Одним из первых портфель в региональном кабинете
министров получил министр экономики Омской области Александр Триппель, имеющий,
кстати, весьма внушительный послужной список. Главный экономист области работал
и в государственных, и в коммерческих структурах, шесть лет (как раз во времена
дефолта) определял законодательную политику региона – два срока подряд, начиная
с 1998 года, он избирался депутатом областного парламента. Обозреватель журнала
NBвстретился с Александром
Триппелем и узнал, на что делает ставку региональное правительство, во что
готово вкладывать деньги и можно ли сделать дефицитный бюджет профицитным.
- Александр Фридрихович, вы долгое время занимались
бизнесом. Какие предпринимательские качества помогают сейчас вам в новой
должности? А какие, наоборот, мешают?
- Помогает не столько опыт
предпринимательский деятельности, сколько большой опыт управленческой и
законотворческой работы. Проще оценить ситуацию с разных сторон. Есть четкое
понятие, как должна строиться работа министерства, и как в будущем те или иные
решения отразятся на экономике региона, предпринимателях, жителях. Я не
теоретик, а практик – поэтому мне легче работать. Экономику не нужно считать,
ей необходимо управлять, чтобы добиться положительных результатов. Работая в
коммерческих структурах, я видел немало проблем, которые необходимо было решать,
в том числе с помощью функций органов власти. Скажем, вопросы, связанные с
непомерным количеством проверок предпринимателей. Они сильно мешают развитию
бизнеса. Контрольно-надзорные органы, приходя на проверку, уже считают
предпринимателя нарушителем.
- Механизмы поддержки предпринимателей останутся
прежними? Может, что-то новое появится, а от чего-то придется отказаться?
- Первый шаг – внесение
поправок в областной закон «О квотировании рабочих мест». Проект рассматривался
на недавнем заседании правительства Омской области. По сути, эти изменения
снизят некоторое давление на бизнес. С трех до двух процентов уменьшится квота
для приема на работу инвалидов на предприятия, где численность работников
превышает сто человек. Проблема трудоустройства людей с ограниченными
возможностями законодательно была переложена на плечи бизнеса. Но
предприниматели – самая активная часть населения, которой сегодня не
безразлично не только свое будущее. Они ищут, рискуют, вкладывают свои деньги,
привлекают кредитные средства. А также открывают новые рабочие места, платят
налоги. Разве этим они не решают социальные вопросы? Власть в этом случае
должна создать систему мотивации для бизнеса, при которой предприятию выгодно
было бы увеличивать количество рабочих мест для людей с ограниченными
возможностями. Сохранятся эффективные программы поддержки предпринимательской
деятельности. Скажу больше, в регионе появится система поддержки инвестиционной
предпринимательской деятельности. Иначе мы не то, что прорыв не сделаем, на
месте будем топтаться. Расширится круг компаний, которые попадут в эту
программу.
- Какие сферы предпринимательской деятельности больше
всего нуждаются в поддержке? На какую деятельность в первую очередь обратите
внимание?
- Проекты, связанные с
переработкой, производством, потому что никакие другие направления
предпринимательской деятельности не дадут большего экономического эффекта. Какие
направления переработки? Не имеет принципиального значения. Абсолютно разные. К
примеру, производство продуктов питания не так сильно развито в регионе.
Неплохой рост может дать нефтехимия и машиностроение. Ничтожно низкий процент в
деревообработке – всего лишь 0,4 процента от валового регионального продукта. И
это несмотря на то, что в Омской области действую крупные лесообрабатывающие
предприятия.
- А поддержка производителей молока?
- Поддерживать производителей
молока, наверное, правильно. Но давайте задумаемся над тем, каков у нас рынок
молочной продукции? Каково качество молока, какова конкурентоспособность тех же
мини-молзаводов? Думаю, все же в долгосрочной перспективе в регионе нужно
строить и развивать большие перерабатывающие комплексы, которые будут
производить более качественную продукцию. Расширять их географию поставок. Молоко
это сырье для нашего региона, также как для России нефть. И мы говорим: нефть
не стоит вывозить за пределы страны, а перерабатывать в России. Точно также области
нужно поступать и с молоком. Оно должно перерабатываться здесь, и здесь
создаваться добавочная стоимость.
- Недавно подписано соглашение о сотрудничестве между
Омской областью и концерном «Кордиант». Что это даст региону?
- Также как и любое другое
производство – инвестиции в экономику, новые рабочие места. Производство шин в
России – отрасль достаточно непростая и весьма трудоемкая. Кстати, со
вступлением в ВТО у этой отрасли проблем станет не меньше, чем у АПК.
Руководство компании настроено серьезно, задачи перед ними стоят амбициозные. Произойдет
не просто увеличение объемов выпуска шин. Поэтому по возможности будем
поддерживать проект. Всегда легче развивать существующее производство, чем
создавать новое.
- Как вы считаете, когда страна и наш регион уже
почувствуют на себе все плюсы и минусы единого экономического пространства?
