Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Старший султан мог стать дворянином

Старший султан мог стать дворянином
21.09.2011
Фото:

А мы уйдем на север

Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в условиях активного взаимодействия с оседлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы – омских казахов. До недавнего времени большинство ученых считало, что первые казахские группы появились в Сибири в XVIII веке, когда началось заселение казахами основной территории Сибирского края. Но их исторические связи с южными районами Западной Сибири имеют всё же более древнюю историю. Казахи вместе с узбеками на Иртыше появились ещё в XIV веке. Так, ученые Казахстана предполагают, что небольшая группа жалаиров (казахов Большой Орды) появилась в Сибири в XV–XVI веках. Существует изложенная в легенде версия, что отцом-родоначальником сибирских ханов Тайбуги был казахский хан Мамык, убитый Чингисханом.

Правда, в начале XVII века экономические и политические связи России с казахскими ханствами были затруднены вторжением в районы Северного и Западного Казахстана, а также в южные районы Сибири западных монголов, которые заняли значительные территории по берегам Оби, Иртыша, Оми, Ишима, Тобола. Немало проблем казахам доставляли и войны с калмыками. Из документов конца XVII века можно понять, что в тот период казахи совершали походы и далее на восток – в Тобольский и Тарский уезды. В то же время поражения от джунгарских войск вынудили казахов искать союзников. Часть казахов стала переселяться на север под защиту Русского государства.

В начале XVIII века они были замечены по реке Ишим в Западно-Сибирском регионе. В первой половине XVIII века казахи заселили южные районы Сибири, более активно селились они также в бассейне Тобола. В 1716 году подданные ханов Каипа и Абулхаира обратились к России с пожеланиями жить с русскими в мире. Помимо большинства казахов Младшего жуза во главе с Абулхаиром вскоре к России присоединилась часть родов Среднего жуза, возглавляемая ханом Семеке. Наиболее дальновидные казахские ханы – Тауке, а позднее Абулхаир и Аблай – понимали, что для победы над джунгарами надо собрать воедино все силы казахского народа. Народное предание гласит, что для переговоров о совместной борьбе с джунгарами со-брались представители со всех концов Казахстана. Эта встреча состоялась у горы Орда-Басы недалеко от города Чимкента.

После падения Джунгарии часть казахов ушла на север и развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском. Движение казахов в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли были столь быстры, что русские власти в 1765 году устроили десятиверстную пограничную полосу, чтобы запретить продвижение кочевников. Но эта мера серьезно ограничить миграции казахов в Сибирь не могла. Более массовый переход казахов в районы Тобольской губернии начался со второго десятилетия XIX века, как это видно из документа «Дело о поселении киргизов вдоль Сибирской линии». В 1816 году в Тобольской губернии числилось 869 казахов, из них 235 человек проживали в Омском округе, 552 – в Ишимском и 82 – в Курганском. В ревизии 1816 года были учтены только осевшие в этих округах на постоянное жительство казахи и не учтены казахи, временно переходившие границы сибирских губерний для устройства здесь своих кочевий. Общая численность этих двух категорий казахов в 1823 году составила по Омскому округу 1622 человека. Казахов, живших в Тобольской и Томской губерниях, а также на землях русских казачьих отрядов, обозначали «внутренними киргизами». По реформе управления сибирских губерний 1822 года казахи Среднего жуза оказались в Омской области.

От Омской области к Степному краю

Император Александр I взял курс на постепенное, но при этом неуклонное приобщение кочевых народов к нормам писаного права. Этому во многом способствовала вошедшая в обиход между русским и казахским населением меновая торговля. К 1821 году русское правительство пришло к решению ввести в казахской степи новые формы управления, которые должны были способствовать укреплению мира в южной приграничной полосе и спокойствия внутри казахских племен, положить конец межродовой вражде и борьбе за ханский титул. Своеобразным «инструментом» для этого и стала вновь образованная Омская пограничная область.

Помимо внешнеполитического фактора ещё одной причиной образования нового административного района стала реформаторская деятельность в Сибири Михаила Михайловича Сперанского (1772–1839). Государственный деятель, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения имел еще чин генерал-губернатора Сибири. Он был назначен на этот пост в 1819 году. Он собрал огромный фактический материал, на основании которого и было составлено и издано в июле 1822 г. «Учреждение для управления сибирских губерний» и при нем девять уставов. В 1821 году Сперанский был возвращен в Санкт-Петербург и назначен членом Государственного Совета и Сибирского комитета, а также управляющим Комиссией по составлению законов.

