Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Малый бизнес выплывет?

Малый бизнес выплывет?
29.05.2012
Фото:

Байку о том, что всю коммерческую жилку в Стране Советов за 70 лет ее существования партийные правители искоренили вместе с лучшей частью населения в ГУЛАГе, поставили под сомнение миллионы советских граждан. Они после объявления в стране курса на развитие кооперативного движения и клича: «Обогащайтесь!» – с головой окунулись в коммерцию. Дело было еще до приватизации, а посему иначе как малым тот бизнес назвать было трудно.

Не будем вдаваться в тонкости политического и экономического действия, произошедшего на территории всего СССР и России в частности, но факт остается фактом: уже в 1989 году кооператор Артем Тарасов заявил в телевизионной студии на всю страну, что он миллионер, что одного налога на бездетность (был такой в те годы в Стране Советов. – Прим. автора.) он заплатил 180 тысяч рублей, а его заместитель, член КПСС, партийных взносов – 90 тысяч.


И это при зарплате инженера или врача в 120 рублей!


Сказать о том, что тогда все «вспотели», не сказать ничего. А что делать? Время было такое.


Да что рядовые граждане! Как и следовало ожидать, лидерами капиталистического движения в массовом порядке становились люди партхозактива и комсомола, представители общественных организаций и близкие к руководителям производств товарищи. Загляните в биографию любого олигарха, да и просто успешного бизнесмена старше сорока пяти лет – за лацканом дорогого пиджака моментально увидите след от комсомольского значка, а то и непомятый партбилет.


Об особенностях бизнеса того времени можно в принципе не говорить ничего, он практически не изменился и в девяностых годах. Только оброс соответствующей времени спецификой в виде криминальных разборок, приватизации, смены «братковской» «крыши» на «крышу» силовых структур.


Что нашло свое буйное отражение в отечественном кинематографе. Одним словом, это десятилетие так и войдет в историю как «лихие девяностые», время надежд и разочарований тех, кто не выдержал конкуренции или не освоился в современных реалиях.


Необходимо максимально расширить участие малого и среднего бизнеса в программах инновационного развития госкомпаний. В 2011–2013 годах объем финансирования таких программ, прежде всего за счет внебюджетных источников, составит порядка трех триллионов рублей.


Только результат сегодня не радует. Нет, безусловно, все средства производства, как и «трубы» с «проводами», поделили, сформировали класс частных собственников, даже бизнес-элита объявилась. Да что там говорить – люди изменились. Вот только экономические достижения страны, уровень жизни ее населения не заслужили высоких оценок у мирового сообщества и не вызывают по-настоящему положительных эмоций у руководителей государства.

Не случайно первый отечественный миллионер спустя 15 лет после экономических преобразований в одном из своих интервью отметил: «Олигархи для меня не герои: они оказались в нужное время в нужном месте. Просто взяли и присвоили себе государственную собственность за копейки (впрочем, не всегда нарушая законы). Для меня герой-предприниматель в России – тот, кто создал что-то с нуля. Но я, как человек, выпавший из системы (много лет провел за границей), не знаю имен таких людей».


Это десятилетие так и войдет в историю как «лихие девяностые», время надежд и разочарований тех, кто не выдержал конкуренции или не освоился в современных реалиях.


Это во многом объясняется тем, что для успешного продвижения своего дела его надо сначала создать, то есть разработать идею, вложить в нее определенные средства, которые, по сути, взять неоткуда. Банки старт-апы не приветствуют, да и кредитуют малый и средний бизнес под такой процент, что удачи однозначно не видать, а еще надо обойти чиновничьи кабинеты.


Все это в итоге уже аукается мнением подрастающего поколения, которое не хочет быть бизнесменами, создавать свое дело с нуля. Их больше увлекает бизнес по наследству или государственная и муниципальная служба. Как следствие, Россия из государства с высокоразвитым промышленным производством стала сырьевым придатком Европы и Азии. И кардинальных перемен, увы, не наблюдается. А где эти миллионы предпринимателей, начавшие свой частный бизнес с изготовления товаров первой необходимости, оказания услуг, открытия торговых точек, о которых так много говорили в начале перестройки, да и все последующие годы? Куда они делись?


Казалось бы, пришла пора перейти от поисков этого среднего класса к его возрождению и укреплению. И в своих предвыборных статьях Владимир Путин указывал на необходимость развития малого и среднего бизнеса, о том, что в нем должно быть задействовано до половины всего трудоспособного населения страны. И много других преференций было озвучено.


Еще будучи премьером, Владимир Путин призвал Минэкономразвития учитывать интересы малого и среднего бизнеса, в частности, при доработке законопроекта, регламентирующего закупки госкорпораций и естественных монополий.


«Малый и средний бизнес играют большую социальную и экономическую роль, и в интересах государства поддержать его за счет «бюджетного рубля», а также обеспечить дополнительными заказами со стороны компаний с госучастием», – отмечал он.


