Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Хорошо бы обойтись без мифов

Хорошо бы обойтись без мифов
20.06.2012
Фото:

После заявления премьер-министра и готовности Госдумы в сжатые сроки ратифицировать соглашение о присоединении России к ВТО, видимо, любая инициатива правительства России будет ближайшие месяцы рассматриваться с точки зрения: не прогадали ли мы своим присоединением. Безусловно, присоединение к ВТО является одной из важных составляющих стратегического курса торгово-экономической политики России. Но как оно скажется на социальном положении нашего государства?

ВТО против Конституции

Требования потенциальных партнеров России по ВТО можно свести к следующему: привести законодательство в соответствие с нормами ВТО, отказаться от практики субсидирования отечественных производителей (например, поставлять им газ ниже себестоимости), снять таможенные барьеры на пути импортных товаров, открыть рынки услуг.

Один из важных аспектов, который обсуждается в этой связи, касается либерализации сферы услуг, в частности медицинских. Возникает вопрос о том, как эта либерализация повлияет на развитие системы здравоохранения и обеспечение доступа населения к медицинским услугам.

Здравоохранение как-то незаметно для общественности выпало из обсуждения, а между тем развитие международной торговли медицинскими услугами в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) имеет существенное значение для страны.

В советские времена медицинские услуги в нашей стране были бесплатными для населения. Они и сегодня такими закреплены в Конституции РФ (статья 41). Однако на самом деле большая часть из этих гарантий по сути только декларируется, и каждый гражданин России стоит перед выбором: лечиться бесплатно или платно. Нынешняя программа обязательного медицинского страхования покрывает (ОМС) только базовые услуги, которые пациенту оказываются бесплатно, и гарантирует всем гражданам России необходимую медицинскую помощь. Для сотрудников предприятий полис ОМС обязан предоставить наниматель. Для безработных полис выдается страховыми компаниями за счет государства.

Правда, услуги эти достаточно ограничены. Мы не будем говорить о стоматологии, которая всегда была на особом счету, но сегодня приходится платить даже за анализы крови. Это даже без упоминания томографии, когда за томографы из федерального и областного бюджета было заплачено буквально втридорога, и по идее они должны использоваться в интересах населения, которое не готово оплатить данные услуги в коммерческих структурах. Поэтому чему удивляться, когда нашему гражданину предлагается заплатить за использование оборудования, полученного медицинским учреждением, или не получать медуслугу вовсе. Понятно, что первое могут себе позволить только те, у кого есть средства. А лечебные учреждения, соответственно, заинтересованы в платных пациентах, проявляют к ним больше внимания и заботы. При этом два мифа усиленно пропагандируются в России как непререкаемые и распространяются на здравоохранение, а именно: частное платное всегда лучше государственного бесплатного, а частные организации более эффективны, чем государственные; состоятельные граждане всегда предпочитают платить за услуги, в том числе и медицинские.

Не надо путать медицину с бизнесом

В последнее время люди стали все больше обращаться в частные клиники с надеждой на то, что там работают специалисты, которые действительно смогут им помочь. Ведь за эту помощь они платят деньги, и причем немалые. А что на самом деле? Деньги-то мы платим, а обслуживание получаем такое же, как и в обычных поликлиниках, а может, и хуже. Почему так происходит? Во-первых, оценить качество предоставляемой в данном случае услуги компетентно пациент не в состоянии, если он сам не врач. Именно поэтому, оценив навскидку уровень платежеспособности пациента, врач уже примерно прикидывает смету, которую сможет получить. И, как говорится, слава богу, если в итоге проведения всевозможных ненужных анализов и обследований будет выявлено действительное заболевание и назначено соответствующее лечение. Получается, что состоятельные люди в определенном смысле тоже становятся жертвами идеи платности. Им тоже внушают, что чем больше заплатил, тем лучше, а ведь в медицине это не всегда так.

Во-вторых, все дело в том, что частные клиники находятся под защитой и покровительством тех, кто призван отзывать у них лицензии. Платная медицина – это настоящий бизнес, на котором зарабатываются огромные деньги. И тем, кто эти деньги зарабатывает, не жалко с контролирующими органами поделиться, чтобы органы эти не посылали в его больницу проверки. А это уже дает повод говорить о коррупции в медицине.

Впрочем, сейчас разговор не о ней. Сейчас нас больше интересует, что выиграет здравоохранение как отрасль хозяйства и основа социальной политики государства от вступления России в ВТО.