Сперанский стал инициатором ре -форм управления Сибирью, в результате которых произошло разделение на два генерал-губернаторства: Западно-Сибирское (с административным центром в Тобольске) и Восточно-Сибирское (с центром в Иркутске). В законе 1822 года также указывалось, что в состав Омской области входят так называемые внутренние округа: Омский, Петропавловский, Семипалатинский и Усть-Каменогорский. Административное же устройство остального населения не имело четкого определения. Таким образом, область делилась на две части: внутреннюю и внешнюю, имевшие значительные отличия в управленческой организации, обусловленные составом населения. Внутренние округа организовывались в зависимости от расположения казачьего населения, по полковому признаку. Начальник округа являлся одновременно и комендантом крепости, расположенной в окружном городе. Председателями земских судов стали командиры казачьих полков. Станицы управлялись командирами эскадронов. Для крестьянского населения предусматривалась организация особых волостей.

 Казахские аулы, вошедшие в состав Омской области и добровольно принявшие предложенную им новую систему управления, объединялись в волости, которые составляли так называемые внешние округа. При этом максимально учитывалась традиционная родоплеменная структура, хотя акцент постепенно смещался в сторону территориальных принципов административной организации. Окружное управление приказ (или, как его часто именовали в переписке, диван) имело смешанный состав: во главе округа – старший султан, обычно в чине майора российской службы, и заседатели – двое от русских и двое от казахов. За десять лет службы старший султан получал дворянское звание, а если уходил в отставку досрочно, то сохранял за собой звание почетного султана.

Члены приказа от казахов были выборными, но утверждались областным начальством. В Омской области насчитывалось 7 внешних округов (Кокчетавский, Каркаралинский, Аягузский, Акмолинский, Баянаульский, Учбулакский, Аман-Карагайский). День торжественного открытия учреждений области и приведение чиновников к присяге на верность службе государю определяло «Положение об открытии Омской области» — 8 ноября 1823 года. Были утверждены герб Омской области и мундиры для чиновников Омского областного правления. Так воплощался в жизнь один из реформаторских проектов управления Сибирью Михаила Сперанского. Исправляющим должность областного начальника был назначен лейб-гвардии Драгунского полка полковник, начальник штаба Отдельного Сибирского корпуса, командующий Сибирским линейным казачьим войском Семен Богданович Броневский (1786–1858). Он прибыл в Омск в 1808 году в качестве адъютанта генерала Г. И. Глазенапа, а спустя 27 лет был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири. На закате жизни Семён Богданович написал интереснейшие воспоминания о своей жизни и службе, которые рисуют нам следующую картину образования и открытия Омской области: «…С непостижимою скоростию издано Сибирское учреждение и устав о сибирских киргизах. Сибирь разделена на два генерал-губернаторства: восточное и западное. Петр Михайлович Капцевич назначен гене-рал-губернатором западной части, а в восточную – Александр Степанович Лавинский. Во вновь открыть имевшую Омскую область, в состав которой входила и вся Киргизская степь Сред-ней орды киргиз-кайсаков, назначен я областным начальником с правами дивизионного начальника по военной и гражданского губернатора по гражданской частям. Именной Высочайший указ состоялся об этом июня 14 дня 1823 года. Того же года ноября 8-го дня, в день праздника Св. Архангела Михаила и тезоименитства Его Императорского Высочества Михаила Павловича торжественно открыты присутственные места, с парадом войск, угощением народа по обычаю древнему, водившемуся при открытии губерний. Обед, бал и иллюминация сопровождали это торжество. Напечатаны на российском и татарском языках объявления к киргизскому народу во многих экземплярах о том, что неустройство между киргизами и разорительные баранты, приводящие слабых к конечной гибели, по собственному желанию многих почетных киргиз, чтобы приобресть спокойствие и тишину, не-однократно просили покровительства России. Государь Император, вняв милостиво этому голосу, Высочайше повелел учредить новый порядок управления между киргизами и открыть округи, и земли Киргизской степи принимает под свое покровительство».

А 6 апреля 1838 года Николай I подписал указ о ликвидации Омской области. Известный сибирский историк и общественный деятель, протоиерей А. И. Сулоцкий писал: «…Более тридцати лет действует в степи Учреждение 1822 года, казалось бы, киргизы должны были привыкнуть к месту, которое назначено для управления ими и находится под ведением старшего султана, выбранного его родовичами, но Приказы доселе чудны и киргизам, и их султанам, которые боятся этих мест и не имеют к ним ни доверия, ни уважения…Владение Киргизской степью, если сосчитать все издержки военного и гражданского ведомств, недешево обходятся России. Потери, сопряженные с покровительством кочующим азиатцам, со стороны нашего правительства могут быть вознаграждены только водворением на землях киргиз промышленности и устройством удобных сообщений для нашей торговли с владениями Средней Азии и Китаем».

19 июля 1839 года вышел указ Сената – Омск официально стал главным городом генерал-губернаторства. Вместо Омского областного правления в нашем городе было учреждено Пограничное управление сибирскими киргизами, а в 1854 году на административной карте Российской империи появилась область сибирских киргизов, преобразованная в 1868 году в Акмолинскую область с административным центром в Омске. 18 мая 1882 года Западно-Сибирское генерал-губернаторство было упразднено, одновременно было организовано Степное генерал-губернаторство в составе Акмолинской и Семипалатинской областей, которое просуществовало вплоть до 1917 года.

