К памяти этого
ветхозаветного святого пророка русский народ с очень давних пор относился с
особым почитанием. Славяне почитали его еще задолго до того, как православие
стало ведущей религией Древнерусского государства. Доказательством этому может
служить соборный Ильинский храм в Киеве, воздвигнутый еще во времена княжения
отца св. равноап. кн. Владимира – Игоря.
С присоединением Сибири
святой пророк Илия стал почитаем и на омской земле. Не случайно сегодня в
Омско-Тарской епархии во имя этого святого насчитывается более 7 храмов. До
революции в самом Омске попеременно функционировали два Ильинских храма –
деревянный и каменный. О их судьбе и пойдет наш дальнейший рассказ.
О деревянной Ильинской
церкви на сегодняшний день мы знаем немного. Остаются пока неизвестными даты ее
закладки и освящения. Решить эту головоломку нам поможет одно из запыленных
давнишних и трудночитаемых дел XVIII века.
Медленно листаю кое-где
пожелтевшие страницы, вчитываюсь в текст, пытаюсь мысленно адаптировать его к
правилам современного русского языка и разбить витиеватые длинные фразы знаками
препинания. Постепенно передо мной предстает следующая хроника событий. 28
марта 1769 г. (здесь и далее старый стиль) основатель и устроитель новой
(второй по счету) Омской крепости генерал-поручик и кавалер И. И. Шпрингер
пишет «Промеморию» в канцелярию Тобольской духовной консистории, которая тогда
ведала строительством церквей. Послание это начиналось так: «Понеже по вновь
стребованному от Ее Императорского Величества плану здешняя главная всех
Сибирских линий Омская крепость строением начата на новопроектированном месте,
следовательно, старая остается предместьем ее. Здесь же состоявшие две Божии
церкви – одна во имя Сергия Преподобного Радонежского Чудотворца, а другая во
имя Илии Пророка, пришла в крайнюю обветшалость, и так Ильинская должна
перенесена и поставлена бытии на том месте где Сергиевская […] ». В следующем
своем письме, написанном уже через десять дней, Иван Иванович Шпрингер про-сил
выслать благословенные грамоты на перенос и закладку Ильинской церкви. А вскоре
на своем заседании Тобольская духовная консистория постановила приготовить
грамоты, подписать их у епископа и отослать в Омск. Сергиевская церковь была
разобрана, а в 1770 году Ильинская церковь была перенесена на ее место. 7 июля
1771 г. состоялось освящение вновь перенесенного храма. А через 16 лет
деревянную Ильинскую церковь разобрали и вместе с иконостасом продали
прихожанам села Бетеинского. Ее сменила каменная Ильинская церковь, которая
простояла на нынешней площади Ленина вплоть до своего сноса, т. е. до 1936
года. Поэтому не случайно одним из небесных покровителей нашего города является
святой пророк Илия, чей день, начиная с 1916 г., считается и днем рождения
города Омска.
В 1777 г. в наш город
прибывает вновь назначенный на должность командира Отдельного Сибирского
корпуса Николай Гаврилович Огарев. По воспоминаниям современников, этот человек
«прилежен был к церквам и строению оных». Скорее всего он-то и инициировал
вопрос перед епархиальным начальством о строительстве в Омске новой каменной
церкви. Выполняя благословление епископа Тобольского Варлаама (Петрова), омский
соборный протоиерей Петр Федоров вместе со священником Андреем Неводчиковым по
осени 1778 г. торжественно заложили намеченную к постройке церковь. Одиннадцать
лет потребовалось для того, чтобы полностью отстроить новый Ильинский храм.
В ходе строительства
нашлось немало благотворителей. При возведении храма не покладая рук трудились
военнослужащие Омской крепости. За свою работу они получали весьма скромную
«поденную плату, которая производилась
из набираемой в то время для церкви суммы и от доброхотных деятелей». К
сожалению, время и угрозы частых пожаров пагубно отразились на церковном
архиве. А посему за ранний период существования Ильинской церкви до нас не
дошли ни документы, ни благословенные грамоты. Отсюда установить фамилии
архитекторов не представляется возможным.
Освящали вновь
отстраиваемый храм по-престольно, что было связано с его поэтапным возведением
и строительной практикой тех лет.5 декабря 1785 г. был освящен западный придел во
имя святителя и чудотворца Николая в теплой (т.е. отапливаемой) части церкви, а
почти через три года, 8 (20) июля 1789 г. освятили и главный придел во имя
пророка Илии.
Архитектурное
исполнение Ильинского храма было весьма необычным для Сибири. Специалисты утверждают,
что его облик напоминал итальянский ренессанс и был
переходным от стиля барокко к классицизму. Церковь имела две колокольни. Со временем
Ильинский храм стал тесным для прихожан. В 1877 г. перед тобольским епархиальным
начальством поднимается вопрос о расширении храма. А через три года на средства
омского купца Кузьмина возводится северный придел во имя Покрова Пресвятой
Богородицы. Через семь лет до-брому примеру этого благотворителя последовал и
другой омский купец и прихожанин Ильинской церкви Г. И. Терехов. Он
пристраивает с юга придел во имя своего небесного покровителя – святого великомученика
Георгия Победоносца. Снаружи вокруг храма была сооружена чугунная на каменных
столбах ограда. На прилегающей к церкви территории несколько позднее были
произведены посадки деревьев.
