася Карапузов и Петя Арбузов провели ревизию по всем омским бухгалтериям и выявили, что 500 тысяч омских бухгалтерш предпочитают нижнее белье черного цвета, а остальные два миллиона ходят вообще без белья. Не верите? А вы проверьте.

Все эти нелепые мнения «экспертов» об инновациях только создают шум, а «кочегары и машинисты» работают и работают. Фонд содействия в их числе. И самый, на мой взгляд, нелепый и часто встречающийся посыл, заключается в том, что инновации пойдут, когда бизнесмены старой волны ими начнут заниматься. А если не начнут? А если они не смогут? А если они неспособны? Что тогда делать России?… помирать от технологического отставания?

Просто те, кто не замечает зарождения ростков новой экономики, основанной на производстве сложных и высокотехнологичных продуктов, останутся в прошлом. А ростки такой экономики – это, прежде всего, люди. Задача сформировать носителей этой программы и помочь встать им на ноги. И эта задача уже решается, в том числе и федеральным Фондом содействия, и региональными программами.

Просто если к инновационному руслу примкнет значительное число существующей бизнес элиты этот процесс пойдет быстрее. А время – это ресурс, ОГРОМНЫЙ И ВАЖНЫЙ РЕСУРС. Поэтому на начальном этапе будет отрадно, если активные бизнесмены примкнут к обсуждению этой темы, и мы совместно увидим те синергии, которые можно достичь.

Архив « 2020 » « Январь » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.