Да, по его мнению, необходимо максимально расширить участие малого и среднего бизнеса в программах инновационного развития госкомпаний. О чем он и сказал на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития. По его словам, в 2011–2013 годах объем финансирования таких программ, прежде всего за счет внебюджетных источников, составит порядка трех триллионов рублей. Одним из первых президентских указов Владимира Путина стал недавний указ о долгосрочной государственной экономической политике России, который помимо громких цифр предполагаемых достижений экономического развития государства ставит перед правительством Дмитрия Медведева трудноразрешимую задачу – улучшение делового климата в стране. За шесть лет Россия должна подняться со 120-го на 20-е место в рейтинге Всемирного банка. Уже к 2016 году правительство должно обеспечить выход государства из капитала компаний несырьевого сектора, за исключением оборонки и естественных монополий. А управление такими гигантами, как Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, «Ростехнологии» и другими, Белый дом должен усовершенствовать с целью «завоевания передовых позиций в отдельных сегментах мировых рынков».


Трудноразрешимость этой задачи, видимо, будет заключаться не в том, что модернизацию промышленного производства надо провести в кратчайшие сроки и создать 25 миллионов высокотехнологичных и современных рабочих мест. Это при населении чуть более 140 (!) миллионов человек.


Трудноразрешимость еще определяется сложившейся на сегодняшний день структурой рыночной экономики, где государство, с одной стороны, ратует за развитие малого и среднего предпринимательства, модернизацию предприятий ВПК и других высокотехнологичных и конкурентоспособных на мировом рынке отраслей, а с другой – фактически поощряет аппетиты естественных монополий. Что способствует росту тарифов на энергоносители, что опять же не может не вести к удорожанию энерго- и наукоемкого производства, к росту транспортных расходов. Особенно это касается представителей малого и среднего бизнеса, для которых рост тарифов естественных монополий, давления импорта (в условиях вступления в ВТО) и коррупционного «налога» становится критическим. А ведь абсолютное большинство естественных монополий, если судить по принадлежности контрольного пакета акций, де-юре являются государственными. Что Владимир Путин подчеркивает всегда, когда в споре с оппозицией возникает вопрос о национализации стратегических отраслей экономики. И с этой проблемой придется столкнуться после инаугурации новому губернатору Омской области Виктору Назарову. Ведь он является креатурой самой мощной госмонополии России – ОАО «Газпром-нефть», продукция которой у нас в регионе дорожает не в пример прытко, несмотря на то что в Омске расположен Омский нефтеперерабатывающий завод. Сможет ли Виктор Иванович преодолеть зависимость от этого энергетического монстра, покажет время. Тем более что омский малый и средний бизнес, если не считать сельское хозяйство региона, представлен в основном сферой услуг, торговлей и строительством. С модернизацией или инновациями у нас в регионе не так успешно, как хотелось бы. Поэтому на вопрос, заданный на первой пресс-конференции о намерениях поддерживать на региональном уровне малый и средний бизнес, Назаров был более чем осторожен и ответил, что сегодня просто говорить о том, как он будет поддерживать тот или иной бизнес, еще не готов. Любая поддержка должна начинаться с оценки и анализа.


Хотя, надо признать, если о крупном и среднем бизнесе еще могут идти какие-то разговоры, могут просчитываться варианты направления их деятельности в интересах региона, как госмонополий в интересах государства, то малый бизнес может себя считать более или менее, но защищенным. Потому что государство понимает, что средний класс формируется не только из чиновников. И пусть он находится в России пока в явном меньшинстве, игнорировать его интересы уже нельзя в силу его общественной активности, уровня доходов и влияния на процессы в стране.


И потому совсем не удивляет, что на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства государство готово затратить многие миллиарды рублей посредством федеральных целевых программ.


NB Справка

Программы господдержки малого и среднего бизнеса действуют в стране уже несколько лет. За это время за счет федеральных средств было построено более 100 бизнес-инкубаторов, создана сеть из 63 микрофинансовых организаций, которые выдают кредиты малым

компаниям. По планам уже в 2012 году вклад малого бизнеса в ВВП должен вырасти с 21 до 29 процентов, доля занятых в этом секторе – вырасти на треть.

В этом году на субсидии планируется выделить почти 21 миллиард рублей, это на 15 процентов больше, чем годом ранее. По правилам, деньги, полученные по субсидии, могут идти на строительство бизнес-инкубаторов, поддержку экспортно-ориентированных малых

предприятий, развитие системы кредитования.

В каждом регионе должна быть принята собственная четко расписанная программа

поддержки малого и среднего бизнеса.

Софинансирование — обязательное требование при получении денег из казны.

Регионы должны указать, на сколько увеличилось за год количество малых и средних предприятий на их территориях, выросла ли доля этого сектора в региональной экономике.

Отдельным пунктом учитывается поддержка инновационного бизнеса.
Архив « 2014 » « Июль » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.