Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

ВТО: до окончательного вступления России осталось три месяца

ВТО: до окончательного вступления России осталось три месяца
24.04.2012
Фото:

 

6 декабря 2011 года министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина выступила с докладом на Восьмой министерской конференции ВТО. Ее выступление подвело итог 18-летним попыткам России вступить во Всемирную торговую организацию. В мае, через полгода после декабрьской конференции, Россия ратифицирует все необходимые документы, а уже в июне станет полноправным членом ВТО. Какие возможности и опасности российскому бизнесу принесет членство в международной организации торговли, как отразится открытие границ для импорта и экспорта товаров и услуг, а также какие отрасли омского предпринимательства выиграют, а какие проиграют, попытался понять корреспондент «NB».

История

После глобального кризиса конца 20-х годов («Великая дипрессия») возникла идея создать организацию, которая бы регулировала международную торговлю. В 1947 году было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Этот документ рассматривался как временный, однако действовал почти 50 лет: только в 1995 году была создана Всемирная торговая организация. Главная цель ВТО – установление общих правил торговли. Основные принципы организации: равные права для всех участников ВТО, предоставление участникам соглашения режима наибольшего благоприятствования в торговле (все преференции, предоставляемые одному участнику, автоматически распространяются на других), все уступки должны быть взаимными, все страны должны публиковать информацию о своих правилах торговли.

Плюсы ВТО

Из многочисленных выступлений чиновников в прессе следует, что отечественный бизнес и промышленность от вступления России в ВТО только выиграют. Главный аргумент в подобных утверждениях власть предержащих: страны–члены ВТО применяют дискриминационные меры в отношении продукции ряда российских компаний. После того как наша страна окончательно присоединится к Всемирной торговой организации, все препятствия для российского бизнеса, как, впрочем, и для иностранного, будут сняты. Кроме того, продукция многих зарубежных компаний будет стоить на российском рынке значительно дешевле за счет снижения пошлин на импорт, считают госслужащие.

Во время переговоров о вступлении в ВТО РФ согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин до 7,8 процента с нынешних 10, в том числе на сельхозпродукцию – до 10,8 процента с нынешних 13,2, на промышленные товары – до 7,3 с 9,5. В интервью газете «Известия» и.о. министра промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал, что российские предприятия уже подготовились к вступлению в международную торговлю:

– Ряду отраслей вступление в ВТО очень выгодно, например, металлургии и химической отрасли. По этим направлениям мы заинтересованы в поставке своей продукции на экспорт, а сегодня нам мешают определенные ограничения. После вступления в ВТО мы сможем требовать отмены защитных мер по отношению к российскому производителю.

По словам Мантурова, есть отрасли, которые от вступления в ВТО пострадают, но незначительно. К числу наименее защищенных он относит автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиационную промышленность, сельское хозяйство и легкую промышленность.

В статье «Долгая дорога в ВТО», опубликованной в газете «РБК-Daily», директор Департамента торговых переговоров Максим Медведков (глава российской делегации в переговорах с представителями ВТО) пишет, что серьезных изменений после присоединения в области тарифного регулирования не произойдет. Существенные изменения работу таможенной службы Российской Федерации ждут только после завершения переходного периода – через семь лет.

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Юргенс подсчитал, что Россия будет дополнительно получать по $ 2 млрд в год на протяжении нескольких лет.

Минусы

Многие экономисты не разделяют оптимизма чиновников: журнал «Эксперт» еще в 2006 году подсчитал, что после вступления в ВТО «максимальная теоретически возможная выгода российских предприятий от присоединения к ВТО составит $ 23 млрд, взамен Россия отдаст часть рынка, эквивалентную 90 миллиардам долларов». Особенно скептически настроенные экономисты предрекают, что потери России от вступления в ВТО составят до 1,5 триллионов долларов в год. Директор института глобализации и социальных движений, кандидат политических наук Борис Кагарлицкий считает, что принятие России в ВТО является планом по разрушению отечественной промышленности и сельского хозяйства:

– После вступления в ВТО рынок нашей страны будет завален дешевыми импортными товарами, что приведет к банкротству многих заводов, потере рабочих мест и снижению заработной платы (люди будут готовы работать за меньшие деньги, чтобы конкурировать с китайцами и африканцами), – пишет он в статье «Проблема ВТО».

За те годы, что Россия безуспешно пыталась вступить в ВТО, на территории страны многие зарубежные компании вкладывали деньги в строительство заводов, в том числе высокотехнологичных предприятий. После завершения переходного периода многие инвесторы уйдут из страны, потому что гораздо дешевле производить товары в Китае: там нет дефицита трудовых ресурсов, а рабочая сила стоит в десятки раз меньше:

– Для российской промышленности было бы самоубийством добиваться подключения к системе, из которой другие страны мечтают выйти, но не знают как, – говорит Борис Кагарлицкий. – Это равнозначно добровольному отказу от уникальных возможностей и преимуществ, которые – зачастую случайно – получила отечественная экономика.