- Пока можно лишь
прогнозировать ситуацию. Почему-то больше всего обсуждаются проблемы российской
пищевой промышленности после вступления России в ВТО. Принято считать: наши
производители многое потеряют. Возможно, но в России есть и современные
компании с высокой производительностью труда, высоким качеством выпускаемой
продукции. Неужели они уступят по всем позициям иностранным производителям?
Вряд ли. А представляете, какая будет конечная цена продукта, привезенного в
Омскую область из-за границы? Логистика в цене займет весомую долю. А кто-то
испугался, что в Омске мы не сможем произвести конкурентоспособную продукцию. Конечно,
иностранные предприятия могут и на нашей территории создавать производства. Но
это не так уж и плохо. Здесь все равно будут работать наши люди, налоги
поступать в российскую казну.
- Согласно договору о сотрудничестве со Сбербанком,
банк, а точнее его дочерняя структура консалтинговая фирма Strategy Partners
займетсяразработкой стратегии экономического развития Омской области. О деталях
говорить, безусловно, рано, но в общих чертах, - что будет представлять из себя
эта стратегия? Предполагается, - часть финансирования возьмет на себя омский бизнес.
Предприниматели, раз уж они вложились в этот проект, возможно, рассчитывают на
какие-то для себя преференции?
- Пока компания занимается
изучением ситуации в Омской области, собирают информацию о регионе,
естественно, с помощью министерства. И в последующем мы вместе разработаем
программу развития Омской области до 2020 года – это среднесрочная перспектива,
и долгосрочная – до 2030 года. Вначале, конечно, предстоит проанализировать потенциал
региона, а уж потом предлагать какой-то комплекс действий. Не исключено – в
будущем в области появится дополнительно какие-либо кластерные производства.
Предприниматели сами предлагают финансовую помощь. Причина проста – им
небезразлична судьба своей территории. Бизнесмены, как я уже говорил, весьма активные
люди. Знают, что можно сделать, а чего делать не стоит и, порой, в каких-то
вопросах разбираются гораздо лучше. Считается – предпринимателям все
безразлично. Главное, чтоб его дело было в порядке. Но им важно быть не просто
самим успешными, важно чтобы успешным был и регион. Если область не будет
развиваться, то они и их бизнес здесь рано или поздно столкнутся с
определенными трудностями.
- На днях стало известно, что губернатор Виктор
Назаров намерен в течение следующего года максимально сократить государственный
долг Омской области. Сокращение должно пройти за счет отказа от некоторых
прошлых проектов, запланированных ранее к реализации. Но, наверное, можно не
только сокращать издержки, но и искать дополнительные источники дохода в
региональный бюджет. На ваш взгляд, какие альтернативные источники дохода можно
найти?
- Мы только что с вами
говорили об этом, обсуждая стратегию развития Омской области. Для этого она и
разрабатывается, чтобы найти оптимальные варианты дальнейшего развития
экономики, в том числе и поиск альтернативных источников доходов. Главная цель
– определить точки роста. И если кто-то ожидает сиюминутных результатов –
напрасно. Предстоит долгая, кропотливая работа.
- Региону уже пришлось отказаться от каких-либо
проектов, чтобы сократить расходы бюджета?
- Пришлось и эти проекты
уже известны. Сейчас рассматриваются
областные целевые программы. Какие-то будут оставлены, какие-то прекращены, а
какие-то заморожены. Мы против того, чтобы финансировать их с большой растяжкой
по срокам. Их необходимо реализовывать в максимально короткий период, а иначе теряется
сам смысл такой программы. К примеру, принята областная программа,
предусматривающая строительство аэропорта «Омск-Федоровка», на которую должны
выделяться деньги из бюджета региона. Сегодня встал вопрос: а может ли бюджет
позволить оплатить столь дорогостоящий проект? Возможно, есть более
приоритетные? Нужно хорошо подумать, куда вкладывать деньги.
- А все-таки нужен аэропорт в Федоровке?
- Аэропорт нового уровня нужен.
Но позволить себе тратить больше чем зарабатываем, мы не можем. Строительство
аэропорта возможно только с помощью инвестора. А пока идет реконструкция
действующего аэропорта с участием федеральных средств. На данный момент
необходимо устранить основную проблему – взлет и посадку самолетов в черте
города. Но к 300-летию города эта проблема будет решена.
- Похоже, работа исполнительных органов
государственной власти субъектов
Федерации и их руководства в скором времени будет оцениваться по-другому. На
днях президент поручил разработать новые критерии оценки. Как вы думаете, а какой
же все-таки главный показатель эффективности работы губернатора и его команды?
- Форма оценки меняется, действующая уже изжила себя. Кто-то научился
влиять на определенные показатели, тем самым получая хорошие рейтинги и оценки.
При этом критерии, бравшиеся за основу, абсолютно не отражали реального
положения дел на местах. Поэтому появился новый подход к такой проблеме.
Показателей эффективности работы власти немного и они очевидны – уровень жизни,
уровень доходов населения – показатели, которые обмануть невозможно.