Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Омск и «гроза 1812 года»

Омск и «гроза 1812 года»
22.06.2012
Фото:

 

24 июня 2012 года исполняется 200 лет со дня начала Отечественной войны 1812 года.

Вторжение наполеоновской армии, боевые действия, Бородинское сражение, партизанская борьба, всенародное сопротивление – все это события 1812 года, ставшего одним из символов единения русского народа в борьбе с иноземными захватчиками. Русские историки, особенно в последнее время, посвятили немало трудов разысканию и опубликованию новых материалов, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Накануне тяжких испытаний

К 1805 г. из России, Англии, Австрии, Швеции, Дании и Королевства обеих Сицилий сложилась 3-я антифранцузская коалиция, бесславно развалившаяся 2 декабря 1805 года под Аустерлицем. 7 июля 1807 года был подписан Тильзитский мирный договор. Россия признавала завоевания Наполеона, его самого императором и, главное, присоединялась к континентальной блокаде Англии, крайне обременительной и невыгодной для России. Вновь назревал конфликт. Еще более усилились противоречия России и Франции из-за Великого герцогства Варшавского, созданного Наполеоном, германского герцогства Ольденбургского, а также интересов на Ближнем Востоке.

У обоих императоров вскружилась голова, ими строились самые смелые планы. «Представьте себе, – говорил Наполеон генерал-адъютанту Л. Нарбонну, – что Москва взята. Россия сломлена, с царем заключен мир или же он пал жертвой дворцового заговора … и скажите мне, разве есть средства закрыть отправленной из Тифлиса великой французской армии и союзным войскам путь к Гангу?» Напомним, что Бонапарт тогда бредил походом в Индию! Война казалась неизбежной – так говорили современники накануне Отечественной войны 1812 года.

Однако было бы натяжкой говорить, что и Сибирь жила ожиданием войны. Но война уже стучалась и к сибирякам. Из Сибири стали выводиться регулярные войска. В период между действиями антифранцузских коалиций 1805–1807 гг. и войной 1812 гг. на территории Сибири происходило комплектование сибирских регулярных частей российской армии, которые при своем выводе в 1808-м и 1810 гг. были сменены сибирским линейным казачеством.

Случай для того времени, с уверенностью можно сказать, беспрецедентный! 24 июня 1808 г. сибирский генерал-губернатор И. Б. Пестель получает отношение военного министра А. А. Аракчеева, в котором содержалось повеление императора Александра I о выводе из Сибири пяти регулярных полков «до границы Пермской губернии по занятии тех пунктов линии, с коих выводятся теперь полки».

В 1808 г. произошел первый прецедент – охрану пограничной Иртышской линии после вывода полков всецело возложили на иррегулярное войско Западной Сибири – линейное казачество. Причем вместе с казаками охрану форпостов и крепостей осуществляли и «солдатские дети», оставшиеся после вывода регулярных полков. Как раз в это время в 1808 г. утверждается первое положение и «штаты» линейного Сибирского казачьего войска. Таким образом, государство обеспечило защиту своих южных азиатских земель.

Вскоре наступил второй и последний этап вывода сибирских регулярных частей. 26 августа 1810 г.

российский император издал указ, где было сказано: «по выступлении из Сибири пяти полевых полков, и по безнужности там двух доселе еще остающихся Селингинскаго Мушкетерскаго и 18-го Егерскаго, вывесть оттуда и сии последние полки, дабы с лучшею пользою для Государства они могли быть употреблены в других местах». В том же императорском указе предписывалось передать три батальона Иркутского гарнизонного полка Омскому гарнизонному полку, разместив последний в крепостях и форпостах Тобольской и Иртышской линий, «оставив в Омске для караулов потребное число людей».

Таким образом, в 1810 г. все сибирские регулярные полки, не считая гарнизонных и вспомогательных войск, были выведены в Европейскую Россию. Данное предприятие имело исключительную важность для Российской империи в то время, поскольку при вторжении войск Наполеона в 1812 г. подтягивание резервов из Сибири к театру военных действий могло занять большое количество времени. Сибирские полки в начале Отечественной войны 1812 г. сыграли значительную роль в отражении ударов неприятеля, как в арьергардных боях, так и в крупных сражениях. Именно вывод сибирских регулярных полков положил начало созданию Сибирского линейного казачьего войска, которое на протяжении всего XIX столетия не только победоносно присоединило к России киргизскую степь и достойно охраняло южные рубежи нашего Отечества, но и в конце концов приняло регулярное устройство.

