Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

ВТО: пан или пропал

ВТО: пан или пропал
01.06.2012
Фото:

Выбор фактически сделан. 18 лет Россия обивала пороги Всемирной торговой организации, подписывала всевозможные документы и согласования по участию в этом мировом проекте, и когда в декабре прошлого года мечта вдруг стала реальностью, страна затаилась. То ли от неверия в такую удачу, то ли от ощущения необратимых последствий, что наступят в пространстве ВТО.


Как отметил на семинаре «Новые перспективы внешнеэкономической деятельности в условиях Всемирной торговой организации и единого экономического пространства», прошедшем в рамках форума «Свое дело – твой успех», Петр Травинский, пора бы уже рассмотреть три составляющие этого достижения: присоединение, особенности и последствия. Надо заметить, что Петр Травинский является экспертом в области внешнеэкономической деятельности и логистики, он эксперт Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ, член рабочей группы при Федеральной таможенной службе РФ и преподаватель курса МВА Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Одни эти его регалии привлекли на семинар достаточно много заинтересованных лиц. От предпринимателей до чиновников. Интересно было послушать всем.

 

Сначала бросило в холодный пот. Тут пришлось отметить, что все разговоры коммунистов и ура-патриотов по сравнению с выкладками Петра Травинского показались мелкой глупостью. Он рассказал о транснациональных корпорациях, которые с хрустом «съели» уже не одно государство. Об автоматически выросших ценах для промышленного производства на энергоресурсы, о конкуренции, которая поставит крест на целых отраслях производства.

В общем, проблема намного серьезней, чем мы могли об этом думать. Наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева, по самым оптимистичным прогнозам – на 6,74 процента от уже существующего невысокого уровня. Легкая промышленность упадет на 4,35 процента, а машиностроению вообще придется нелегко.

Но спасибо Петру Сергеевичу, смог он сам себя победить. Нет, в том, что ничего хорошего от нашего вступления в ВТО мы не ощутим, это точно. Однако он смог показать и реальные плюсы ВТО, чем успокоил предпринимателей, ориентированных на внутренний рынок, и обратил внимание участников семинара на способности нашего чиновничества найти противоядие от соблюдения жестких требований Всемирной торговой организации.

Один немаловажный плюс – вступление России в ВТО способно создать для страны прозрачные и предсказуемые условия торговли, а также открыть новые возможности как для российских, так и для иностранных инвесторов.

Зимбабве к нам подбирается со своими 28 процентами. Но гордиться здесь нечем. У нас в экспорте доминируют углеводороды, а в импорте все остальное.

Одним словом, пока Петр Травинский обрисовывал роль России в мировой экономике, стало так печально, что откровенно позавидовал Китаю. Вот кто без всяких треволнений и перестроек смог показать Западу кузькину мать в полном объеме, завалив мир недорогим товаром. Правда, Поднебесная еще слаба в производстве высокотехнологичной продукции и металлообработке. Но с такими темпами экономического развития она этот недостаток в скором времени ликвидирует.

Иллюзии наших автолюбителей по поводу снижения таможенных пошлин на приличные автомобили европейского, японского да просто любого, кроме российского автогиганта, производителя – только иллюзии. Как, впрочем, на любые другие импортные товары. Включая продукты и нижнее белье. Ни одна торговая фирма, работающая в сфере внешнеторговых отношений, не откажется от сверхприбыли, то есть тех цен, что уже сложились по регионам нашей необъятной страны, несмотря на снижение таможенных пошлин. Цена на импортный товар непосредственно для потребителя не упадет. Менталитет у нас такой, причем что у олигарха, что у самого мелкого частника, как и полтораста лет назад, когда К. Маркс писал свой «Капитал».

Учитывая специфику нынешнего российского экспорта, за счет чего казна богатеет, можно смело сказать, что Россия становится сырьевым придатком всего мира в обмен на товары легкой промышленности, электроники и… остальное по списку. Еще можем побарахтаться в производстве зерна, цены на которое на мировом рынке стабильно растут, и в космосе нам пока нет равных. О машиностроении можно забыть, как и о станкостроении, на котором, видимо, уже поставили крест. Дальше – больше. Мы вообще поставили рекорд по формированию бюджета. Таможенная составляющая наполнения бюджета на фоне наших шестидесяти процентов в США – чуть более одного процента, в Европе порядка четырех. И только Дальше Петр Травинский указал те отрасли экономики, которые выиграют от вступления России в ВТО точно. По его мнению, в масштабе всей страны наибольший рост объема производства ожидается в цветной металлургии – до 15 процентов, в черной металлургии (почти 4 процента), в химическом и нефтехимическом производствах – чуть более двух процентов. Также он считает, что компании, которые экспортируют значительную долю своей продукции, могут получить выгоду от отмены или уменьшения импортных тарифов другими участниками ВТО, такими как США или страны Евросоюза. И еще один немаловажный плюс – вступление России в ВТО способно создать для страны прозрачные и предсказуемые условия торговли, а также открыть новые возможности как для российских, так и для иностранных инвесторов.

