Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Омский бизнес немецких корней

Омский бизнес немецких корней
28.03.2012
Фото:

В первые годы XX столетия после постройки Транссибирской железной дороги Западная Сибирь и Омское Прииртышье в частности стали привлекать внимание предпринимателей из Германии. Эта страна становится одним из основных экспортеров сибирского масла, поставляя в свою очередь на местный рынок промышленную продукцию – двигатели, оборудование для пивоварения, типографий и др. В начале XX в. в Омске были открыты филиалы различных германских фирм, в город прибыли их агенты и коммивояжеры.


«В.Г. Столль и Ко»


Механический завод в Воронеже «В.Г. Столль и Ко» был основан в 1879 г. как товарищество «на вере». Он выпускал оборудование для мельниц, плуги и другую технику. В 1896 г. товарищество преобразовано в акционерное общество с паевым капиталом в 250 тысяч рублей. В то время в Воронеже ему принадлежали механический и трубочный заводы, производившие, помимо земледельческих машин и орудий, артиллерийские снаряды, нефтяные двигатели, паровые машины, котлы, чугунное и медное литье, оборудование маслобойных, сахарных и других заводов и мельниц. Правление товарищества находилось в Санкт-Петербурге. Через семь лет его основной капитал составлял 650 тыс. руб. Товарищество имело множество отделений и складов на Урале, в Сибири и Казахстане. Они находились в Акмолинске, Атбасаре, Актюбинске, Ташкенте, Хабаровске, Омске, Челябинске и других городах. В Омске «В.Г. Столль и Ко» представляло разные фирмы, продавая ремни и приводные рукава, весы, двигатели, динамо-машины, жернова, земледельческие машины. Особым спросом у покупателей пользовались машины «Чампион» и «Плано». Техническая контора товарищества размещалась на Интендантской площади, в собственном доме. Из 22 усовершенствованных сельскохозяйственных орудий и машин «Столль» в хозяйствах Сибирского казачьего войска в 1902–1903 гг. 17 представляли собой фирменные воронежские плуги. Представители товарищества в 1912 г. занимались также оборудованием мельниц.


Основатель и владелец этого крупного предприятия был родившийся в 1842 г. в семье воронежских колонистов-лютеран дворянин Вильгельм Германович Столль. Его отец окончил медицинский факультет Дерптского университета и получил назначение в Воронеж «городовым» врачом, куда и переехал вместе со своим семейством. Воронежцы стали величать его на русский манер Германом Федоровичем. В середине XIX в. он занялся частной практикой и прослыл среди горожан сердечным, отзывчивым доктором, всегда готовым мчаться к больным по ночным вызовам и даже за свой счет лечить бедняков. В 1857 г. он возглавил совет местной лютеранской церкви. Обладал талантом музыканта, сам играл в кирхе на органе, сидя за которым и скончался в 1887 году.


К этому времени Столль-сын уже успел прославиться в Воронеже как «образцовый капиталист». За его плечами был физико-математический факультет Петербургского университета, стажировка в Берлине. Вернувшись в Воронеж, Вильгельм Столль открыл мастерскую по выпуску сельскохозяйственных машин с пятью рабочими. Не имея крупного первоначального капитала, ему приходилось рассчитывать исключительно на себя, частично опираясь на весьма скромные отцовские доходы. В 1869 г. 27-летний Столль сам сложил кузнечный горн и стал собирать плуги и бороны. Для их производства он первым в Воронеже в 1879 г. использует паровой

двигатель. Постепенно мастерская переросла в фабрику сельскохозяйственных машин.


В конце XIX–начале XX веков предприятие модернизируется, сооружаются большие цеха, налаживается выпуск маслобойного оборудования, двигателей, паровых машин, насосов, электрооборудования. Продукция самого крупного воронежского завода пользуется спросом во всей империи, многократно удостаивается золотых и серебряных медалей на всероссийских и международных выставках. Делаются поставки в другие города, в том числе в Омск. На страницах омских газет в 1911 г. нередко мелькала реклама следующего содержания:

ЛОКОМОБИЛИ

Омская техническая контора «Т-ва В.Г. Столль и Ко»

Полное оборудование раструсных и вальцовых мельниц, крахмальных, лесопильных и других заводов. Оборудование маслобойных заводов машинами своего изделия. Двигатели своего завода системы «Горнсби».

Исключительное представительство в Сибири Аугсбургского завода на нефтяном двигателе «ПатентДизель» и акционерного общества Мальцевских заводов на локомобили.


