Байку о том, что всю коммерческую
жилку в Стране Советов за 70 лет ее существования партийные правители искоренили
вместе с лучшей частью населения в ГУЛАГе, поставили под сомнение миллионы
советских граждан. Они после объявления в стране курса на развитие
кооперативного движения и клича: «Обогащайтесь!» – с головой окунулись в коммерцию.
Дело было еще до приватизации, а посему иначе как малым тот бизнес назвать было
трудно.
Не будем вдаваться в тонкости
политического и экономического действия, произошедшего на территории всего СССР
и России в частности, но факт остается фактом: уже в 1989 году кооператор Артем
Тарасов заявил в телевизионной студии на всю страну, что он миллионер, что
одного налога на бездетность (был такой в те годы в Стране Советов. – Прим. автора.)
он заплатил 180 тысяч рублей, а его заместитель, член КПСС, партийных взносов –
90 тысяч.
И это при зарплате инженера или
врача в 120 рублей!
Сказать о том, что тогда все
«вспотели», не сказать ничего. А что делать? Время было такое.
Да что рядовые граждане! Как и
следовало ожидать, лидерами капиталистического движения в массовом порядке
становились люди партхозактива и комсомола, представители общественных
организаций и близкие к руководителям производств товарищи. Загляните в
биографию любого олигарха, да и просто успешного бизнесмена старше сорока пяти
лет – за лацканом дорогого пиджака моментально увидите след от комсомольского
значка, а то и непомятый партбилет.
Об особенностях бизнеса того
времени можно в принципе не говорить ничего, он практически не изменился и в
девяностых годах. Только оброс соответствующей времени спецификой в виде
криминальных разборок, приватизации, смены «братковской» «крыши» на «крышу»
силовых структур.
Что нашло свое буйное отражение в
отечественном кинематографе. Одним словом, это десятилетие так и войдет в
историю как «лихие девяностые», время надежд и разочарований тех, кто не
выдержал конкуренции или не освоился в современных реалиях.
Необходимо максимально расширить участие малого и среднего бизнеса в
программах инновационного развития госкомпаний. В 2011–2013 годах объем
финансирования таких программ, прежде всего за счет внебюджетных источников,
составит порядка трех триллионов рублей.
Только результат сегодня не
радует. Нет, безусловно, все средства производства, как и «трубы» с
«проводами», поделили, сформировали класс частных собственников, даже
бизнес-элита объявилась. Да что там говорить – люди изменились. Вот только
экономические достижения страны, уровень жизни ее населения не заслужили
высоких оценок у мирового сообщества и не вызывают по-настоящему положительных
эмоций у руководителей государства.
Не случайно первый отечественный
миллионер спустя 15 лет после экономических преобразований в одном из своих
интервью отметил: «Олигархи для меня не герои: они оказались в нужное время в
нужном месте. Просто взяли и присвоили себе государственную собственность за
копейки (впрочем, не всегда нарушая законы). Для
меня герой-предприниматель в России – тот, кто создал что-то с нуля. Но я, как человек,
выпавший из системы (много лет провел за границей), не знаю имен таких людей».
Это десятилетие так и войдет в историю как «лихие девяностые», время надежд
и разочарований тех, кто не выдержал конкуренции или не освоился в современных
реалиях.
Это во многом объясняется тем,
что для успешного продвижения своего дела его надо сначала создать, то есть
разработать идею, вложить в нее определенные средства, которые, по сути, взять
неоткуда. Банки старт-апы не приветствуют, да и кредитуют малый и средний бизнес
под такой процент, что удачи однозначно не видать, а еще надо обойти чиновничьи
кабинеты.
Все это в итоге уже аукается
мнением подрастающего поколения, которое не хочет быть бизнесменами, создавать
свое дело с нуля. Их больше увлекает бизнес по наследству или государственная и
муниципальная служба. Как следствие, Россия из государства с высокоразвитым
промышленным производством стала сырьевым придатком Европы и Азии. И
кардинальных перемен, увы, не наблюдается. А
где эти миллионы предпринимателей, начавшие свой частный бизнес с изготовления
товаров первой необходимости, оказания услуг, открытия торговых точек, о
которых так много говорили в начале перестройки, да и все последующие годы?
Куда они делись?
Казалось бы, пришла пора перейти
от поисков этого среднего класса к его возрождению и укреплению. И в своих
предвыборных статьях Владимир Путин указывал на необходимость развития малого и
среднего бизнеса, о том, что в нем должно быть задействовано до половины всего
трудоспособного населения страны. И много других преференций было озвучено.
Еще будучи премьером, Владимир
Путин призвал Минэкономразвития учитывать интересы малого и среднего бизнеса, в
частности, при доработке законопроекта, регламентирующего закупки госкорпораций
и естественных монополий.
«Малый и средний бизнес играют
большую социальную и экономическую роль, и в интересах государства поддержать
его за счет «бюджетного рубля», а также обеспечить дополнительными заказами со
стороны компаний с госучастием», – отмечал он.