Как показывает опыт стран, вступивших в ВТО раньше России, этот акт будет иметь для нашей экономики два основных последствия. Прежде всего, можно рассчитывать на то, что возникнет приток прямых инвестиций в ту же фармакологию, в производство медицинского оборудования, в создание новых лечебных и изыскательских учреждений на территории России и Омской области. Между тем у нас есть конструкторские бюро и целые производства, занимающиеся изготовлением медоборудования, так что инвестиции послужат стимулом для развития. Во-вторых, вступление обеспечит постепенный переход к конкурентному рынку, что заставит наших производителей лекарств и медоборудования более чутко реагировать на запросы потребителей, а врачебный персонал вынудит не делить пациентов по толщине кошелька.

Для той же ГАТС важен принцип «равного отношения». Имеется в виду следующее. Если, например, учреждения общественного сектора России получают субсидии, то их должны получать и иностранные частные учреждения, выходящие на российский рынок. Иначе инвесторы считаются «ущемленными в правах».

Более того, не стоит забывать о наших «товарищах» по ВТО. Для той же ГАТС важен принцип «равного отношения». Имеется в виду следующее. Если, например, учреждения общественного сектора России получают субсидии, то их должны получать и иностранные частные учреждения, выходящие на российский рынок. Иначе инвесторы считаются «ущемленными в правах». И оплата оказания медицинских услуг по ОМС вполне может перейти к иностранной медицинской компании. Так что будем надеяться, что для потребителей это послужит во благо и позитивно скажется на развитии российского здравоохранения в целом.

Снявши голову, по волосам не плачут

Считается, что постВТОшные интеграционные процессы сделают инвестиции в отрасль здравоохранения более прогнозируемыми, а участие мировых лидеров в модернизации российской фармпромышленности или производства медицинского оборудования сможет сделать отечественную фармацевтику конкурентоспособной. Тем более что ни фармацевтике, ни приборостроению, в общем-то, особо нечего терять. По данным Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, хоть российский фармацевтический рынок динамично растет и за последние шесть лет, по оценкам экспертов, увеличил свой объем приблизительно до 600 млрд рублей, вступление России в ВТО отразится на развитии отечественной фарминдустрии. Это утверждение настолько очевидно, что его и упоминать как-то не с руки. Конечно, на официальном уровне вновь заходит разговор о модернизации и инновациях. А вместе с тем уже сегодня импортные лекарства занимают около 75 процентов фармацевтического рынка России. Остальные 25 процентов душу, конечно, греют, но роли не играют, а еще более подчеркивают, что отечественная фарминдустрия почти приказала долго жить.

Снижение пошлин на лекарства подвинет еще отечественного производителя на минус несколько процентов. Поэтому рассчитывать на бонусы от вступления в ВТО в этом направлении уже поздно. Одна надежда, что, может быть, случится снижение цен на лекарства в аптеках. Аналогичная ситуация и с медоборудованием. Что же касается программы по импортозамещению, которую реализует отечественный фармпром, то на нее надежды мало, так как в рамках мероприятий федеральной целевой программы, условно названных «импортозамещающими», может принять участие любая(!) компания.

На всякого мудреца довольно простоты

Во всей этой ситуации, откровенно говоря, меня успокаивают несколько факторов. Первый. Уже давно наша медицина, за редким исключением, пользуется отечественным медоборудованием. И дело даже не в том, что оно плохое и отстает по своим параметрам от импортных образцов. Достаточно вспомнить историю с томографами. Это широко известные публичные факты. Даже уголовные дела по ним заведены. А если пройти по всем лечебным учреждениям и предположить, что рядом с нашими в системе ОМС будут работать зарубежные компании, с их вышколенным персоналом, то я однозначно «за». Не потому что они лучше работают – честнее.

Только вот сомнения берут. У нас особенная область. У нас много этнических немцев проживали рядом с нами и не предполагали, что они нужны в «фатерлянде», где даже не работая, можно жить на уровне российского труженика. Они уехали, но имеют возможность лечиться у нас. Их не смущает цена.

Значит, она ниже, чем у них на исторической родине, в Германии. Значит, качественнее и дешевле.

Возможно, вступление в ВТО и соблюдение требований этой всемирной организации могли бы вызвать массу недовольства и нареканий. Но сегодня, после частичного реформирования здравоохранения, когда государство разделило сферу оказания медицинских услуг с платным сектором, который однозначно требует конкуренции, ВТО научит наше здравоохранение работать в интересах населения.

А насчет ВТО, страна у нас большая, у нас каждый фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) в селе – это больше чем точка скорой помощи. Это – основа жизни населенного пункта. А вся Россия – это многие десятки тысяч населенных пунктов.

Архив « 2020 » « Январь » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.