Вильгельм Столль вошёл в историю Воронежа и как первый велосипедист! Всё началось с того, что откуда-то из-за границы он привез несколько двухколесных и трехколесных велосипедов и усадил на их неудобные высоченные седла своих друзей. А вскоре все горожане приглашаются Столлем в большую залу на его заводе, где для них проводятся бесплатные учебные и показательные катания не только на велосипедах, но и… на роликовых коньках! Завершающим аккордом всего этого стало основание В.Г. Столлем в 1883 г. «Товарищества воронежских велосипедистов». Нередко в этой зале проходят концерты и народные чтения. Так, завод становится одновременно спортивно-культурным центром дореволюционного Воронежа.


Как истинный христианин, Столль активно помогал нуждающимся. В 1895 г. он вступил в члены Мариинского попечительства о слепых, финансируя многие его мероприятия. Исключительно на его средства в 1898 г. была построена единственная на всю губернию бесплатная глазная лечебница.


Столль также оказывает большую финансовую помощь строительству здания училища-приюта для слепых, жертвует крупные суммы на его содержание, также на богадельню при кирхе, которая так и называлась – «Столлевское убежище». Педагог, обучающая слепых детей, Анна Айдарова становится супругой Вильгельма Германовича. Чета берёт на воспитание в свою семью сначала двух, а затем еще трех слепых девушек.


Анна умирает в возрасте 37 лет, так и не успев родить в браке детей. В память о ней немолодой вдовец с удвоенной энергией приступает к опеке над чужими детьми. Он навсегда переселяется из Воронежа на станцию Графскую, на дачу покойной супруги, и там открывает частный приют для слепых. Выписывает из столицы преподавателей, обучающих девушек массажу, вязанию, пению. Организует спектакли и концерты для публики. И на старости лет Столль продолжал бредить техникой. В его дачном доме имелось много инженерных диковинок, собственноручно им созданных. К примеру, насос, качающий воду из колодца прямо на кухню, ручная маслобойка… Он тихо умер в разгар нэпа, в 1924 году. А созданное им предприятие полностью развалилось не при социализме (в советское время  это был известный завод имени В. И. Ленина), а при новом капитализме. Почти все корпуса сегодня снесены. Повезло только одному цеху конца XIX века, который на сегодняшний день имеет статус памятника истории. А в соседнем с нами Челябинске до сих пор функционирует дочернее детище фирмы «В.Г. Столль и Ко», известное как Челябинский завод дорожных машин имени Д. В. Колющенко.


«М. Гельферих-Саде»


В 1816 г. был основан Харьковский сельскохозяйственный институт, а спустя 64 года возникает общество сельского хозяйства, содействующее развитию всех его отраслей и сельскохозяйственной промышленности в Харьковской и смежных с ней губерниях.

Зарождению в Харькове медно-плавильной и чугунолитейной отраслей промышленности, как это ни покажется странным, способствовало пристрастие горожан мужского пола к употреблению… водки. До возникновения собственного производства предприимчивые купцы собирали старые трубы на винокурнях и отсылали этот лом для переплавки в Москву. Небольшие харьковские заводики начали обрабатывать не менее 7 тысяч пудов меди в год. На чугунолитейных заводах изготавливали преимущественно котлы все для тех же винокурен общим весом более 8 тысяч пудов ежегодно. Этим-то и было положено начало местной промышленности. После отмены крепостного права особо важную роль для сухопутного Харькова сыграли железные дороги. В 1869 г. качественно новый вид транспорта связал его с Москвой, Петербургом и Ростовом. Город превратился в один из крупнейших транспортных узлов России.


Немецкий подданный Максимилиан Христианович Гельферих прибыл в Харьков из Баден-Вюртемберга. В 1853 г. он открыл здесь агентство торговой фирмы «Белино Фендрих». В 1868 г. начинающий капиталист Гельферих женится. В памяти харьковчан сохранилась легенда о его жене, прекрасной француженке Жозефине, страдающей неизлечимой болезнью, из-за которой супружеская чета так и не смогла обзавестись детьми. Но семейные неудачи не ожесточили Максимилиана Гельфериха, напротив, он вошел в историю города как один из самых активных деятелей на поприще благотворительности.


