Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Минфин разоблачает «однодневки»

Минфин разоблачает «однодневки»
10.09.2012
Фото:

Пожалуй, любой предприниматель, кто уже не один год ведет свою деятельность, хоть раз, но сталкивался с чисто техническими компаниями, так называемыми «фирмами-однодневками». Стоит ли говорить, что от подобных фирмочек пострадать могут и вполне добросовестные бизнесмены? Поди потом докажи тем же налоговым органам – никакого бизнес-сговора и в помине не было. Никто не собирался скрывать реальную выручку, а занижать налоговую базу по налогу на прибыль даже и не думал.

Чтобы хоть как-то подстраховать предпринимателей от заключения договоров с «компаниями-мотыльками», Министерство финансов России опубликовало специальные рекомендации по выявлению неблагонадежных контрагентов.

В общем-то, в этом письме главного финансового ведомства страны никаких новых способов проверки не содержится. Финансистами предложено совершать вполне очевидные действия, которые бизнесмены в своей практике и так используют. Во-первых, сначала стоит оценить или проверить наличие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента и документа, удостоверяющего его личность, получить информацию о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных или торговых площадях, а также запросить сведения о госрегистрации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Во-вторых, Минфин советует изучать возможность реального выполнения организацией условий договора. Каким же образом?

– Можно начать с проверки договоров с контрагентами вашего контрагента, его поставщиками, – говорит директор нефтетрейдерской компании «БГ-Транс» Денис Трохин. – Приведу пример нашей компании. Мы занимаемся продажей нефтепродуктов, у нас заключены договоры с крупными предприятиями нефтеперерабатывающей отрасли. Именно у них мы и приобретаем товар. Такого рода договоры уже могут свидетельствовать о добропорядочности потенциального бизнес-партнера. А когда он начинает юлить, находить различные отговорки, дескать, забыл договор, да и вообще, работаем мы с аффилированными производителю фирмами – факт, наводящий на подозрения. Хотя даже и договоры можно подделать. Случается, ловишь контрагентов на каких-то несуразицах, откровенной лжи. Допустим, фирма готова продать 200 тысяч тонн дизельного топлива, а оплату принять наличными!.. Так что руководителям всегда нужно быть начеку и самому думать, с кем стоит вести дела, а с кем делать этого категорически не стоит.

Кстати, выписка из ЕГРЮЛ тоже может немало сказать о компании. По мнению Дениса Трохина, если фирма существует не один год, а ее уставный капитал до сих пор находится на «минимальной» отметке, а в устав юридического лица не внесено ни одного изменения, – тревожный звоночек.

Еще одним признаком фиктивности может служить «место жительства» предприятия. Как правило, в качестве места регистрации «фирмы-однодневки» используют так называемые адреса массовой регистрации.

На определенные мысли может навести и личность директора предприятия. Бывает, на одного человека и 40 фирм зарегистрировано. В Омской области, по прошлогодним данным регионального УФНС, есть свой рекордсмен – омич - «собственник» 50 юридических лиц. Хотя в налоговой службе уверяют: это еще не показатель неблагонадежности. Есть примеры, когда человек, учредивший не один десяток компаний, вполне легально, честно и успешно ведет свой бизнес. Видимо, такие из разряда активистов, с детства мечтающих иметь свое кадровое, риэлторское агентство, парикмахерскую и еще много чего.

– Единственный, на мой взгляд, верный способ проверить контрагента – навести о нем справки у тех, кто с ним работал, – продолжает директор компании «Новое кредо» Олег Ананьев. – Если организация омская, проблем со сбором информации возникнуть не должно. Омск – город маленький, все бизнесмены знают друг о друге многое.

Кто-то из предпринимателей считает: предложенная Минфином формулировка «оценить и проверить» может толковаться по-разному, в зависимости от того же настроения. Кто-то только реквизиты проверит, а другие (тот же Минфин) может считать: надо проверить подлинность подписи, того, кто выдал доверенность. Более того, суды ввели в практику судебных споров такой критерий, как «реальное исполнение договора». Это означает, что если договор реально выполнен, а минимальная проверка была совершена, то налогоплательщику не надо доказывать, что его контрагент мог выполнить этот договор. Если же договор реально не выполнен, то налогоплательщику не поможет и то, что он способен доказать наличие у его поставщика возможности исполнить договор.

Выходит, что дополнительные проверки, которые предлагает делать финансовое ведомство, излишни.

Архив « 2014 » « Июль » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.