Значительные хлопоты для местной сибирской администрации доставляло попечение об иностранцах, проживающих в Сибири не только по своей воле, но и по воле правительства. С приближением к военной развязке в Сибирь полетели секретные предписания: «Из иностранцев оставить в Сибири тех только, в благонадежности коих все начальники совершенно уверены и приемлют на себя точную ответственность. Всех тех иностранцев, кои не окажутся благонадежными … выслать за границу …».

Тыл – фронту

12 (24) июня 1812 года наполеоновские войска, именуемые «Великой армией», перешли пограничную реку Неман и вступили на русскую землю. 13 (25) июня император Александр I из Вильно направляет на имя председателя Государственного Совета и Комитета Министров генерала-фельдмаршала графа Н. И. Салтыкова рескрипт: «Французские войска вошли в пределы нашей империи. Самое вероломное нападение было возмездием за строгое соблюдение союза. Я для сохранения мира истощил все средства, совместные с достоинством престола и пользою моего народа … Я надеюсь на усердие моего народа и храбрость войск моих. Будучи в недрах домов своих угрожаемы, они защитят их со свойственною им твердостью и мужеством. Провидение благословит праведное наше дело. Оборона отечества, сохранение независимости и чести народной принудила нас перепоясаться на брань. Я не положу оружия, доколь ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем». До Сибири это письмо дошло, когда на европейской территории России уже вовсю шли кровопролитные и жестокие бои. Наполеоновское нашествие глубоко взволновало сибирское общество.

6 июля 1812 года Александр I издал манифест о создании народного ополчения. Сибирские губернии исключались из числа формирующих ополчение. Но тем не менее народ еще до призывов правительства поднимался и шел в ряды ополчения. Пламенных патриотов, добровольно шедших в армию и ополчение, тогда называли «жертвенниками». Много таких жертвенников было в Сибири. Только в одной Тобольской губернии «объявили желание к защите и обороне отечества в 1812 году» 520 человек (из них крестьян – 395, чиновников – 37, мещан – 80 и лиц других сословий). К сожалению, документы не донесли до нас имена всех сибирских ополченцев, которые, преодолев запреты, уезжали в Казань и другие города, где формировались ополченческие полки.

А вскоре в Омске было получено «Наставление рекрутским присутствиям и командирам губернских гарнизонных батальонов на прием рекрутов, определенных Высочайшим манифестом от 4 августа 1812 года». Не могу удержаться от соблазна привести выдержки из этого прелюбопытнейшего документа, поскольку он не только констатирует факт нужды русской армии в людских ресурсах, но и показывает, кого из-за дефицита живой силы брали в рекруты. «Наставление» гласило: «По уважению частовременных наборов и других повинностей, необходимостью военных обстоятельств, налагаемых и усердно продляемых всеми обществами и разными состояниями, признано нужным изыскать все средства к возможному облегчению настоящего набора: вследствие чего постановляются исключительные правила, удостоверенные Высочайшим утверждением.

1. Вместо того что доныне принимались рекруты не моложе 18 и не старее 37 лет, принимать теперь также не моложе 18, но не старее 40 лет.

2. Уменьшить узаконенную меру в росте одним вершком и для того принимать не ниже 2 аршин и 2 вершков.

3. Допустить к приему в рекруты людей, имеющих такого рода телесные пороки и недостатки, кои не могут служить препятствием маршировать, носить амуницию, владеть и действовать ружьем, то есть не браковать: редковолосых; разноглазых и косых, ежели только зрение их позволяет прицеливаться ружьем; имеющих бельмы или пятна на левом глазе, лишь бы правый глаз был совершенно здоров; заик и косноязычных, если только могут сколько-нибудь объясняться; не имеющих до шести или до восьми зубов боковых, лишь бы только были в целости передние, для скусывания патронов необходимые; с маловажными на черепе наростами, не препятствующими носить кивер или каску; с недостатком одного пальца на ноге, есть ли только представляемый в рекруты не может затрудняться в свободной и скорой ходьбе; имеющих на левой руке один какой-либо сведенный палец, не препятствующий заряжать и действовать ружьем; кастратов, то есть не имеющих двух яиц и детородного уда, но только совершенно здоровых…».

Количество рекрут, определённое на сибирские губернии правительственным указом, горожане и крестьяне даже перевыполнили. Всего Сибирь отправила на фронт 3552 человека, т. е. повышенную норму по рекрутской повинности (с 500 ревизских душ приходилось по 7 человек). От Тобольской губернии русскую армию пополнили 2152 человека, а от соседних Томской и Иркутской в район боевых действий было направлено 1400 человек.