Да, по его мнению, необходимо
максимально расширить участие малого и среднего бизнеса в программах инновационного
развития госкомпаний. О чем он и сказал на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития. По
его словам, в 2011–2013 годах объем финансирования таких программ, прежде всего
за счет внебюджетных источников, составит порядка трех триллионов рублей. Одним
из первых президентских указов Владимира Путина стал недавний указ о
долгосрочной государственной экономической политике России, который помимо
громких цифр предполагаемых достижений экономического развития государства ставит
перед правительством Дмитрия Медведева трудноразрешимую задачу – улучшение
делового климата в стране. За шесть лет Россия должна подняться со 120-го на
20-е место в рейтинге Всемирного банка. Уже к 2016 году правительство должно
обеспечить выход государства из капитала компаний несырьевого сектора, за
исключением оборонки и естественных монополий. А управление такими гигантами,
как Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация,
«Ростехнологии» и другими, Белый дом должен усовершенствовать с целью
«завоевания передовых позиций в отдельных
сегментах мировых рынков».
Трудноразрешимость этой задачи,
видимо, будет заключаться не в том, что модернизацию промышленного производства
надо провести в кратчайшие сроки и создать 25 миллионов высокотехнологичных и
современных рабочих мест. Это при населении чуть более 140 (!) миллионов
человек.
Трудноразрешимость еще
определяется сложившейся на сегодняшний день структурой рыночной экономики, где
государство, с одной стороны, ратует за развитие малого и среднего
предпринимательства, модернизацию предприятий ВПК и других высокотехнологичных
и конкурентоспособных на мировом рынке отраслей, а с другой – фактически
поощряет аппетиты естественных монополий. Что
способствует росту тарифов на энергоносители, что опять же не может не вести к
удорожанию энерго- и наукоемкого производства, к росту транспортных расходов.
Особенно это касается представителей малого и среднего бизнеса, для которых
рост тарифов естественных монополий, давления
импорта (в условиях вступления в ВТО) и коррупционного «налога» становится
критическим. А ведь абсолютное большинство естественных монополий, если судить
по принадлежности контрольного пакета акций, де-юре являются государственными.
Что Владимир Путин подчеркивает всегда, когда в споре с оппозицией возникает вопрос
о национализации стратегических отраслей экономики. И с этой проблемой придется
столкнуться после инаугурации новому губернатору Омской области Виктору
Назарову. Ведь он является креатурой самой мощной госмонополии России – ОАО
«Газпром-нефть», продукция которой у нас в регионе дорожает не в пример прытко,
несмотря на то что в Омске расположен Омский нефтеперерабатывающий завод.
Сможет ли Виктор Иванович преодолеть зависимость от этого энергетического монстра,
покажет время. Тем более что омский малый и средний бизнес, если не считать сельское хозяйство
региона, представлен в основном сферой услуг, торговлей и строительством. С
модернизацией или инновациями у нас в регионе не так успешно, как хотелось бы.
Поэтому на вопрос, заданный на первой пресс-конференции о намерениях
поддерживать на региональном уровне малый и средний бизнес, Назаров был более
чем осторожен и ответил, что сегодня просто говорить о том, как он будет
поддерживать тот или иной бизнес, еще не готов. Любая поддержка должна
начинаться с оценки и анализа.
Хотя, надо признать, если о
крупном и среднем бизнесе еще могут идти какие-то разговоры, могут просчитываться
варианты направления их деятельности в интересах региона, как госмонополий в
интересах государства, то малый бизнес может себя считать более или менее, но
защищенным. Потому что государство понимает, что средний класс формируется не
только из чиновников. И пусть он находится в России пока в явном меньшинстве, игнорировать
его интересы уже нельзя в силу его общественной активности, уровня доходов и
влияния на процессы в стране.
И потому совсем не удивляет, что
на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства государство
готово затратить многие миллиарды рублей посредством федеральных целевых
программ.
NB Справка
Программы господдержки малого и среднего бизнеса
действуют в стране уже несколько лет. За это время за счет федеральных средств
было построено более 100 бизнес-инкубаторов, создана сеть из 63 микрофинансовых
организаций, которые выдают кредиты малым
компаниям. По планам уже в 2012 году вклад малого
бизнеса в ВВП должен вырасти с 21 до 29 процентов, доля занятых в этом секторе
– вырасти на треть.
В этом году на субсидии планируется выделить почти 21
миллиард рублей, это на 15 процентов больше, чем годом ранее. По правилам,
деньги, полученные по субсидии, могут идти на строительство бизнес-инкубаторов,
поддержку экспортно-ориентированных малых
предприятий, развитие системы кредитования.
В каждом регионе должна быть принята собственная четко
расписанная программа
поддержки малого и среднего бизнеса.
Софинансирование — обязательное требование при
получении денег из казны.
Регионы должны указать, на сколько увеличилось за год
количество малых и средних предприятий на их территориях, выросла ли доля этого
сектора в региональной экономике.
Отдельным пунктом учитывается поддержка
инновационного бизнеса.