Посещали Ильинскую
церковь за время ее существования и многие из высокопоставленных государственных
особ. Так, в 1819 г. здесь молился генерал-губернатор Западной и Восточной
Сибири М. М. Сперанский. По прошествии девяти лет храм посетили ревизовавшие
Сибирь сенаторы Куракин и Безродный. А в 1868 г. духовенство и причт Ильинского
храма торжественно встречали августейшего гостя – Великого князя Владимира
Александровича, который первый из тогда царствующего дома Романовых посетил наш
город. Здесь, в одной из старейших церквей г. Омска, оттененной благодатной
силою Святого Креста, 14 июля 1891 г. наследник Российского престола Великий
князь Николай Александрович Романов начал свое знакомство с нашим городом.
Наступление на
Ильинский собор, впрочем, как и на другие православные храмы нашего города,
воинствующими атеистами велось постепенно и последовательно. В конце февраля
1922 г. советской властью был издан декрет об изъятии церковных ценностей в
пользу умирающих от голода крестьян Поволжья. Для реализации этого документа в
жизнь в г. Омске была создана Губернская комиссия по изъятию церковных
ценностей. Ее возглавил некто Байков. Он начал с разъяснительной работы среди
духовенства. Вызвал к себе пастырей и церковных старост Пророко-Ильинской церкви,
Успенского кафедрального и Никольского казачьего соборов и стал убеждать их
добровольно отдать церковные ценности, при этом не забыв поинтересоваться тем,
как к этому акту отнесутся верующие омичи. Поскольку в церкви ничего без
благословения не делается, то присутствующие заявили о необходимости
архипастырского «Бог благословит!».
Вскоре в печати было
опубликовано воззвание архиепископа Димитрия (Беликова) «К православным
верующим Омской епархии». В нем, в частности, говорилось: «Обращаюсь к
православно-верующему населению Омской епархии с своей архипастырской просьбой
отнестись к делу исполнения настоящего мероприятия с должным и необходимым
спокойствием…». Чего ему стоило подписать эти строки, Господь один ведает!
С 27 апреля по 3 мая
1922 г. специальная Губкомиссия производила изъятие церковных ценностей из
омских храмов. Отбор и изъятие церковной утвари из драгметаллов происходили в
присутствии священнослужителей и членов церковно-приходских советов.
Оставлялись лишь богослужебные предметы из меди, а также незначительная их
часть из серебра. Сдача в Губфинотдел производилась по актам, которые подписывались
самими верующими.
В ходе этой акции
Ильинский храм лишился 10 пудов 18 фунтов 62 золотников серебра. А всего за это
время в нашем городе из 9 православных церквей и двух синагог было изъято 30
пудов 7 фунтов 91 золотник и 48 долей серебра.
В период с 1932-го по
1933 гг. с Ильинской церкви были сняты колокола. Причем о передаче в Госфонд
двух колоколов ходатайствовала перед Омским городским Советом сама религиозная
община верующих. Что их заставило пойти на такой отчаянный шаг, остается пока
неизвестным. На заседании Президиума Омского городского Совета, проходившем 3
декабря 1932 г. под председательством заместителя председателя горсовета А.
Карповой, это прошение было рассмотрено и удовлетворено.
Но советскую власть не
устраивало, что на протяжении 1920–1930 гг. Пророко-Ильинская церковь являлась
духовным оплотом православных верующих тихоновского направления и носила статус
кафедрального собора. К тому же в начале 1935 г. прихожане не смогли заплатить
высокий налог за использование здания храма и прирезанной к нему земли. Все эти
обстоятельства дали юридическое обоснование
31 октября 1935 г. расторгнуть договор с религиозной
общиной Ильинской церкви и забрать здание храма для общественных надобностей. А
вскоре последовало постановление о сносе здания.
Лишь в 1990 г.
институтом «Омскгражданпроект» была разработана техническая документация по
восстановлению Пророко-Ильинской церкви на старом месте. Проведенное обследование
фундамента некогда разрушенного храма показало, что он сохранился практически
полностью. В июле 1993 г. недалеко от Ильинской горки потомками императорского
дома династии Романовых Марией Владимировной и ее сыном Георгием Михайловичем
после освящения места под предполагаемую часовню был установлен закладной
крест.
Прибывший в г. Омск в
сентябре того же года Св. Патриарх Алексий II освятил установленный перед этим
крестом закладной камень будущей Пророко-Ильинской церкви, которая верю, что в будущем
украсит собой исторический центр Омска.
В 1999 г. был составлен
проект Ильинской часовни. Кстати, ее архитектурный облик был выдержан в стиле
разрушенного Пророко-Ильинского собора. Во избежание каких-либо политических эксцессов
сборка часовни НПО «Мир» производилась в районе городка Нефтяников. Для омичей,
следовавших утром 13 июля 2001 г. мимо площади Ленина на работу, было явлено
чудо: на центральной площади города появилась маленькая изящная часовня,
которой накануне вечером еще не было. Ее установили рано утром, всего за
каких-нибудь четыре часа.