Еще одна любопытная деталь: в случае попытки какой-либо страны выйти из состава ВТО в одностороннем порядке расторжение всех соглашений произойдет только через три года. Все это время против данной страны члены ВТО смогут применять дискриминационные меры на глобальном рынке.

Другой исследователь проблем Всемирной торговой организации Максим Калашников в статье «Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО?», исследуя материалы, подготовленные западными экономистами, приходит к выводу, что ВТО преследует интересы обратно пропорциональные декларируемым: цель данной организации не помочь развивающимся странам догнать державы развитого капитализма, а наоборот – превратить их в колонии, которые кроме сельскохозяйственной продукции и сырья ничего не экспортируют:

– Богатые страны в период, когда их экономика только развивалась, использовали меры протекционизма. Новые индустриальные страны в период развития промышленности также поддерживали и защищали свою экономику. Следовательно утверждение, что богатые страны смогли развить свои промышленность и экономику, используя рецепты свободной торговли, – просто миф. Этот миф используется богатыми странами, чтобы предотвратить индустриализацию в бедных странах. В условиях, когда капитал свободно перемещается между странами, диктуя им свои условия, МВФ и ВБ требуют от государств «третьего мира» специализации на сельскохозяйственных продуктах и ископаемых – ведь ТНК (транснациональным корпорациям) богатых стран выгодны низкие цены на товары из этих стран и отсутствие в них собственной промышленности.

Исследователи отмечают, что после вступления России в ВТО сфера услуг (в которую входят не только общественное питание, но и образование, здравоохранение, транспорт) будет приватизирована, и все попытки властей субсидировать рост цен будут признаны ВТО незаконными как попытки демпинга («сбивания» цен).

Кроме того, законодательство страны-участницы ВТО должно быть приведено в соответствие с нормами свободной торговли, ни один нормативный акт не должен ущемлять интересов бизнеса.

Также на недавнем совещании с работниками АвтоВАЗа премьер-министр Путин заявил, что автомобили иностранной сборки не подешевеют: снижение ввозных пошлин компенсируют утилизационным сбором в размере 5–10 процентов от стоимости нового авто.

Омская специфика

Омская область со времен Советского Союза специализируется на производстве продукции нефтехимического кластера. Эти товары будут востребованы на мировых рынках. Вкупе со снижением экспортных пошлин на переработанную углеводородную продукцию повышенный спрос может вызвать подъем в отрасли. Так что положительные изменения в торговле ожидают «Газпромнефть-ОНПЗ», «Техуглерод», «Синтетический каучук» и ряд других предприятий отрасли.

Сельскому хозяйству повезет меньше: импорт продуктов питания и бытовой химии станет дешевле. От этого выиграют ритейлеры: сейчас на прилавках много товаров заграничного производства. Чтобы конкурировать с импортом, цены вынужден будет снизить и российский производитель. Однако торговые сети вряд ли станут значительно снижать стоимость продуктов питания для конечного потребителя. Кроме того, в правилах ВТО нет пункта, обязывающего производителя указывать на упаковке продукции, использованы ли ГМО при ее изготовлении. В начале 2000-х годов из-за того, что на американских питательных смесях для детей не было информации об использовании ГМО, разгорелся скандал. Великобритания попыталась запретить геномодифицированное питание, но ВТО признала эту меру незаконной. 

11 апреля в «Российской газете» опубликовано открытое письмо делегатов съезда Национального союза производителей молока. В нем делегаты призывают государство защитить отечественную «молочку» от дешевого импорта белорусских товаров. Закупочные цены на белорусское молоко составляют 9–10 рублей за килограмм, российские – 12–13 рублей. Это ставит российских предпринимателей в неконкурентоспособное положение. Омское сельское хозяйство, в отличие от кубанского например, гораздо менее рентабельно. И потому, что ждет АПК региона, затрудняются ответить даже специалисты. Огромное влияние ВТО окажет и на текстильную промышленность. На этом фоне позитивное развитие омских производств, таких как «Омская трикотажная фабрика» и швейная фирма «Лидер», может закончиться и даже стать негативным.

«Миссия выполнена»

В ноябре 2011 года в Женеве проходило заседание рабочей группы по присоединению России к ВТО. Во время переговоров глава ВТО Паскаль Лами подарил главе российской делегации Максиму Медведкову футболку с надписью «Welcome to WTO, Finally» («Добро пожаловать в ВТО раз и навсегда!» , а главе рабочей группы по присоединению РФ к ВТО Стефану Йоханнессону – майку с надписью «Mission Accomplished» («Миссия завершена»).

Не знаю, заметили ли российские чиновники дополнительные коннотации в таком подарке, а может быть, у меня просто разыгралось воображение.