Однако, как заметил руководитель семинара, необходимо иметь в виду, что в целом позитивное или нейтральное влияние вступления в ВТО на экономику России и ее отрасли может значительно варьироваться на региональном уровне как в положительную, так и в отрицательную стороны. Ключевыми параметрами, определяющими характер такого влияния, являются структуры издержек отрасли на уровне региона, а также величина транспортных и торговых расходов.

В целом позитивное или нейтральное влияние вступления в ВТО на экономику России и ее отрасли может значительно варьироваться на региональном уровне, как в положительную, так и в отрицательную стороны.

И здесь эксперт Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ дал вполне обнадеживающую перспективу для нашей области, особое внимание уделив диверсификации экономики региона и работе регионального правительства в области создания нормативно-правовых актов для инвестиционной привлекательности территории. По последнему показателю Омская область занимает первое место в Сибирском федеральном округе. Об этом говорит один факт, как-то выпавший из поля зрения СМИ и общественности. На сегодняшний день почти полтысячи предприятий с участием иностранного капитала работают на территории Омского Прииртышья. Причем 15 процентов из них – это прямые инвестиции. Много это или мало, если этот показатель в целом по России составляет всего 6 процентов, судите сами. Но не случайно, по мнению рейтинговых агентств, включая Moodis, особенности инвестиционного климата в регионе соответствуют оценке «стабильно», а по кредитоспособности так мы и вовсе на 1-м месте в СФО.

Мы много об этом говорили, но еще не полностью осознали, что было сделано в регионе в последнее время для сохранения значительного ресурсного потенциала, который слагается из всем известных фактов – наличие развитых обрабатывающих производств, наукоемких и высокотехнологичных производств, развитый образовательный комплекс, сельское хозяйство и, конечно же, территориальное преимущество приграничной территории и географического центра страны. Поэтому Петр Травинский общую ситуацию оценивает положительно.

Кроме того, на семинаре были развеяны страхи омских сельхозтоваропроизводителей. Дело в том, что, по условиям вступления в ВТО, аграрный сектор не будет лишен государственной поддержки. Более того, в ближайшие четыре года она может быть увеличена вдвое, а потом вновь вернется на уровень 2009–2012 годов. А это ни много ни мало четыре с половиной миллиардадолларов США, которые ежегодно правительство Российской Федерации направляет из бюджета страны на субсидирование сельского хозяйства.

К тому же, как пояснил г-н Травинский, жесткие ограничения в ВТО относятся прежде всего к внешней торговле. А наши хозяйства, которые работают на внутренний рынок, как получали из бюджета области по пять рублей субсидии на каждый литр молока, так, если правительство Омской области будет готово поддерживать развитие молочного производства, и будут получать.

Второе. Считается, что продуктовый рынок может просесть под тяжестью нахлынувшей из стран–участниц ВТО сельхозпродукции. И здесь снова не так все однозначно. В частности, зерно сегодня на мировом рынке стабильно растет в цене. Россия выбилась в группу лидеров по экспорту зерна. А со снятием торговых экспортных ограничений перспективы сельского хозяйства уже не кажутся такими грустными. К тому же у нас остается «на запасном пути» Роспотребнадзор. Во главе с кем – без разницы. Одним словом, для предотвращения негативного влияния от вступления в ВТО у России остается целый арсенал средств, которые она может использовать в течение установленного переходного периода. Он включает в себя стимулирование частных инвестиций в проблемные отрасли для увеличения их конкурентоспособности, субсидии сельскохозяйственному сектору, различные налоговые льготы, а также другие инструменты. Однако уровень поддержки отраслей будет напрямую зависеть от политической воли правительства России и его экономической политики. На примере Китая мы можем видеть, как после вступления в 2001 году в ВТО там выросло качество товаров, производимых этим государством. Остается надеяться, что все это

поспособствует настоящей, а не декларируемой модернизации экономики России, ее инновационному прорыву.

Архив « 2021 » « Декабрь » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.