Неувядаемой славой овеяли себя сибирские части, проявившие героизм, стойкость и мужество в боях с французами, равно и как 130 лет спустя с немецкими захватчиками. Героически обороняла Смоленск в 1812 году доблестная 24-я пехотная дивизия, сформированная из сибиряков и омичей. Она же, не отступив ни на шаг, в бою, защищала на Бородинском поле редут Раевского.

О точной сумме добровольных пожертвований на территории Сибири на сегодняшний день точных сведений среди историков пока не имеется. Цифра колеблется от 300 до 462 тысяч рублей. Помимо денег население жертвовало также скот, хлеб, холст, нитки, оружие, кожи и даже «мягкую рухлядь» (шкурки соболя, горностая, песца, лисицы и других пушных зверей). Чаще всего эти пожертвования продавались, а вырученные деньги поступали в казначейства. Пушнина же по высочайшему соизволению передавалась в императорский кабинет. Архивные документы донесли до нас сведения, что население Омского Прииртышья не осталось в стороне от этого благого дела. Так, крестьяне прилегающих к Омску волостей – Кулачинской, Чернолуцкой и Битеинской собрали на военные нужды 1576 рублей 70 копеек. В Омске железные ящики для сбора пожертвований весной 1813 года были устанавлены в Пророко- Ильинском и Соборо-Воскресенском храмах. Для охранения денежных сумм в первой из них выбрали мещанина «поведения добропорядочного» Алексея Губина.

За военные годы «выдающихся» событий в Омске удалось избежать. Исключением, правда, в этом плане являлась шпиономания. Так, в Омске среди ссыльных поляков, воевавших в «Великой армии», готовился, но был раскрыт заговор. Заговорщики намеревались после начала выступления пленных в Томске сколотить отряд и идти к Наполеону. Эти же пленные солдаты и офицеры наполеоновской армии распространяли ложные слухи.

Сто лет спустя

Празднование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года стало для Российского государства важным общественно-политическим событием. Подготовка к нему началась задолго до торжеств.

Обязанности по координации работ к предстоящей юбилейной дате взяло на себя Военно-Историческое общество. Издавались книги и брошюры, открытки и лубочные картинки, альбомы, пластинки. Было принято решение об организации музея 1812 года. Приводилось в порядок Бородинское поле, на нем воздвигались памятники и обелиски участникам сражения и войсковым частям. Именно оно стало центром юбилейных торжеств. Проходили юбилейные торжества и в Москве – в Успенском соборе, храме Христа Спасителя, на Красной площади, в Историческом музее. Были выпущены юбилейная медаль и памятный серебряный рубль, а также созданы «Общество потомков Отечественной войны» и «Бородинское общество». Вековой юбилей отмечали на всей территории Российского государства.

14 апреля 1912 года в Омскую городскую управу поступил циркуляр министра народного просвещения о порядке празднования юбилея Отечественной войны 1812 года, об учреждении стипендий в память этого события, пересланный Западно-Сибирским учебным округом. Учебным заведениям рекомендовалось 25 августа, накануне дня Бородинского боя, в церквях учебных заведений совершить всенощное бдение и торжественную панихиду. Перед началом панихиды законоучителям предлагалось произнести соответствующее слово. 11 мая 1912 г. состоялось соединенное заседание Омской городской управы, училищной и финансовой комиссий городской Думы. В бюджете города денег на стипендии не оказалось. Было предложено городской Думе одну из открываемых школ наименовать в память Отечественной войны 1812 года. 22 мая Дума присвоила это звание открытому в Омске в августе 1912 года 14-му мужскому приходскому училищу. Во всех учебных заведениях области празднование проходило по программе, предложенной Министерством народного просвещения. По предложению губернатора, должна была быть устроена в одном из селений области больница «в память Отечественной войны 1812 года».

Специально к юбилейным торжествам советом Русского вольно-исторического общества была издана брошюра, предназначенная для бесплатного распространения «среди войск и народа». Министерство народного просвещения изъявило желание получить до 150 000 экземпляров этой книги для распределения по учебным округам и раздачи брошюр учащимся начальных школ – «3 экземпляра на школьный комплект». Заказы необходимо было направлять в Санкт-Петербург в художественную типографию «Вильборг и Голик».