В 1868 г. на собрании городского купеческого общества было предложено открыть в Харькове коммерческое училище, но открыли его только в 1888 г., когда были собраны необходимые денежные средства на строительство здания. Сумма пожертвований от местных обществ, банков и частных лиц составила 106207 рублей, из них 12 тысяч пожертвовал М. Гельферих. В 1895 г. возникла мысль об устройстве «Приюта для неизлечимых больных без различия звания, вероисповедания и состояния». Харьковское население очень сочувственно отнеслось к этой инициативе. К концу 1896 г. было собрано 13 259 рублей, из них 5000 рублей пожертвовал М. Х. Гельферих, который для нужд приюта предоставил собственную усадьбу площадью 1200 кв. саженей. В 1896 г. Гельферих пожертвовал свыше 1500 рублей на расширение помещения Вознесенской женской гимназии. А в 1899 году, когда возникло общество попечения о больных детях, он внёс в его кассу 6000 рублей. В 1904 году Гельферих пожертвовал участок земли и 40 тысяч рублей на открытие в Харькове больницы «Женская помощь», где по доступным ценам оказывалась помощь беременным, роженицам и страдающим женскими болезнями, а также обучались женщины-врачи и повивальные бабки. Сегодня Харьковский роддом № 2 носит имя дореволюционного миллионера.

Такая жизненная позиция определялась менталитетом богатых деловых людей царской России. Одной из их черт было не стяжательство и не стремление к роскоши, а трата накопленных богатств на общественные нужды. Размер же потраченных денег закреплял за их владельцем определенный имидж в социально-иерархической лестнице. Возможность Максимилиану Христиановичу широко заниматься благотворительностью дало собственное дело.


В 1879 г. он затеял собственное производство. Спустя четыре года основанная им фабрика земледельческих машин выпустила первые паровые и конные молотилки, сеялки, жатки, сноповязки. В 1889 г. на предприятии работало 400 рабочих. Здесь выпускались плуги, приводы и прочая продукция на сумму 500 тысяч рублей в год. Дело расширялось, к фабрике присоединилось бельгийское товарищество, которое располагало собственным производством – заводом мельничных орудий. В 1895 г. они совместно основали акционерное предприятие «Товарищество М. Гельферих-Саде» со значительным по тем временам уставным капиталом 250 тысяч рублей.

В начале прошлого века «Товарищество М. Гельферих-Саде» стало самым крупным предприятием Харькова. В 1904 г. оно имело оборотный капитал в 4 361 508 рублей. Не отказывалось и от торговой деятельности, занимаясь поставками сельхозмашин из Европы.


Кстати, работавшие на заводе «Гельферих-Саде» зарубежные специалисты в 1908 г. соорудили для себя первую в Харькове благоустроенную спортивную площадку. А год спустя заводчане, прежде игравшие в футбол исключительно для собственного удовольствия и с целью укрепления здоровья, организовали команду, в состав которой вошли десять иностранцев. Футболисты не ставили перед собой задач популяризировать игру в городе, однако число поклонников этого вида спорта неуклонно росло. И вот в 1911 г. состоялась первая международная встреча между харьковской и английской сборными. Матч завершился победой команды харьковчан со счетом 2:0.

«Товарищество М. Гельферих-Саде» имело филиалы в Ростове-на-Дону, Армавире и в Омске. Первоначально свою продукцию в нашем городе товарищество выставляло на ул. Музейной, а затем в 1911 г. построило здание на углу нынешних улиц Тарская и Интернациональная. В том же году «Товарищество М. Гельферих-Саде» приняло участие в I Западно-Сибирской сельскохозяйственной, торгово-промышленной и лесной выставке, проводимой в Омске, и даже имело на ней собственный выставочный павильон.


В декабря 1905 г. произошло вооруженное выступление харьковского пролетариата, его эпицентром стал завод Гельферих-Саде. В 1916 г. его рабочие бастовали трижды. Число забастовок и других актов протеста на предприятии особенно возросло после Февральской революции. Согласно декрету Совета народных комиссаров в 1918 г. все имущество «Товарищества М. Гельферих-Саде» было конфисковано и передано в собственность Советской республике. Первым директором был назначен рабочий завода, электрик В. Вижуков. Само же предприятие было переименовано в 1-й Государственный завод сельхозмашин «Серп и молот». В 1994 г. Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот» преобразовали в открытое акционерное общество с уставным фондом в 2,43 млн гривен. А 3 октября 2005 г. Хозяйственный суд Харьковской области признал завод «Серп и молот» банкротом. Видимо, крестьянско-пролетарское название хотя и способствовало бурному развитию предприятия в эпоху социализма, но к капиталистическому образу жизни оно вернуться не помогло.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.