Баран как денежный эквивалент

Главными пунктами торговли между русскими и казахами были Омск, Семипалатинск, Петропавловск. По данным историка Левшина, еще в 20-е годы XIX века только у сибирских казахов русские купцы ежегодно скупали до 3 миллионов баранов, 150 тысяч лошадей, 100 тысяч быков на сумму около 8 миллионов рублей серебром, а также тысячу тонн кожи и овчины. Казахи покупали сукно, холст, железо, чай, сахар, табак, деревянную посуду. Торговля носила меновой характер. Всеобщим эквивалентом служил трехгодовалый баран. По поводу этой торговли председатель Омского земского суда писал: «Киргизы сии ввозят собственные свои произведения и изделия для мены в крестьянские селения Тюкалинского округа, а как полагать должно... на значительную сумму».

Известный советский поэт Леонид Мартынов в своих воспоминаниях пишет, что, по рассказам стариков, в пяти километрах от города Омска, на левом берегу Иртыша в Омской станице располагался аул Каржас, «якобы ровесник городу или, во всяком случае, возникший в те годы, когда в Омске были только крепость и тюрьма. Сибирский учёный Г. Н. Потанин отметил следующий интересный факт: «…здешние казаки окружены киргизами и находятся под их исключительным влиянием. Почти всё население говорит киргизским языком, нередко предпочитая его, лёгкости ради, родному языку. Для многих это – колыбельный язык, потому что нянька-ми, стряпками бывают киргизки...».

Казахское население Омска, по данным переписи 1897 года, занималось в основном животноводством, земледелием, поденной работой, извозным промыслом, торговали скотом.

В 1789 году открылась в Омске Азиатская школа по подготовке переводчиков и толмачей. Школа располагалась на втором этаже здания гауптвахты (ныне здесь находится областной военкомат). В школе учились вместе с русскими дети казахов и татар. Они изучали математику, русский, турецкий, арабский и маньчжурский языки. В 1830 году Азиатская школа была преобразована в особый класс восточных языков училища Сибирского казачьего войска.

С 1901 года русская администрация создаёт передвижные аульные школы. К 1916 году в Сибири уже насчитывалось 149 аульных школ. Все меры правительства России способствовали созданию широкой прослойки казахской интеллигенции.

Первой государственной веротерпимой акцией в отношении мусульманского населения в крепостях империи был указ Екатерины Великой от 8 июля 1782 года об отпуске средств на строительство мечетей на Оренбургской и Сибирской линиях. После выхода «Устава о сибирских киргизах» Западно-Сибирское генерал-губернаторство начинает активно осваивать казахскую степь. Предвидя возможные противоправные действия со стороны султанов, генерал-губернатор П. М. Капцевич в мае 1823 года отдаёт приказ командиру инженерного округа инженер-полковнику С. А. Булыгину подготовить документы для строительства в Омске мечети, которое должно было продемонстрировать лояльность и заботу России о колонизируемом населении. Сибирский комитет Министерства внутренних дел одобрил просьбу Капцевича о строительстве в Омске мечети и дал заключение: «Комитет, приняв с уважением, что город Омск утверждён ныне главным местом области, которой принадлежат все сибирские киргизы, исповедующие магометан-скую веру, считает со своей стороны по -стройку мечети делом полезным и для казны не отяготительным в том случае, когда отпуск потребной суммы произведён не в один год вдруг, но рассрочен будет на два или даже на три года». Уточним, что местные мусульмане попросили Капцевича построить мечеть в Ильинском форштадте. Мусульмане Омска внесли пожертвования на строительство мечети, большую сумму внёс и сам генерал-губернатор.

Для открытия мечети в Омске 1829 году был приглашён ахун Мухаммед Шариф Абдрахманов, имевший большую популярность среди населения Степного края. Мечеть стала некой гарантией для казахов, что их дети, обучаясь в омских учебных заведениях, не поменяют веру. Закрытая в 30-х годах ХХ века мечеть на проспекте К. Маркса долгое время использовалась не по назначению и была снесена в конце 1960-х годов.

В Омском Прииртышье на протяжении трёх столетий жили люди многих национальностей со своей культурой, языком, религией. И на сегодняшний день ведущими и традиционными религиями монотеистического характера для нашего региона являются христианство, ислам и иудаизм. На протяжении всей своей истории наш город не был ареной для ожесточённых религиозных противостояний, скорее наоборот, это было то место, где соседствовали между собой и мирно уживались люди различных вероисповеданий. Не случайно только в нашем городе можно было увидеть так называемую «площадь трёх религий», которую украшали православный храм (Свято-Никольский казачий собор), римско-католический костёл (находился на месте современного ТЮЗа) и магометанская мечеть, которая стояла там, где в 1980-е годы находился магазин «Топаз».

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.