Стоимость брошюры составляла 10 копеек.

26 августа «для развлечения учащихся и народа» должны были состояться бесплатные народные спектакли в театрах, чтения со световыми картинками, где возможно – синематографы. Губернатором были выделены соответствующие финансовые средства. Городское общественное управление отпустило средства на устройство развлечений, часть расходов взяло на себя попечительство о народной трезвости. Омскому уездному комитету о народной трезвости было предложено открыть чтения с туманными картинками в нескольких местах г. Омска и Атаманского хутора, принять меры к постановке 26 августа театральных представлений для народа в городском театре и к снятию в аренду в дни торжества синематографа.

В кинотеатрах Омска «Прогресс», «Весь мир» демонстрировалась картина «Отечественная война. 1812 год», снятая с участием войск и разыгранная артистами императорских театров на месте прежних событий – на Бородино и в Москве. На сеансах играл военный оркестр 43-го Сибирского полка, который исполнял музыку периода 1812 года. Выступал также и специально созданный хор песенников, исполнявший ряд песен к картине. В кассах кинотеатров бесплатно раздавали полное историческое либретто фильма. Были ассигнованы средства на выписку юбилейных изданий «Сельского вестника» и «Русского Народного союза имени Михаила Архангела» – «Година бед – година славы» – 18150 экземпляров, 4100 портретов Александра I и 3000 экземпляров юбилейных листков с портретами императора, Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона. Все эти юбилейные издания рекламировались издателями – красивые обложки, хорошая бумага, написаны доступным языком, имелись иллюстрации.

Празднование юбилея наметили на 26 августа – день Бородинского боя.

День этот приходился на воскресение, и казачье население могло принять в торжестве живейшее участие. Соответствующий приказ был прочтен на всех станичных и поселковых сборах.

В день Бородинского сражения сибирские казаки получили в дар от императора Николая II альбом «Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце».

Войсковой наказной атаман Шмит в приказе по войску указывал: «Этот дар с Высокомилостливыми словами нашего державнейшего вождя да послужит нам, сибирским казакам, новым знаком особого к нам внимания царя-батюшки». Еще в начале 1912 года Русское военно-историческое общество, «желая увековечить в потомках память о повсеместном праздновании предстоящего столетнего юбилея Отечественной войны», обратилось в Министерство народного просвещения с ходатайством, чтобы учебные окружные управления поручили подведомственным органам представить как можно подробное описание праздника на местах с приложением двух экземпляров брошюр, фотографий, рисунков, медалей, жетонов, печатных и литографированных изданий – всего того, что раздавали при чествовании 100-летнего юбилея. Просили сообщить и о том, что было намечено и не состоялось, по какой причине, сколько было израсходовано средств. Попечителем Западно-Сибирского учебного округа был издан по этому поводу циркуляр и направлен в подведомственные учреждения. Отчеты о данных мероприятиях сохранились в некоторых фондах Омского исторического архива. Собирало такие сведения и Акмолинское областное правление.

Омское низшее механико-техническое училище подготовило отчет о проведении мероприятий – за неделю до юбилейной даты преподавателем русского языка на уроках были прочитаны статьи на эту тему.

Накануне торжества учащиеся присутствовали в приходской церкви на литургии и панихиде, вечером – на всенощном бдении, где священниками были произнесены «соответствующие событию поучения». В день юбилея, 26 августа все присутствовали на литургии и молебствии. Затем в здании училища состоялся торжественный акт. Директор училища произнес краткую речь, преподаватель прочитал исторический очерк событий 1812 года. По ходу этого очерка учащимися читались стихотворения и басни. Ученикам были розданы брошюры и портреты, затем состоялся праздничный обед. Помещения были декорированы, а здание училища – иллюминировано. В дни юбилея были приобретены билеты в театр на спектакль «Пожар Москвы», устроенный Комитетом попечительства о народной трезвости.

На другой день учащимся было разрешено посетить кинематограф – бесплатно посмотреть фильм о войне 1812 года. Вечером учащиеся были отпущены под наблюдением воспитателей на народное гуляние в саду напротив дома генерал-губернатора, где также показывали картины из событий 1812 года, а «также сожжен был декоративный фейерверк».

Все эти мероприятия прошли под знаком «Благодарной памяти и вечного уважения потомством» героев Отечественной войны 1812 года. Жители города Омска и Акмолинской области, как и все россияне, отдали дань уважения славным воинам, спасшим Россию в дни тяжелых испытаний.

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.