Тем не менее вступление России в ВТО, так или иначе, скажется на жизни всех россиян. И почему бы не провести всеобщий референдум по вопросу, который касается всего российского общества, лично для меня – загадка.

 

Максим Дубовский

 

 

Сергей Головачев, генеральный директор агрокомплекса «Ударный»:

– Думаю, что омское сельское хозяйство выдержит вступление России в ВТО. Омская область находится в географическом центре России. На мировых рынках идет перераспределение районов сбыта. Наш регион находится в относительной близости к Индии и Китаю. Думаю, мы скоро получим новые рынки сбыта. Всем руководителям наших предприятий придется задуматься о модернизации производств, те, кто этого не сделают, могут закрыться. Я ничего не исключаю.

 

 

 

 

 

 

 

Елена Чентырева, генеральный директор ОАО «АРВД»:

– Однозначно оценить влияние, которое окажет вступление России в ВТО на выставочную деятельность, наверное, нельзя. С одной стороны, транснациональные корпорации придут на российский рынок, они будут вынуждены вкладывать средства в продвижение товаров и услуг. Это может повысить рентабельность рекламно-выставочной деятельности, но небольшие компании вряд ли смогут составить конкуренцию крупным игрокам на этом рынке: выставочная деятельность в нашей стране стала бизнесом относительно недавно, – у российских компаний еще нет такого опыта в организации и проведении выставочных мероприятий, каким обладают западные. Омское агентство рекламно-выставочной деятельности создавалось с целью наладить деловые связи омского бизнеса с представителями соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья. Мое мнение: вступление России в ВТО пагубно скажется на развитии омской промышленности: либерализация международной торговли – главный принцип Всемирной торговой организации – может сделать омскую промышленность неконкурентоспособной, следовательно, на площадке Экспоцентра вряд ли станет больше продукции омских предприятий.

Но можно взглянуть на проблему и с другой стороны. Вступление России в ВТО привлечет на российский рынок как крупные транснациональные корпорации, так и небольшие компании. В этих условиях те организации, которые занимаются рекламно-выставочной деятельностью, безусловно, выиграют: зарубежные компании вынуждены будут вкладывать средства в экспансию своих товаров и услуг на новые рынки. Они будут заинтересованы в том, чтобы наладить связи с российским бизнес-сообществом. Я считаю, лучшего способа бизнес-коммуникации, чем участие в специализированных выставках, где можно вживую пообщаться с представителями компании, увидеть своими глазами и потрогать руками продукцию партнеров и конкурентов, – еще не придумали. Единственное – игрокам российского рекламно-выставочного бизнеса придется конкурировать с зарубежными компаниями.

 

 

 

Валерий Каплунат, председатель совета директоров ООО «Омсктехуглерод»:

– Экспорт от продаж нашей группы предприятий составляет 70–80 процентов. Полагаю, что наша компания от вступления России в ВТО выиграет. Потому что будет ликвидирована потенциальная угроза антидемпингового расследования Евросоюза. В свое время мы испытали на себе эту процедуру и, вероятно, единственные в стране добились нулевых ввозных пошлин. При вступлении в ВТО эта угроза будет ликвидирована. Конкурентоспособность нашей продукции позволяет не только доминировать на внутреннем рынке и не допускать импорта техуглерода, но и усиливать экспансию на зарубежные рынки.

Государство поощряет нас в агрессивном натиске на зарубежные рынки – экспортные пошлины для нас сейчас составляют ноль процентов. При осуществлении инвестиционной программы увеличения производственных мощностей наших предприятий мы взаимодействуем с таможенной службой при импорте высокосложного технологического оборудования. Есть проблемы, но таможенная служба как государственный институт учитывает во взаимоотношениях с нами прогрессивную роль «Омсктехуглерода» в усилении инновационного потенциала России.

 

 

 

Михаил Сутягинский, председатель совета директоров ГК «Титан», руководитель проекта «ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры»:

– Безусловно, будут трудности, но это трудности, которые я бы назвал стимулирующим фактором. Только конкуренция заставит нас шевелиться, думать, изобретать и внедрять новые технологии в различных отраслях. Проект «ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры» можно рассматривать как защиту от рисков вступления в ВТО. Создание интегрированной сети кластеров, которые не только объединяют предприятия внутри себя, но и образуют межотраслевые связи, создает крепкий промышленный каркас для региона.

После интеграции России во Всемирную торговую организацию мы получим ряд преимуществ, которых были лишены на протяжении долгих лет. Считаю, что мировые стандарты позволят усовершенствовать российское законодательство. Кроме этого, вступление в ВТО, надеюсь, инициирует развитие научной и технологической мысли, что в конечном итоге «переквалифицирует» страну из главного мирового поставщика сырья в поставщика продукции углубленной переработки. Минусы заключаются, на мой взгляд, только в том, что придется нашей экономике пережить некоторый переходный период. Но это неизбежная сопровождающая перемен.

Архив « 2021 » « Декабрь » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.