А мы уйдем на север
Относительно компактное расселение
казахов в Омской области, их многочисленность, особенности хозяйственного и
культурно-бытового уклада, возникшие в условиях активного взаимодействия с
оседлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы –
омских казахов. До недавнего времени большинство ученых считало, что первые казахские
группы появились в Сибири в XVIII веке, когда началось заселение казахами
основной территории Сибирского края. Но их исторические связи с южными районами
Западной Сибири имеют всё же более древнюю историю. Казахи вместе с узбеками на
Иртыше появились ещё в XIV веке. Так, ученые Казахстана предполагают, что
небольшая группа жалаиров (казахов Большой Орды) появилась в Сибири в XV–XVI веках.
Существует изложенная в легенде версия, что отцом-родоначальником сибирских
ханов Тайбуги был казахский хан Мамык, убитый Чингисханом.
Правда, в начале XVII века
экономические и политические связи России с казахскими ханствами были затруднены
вторжением в районы Северного и Западного Казахстана, а также в южные районы
Сибири западных монголов, которые заняли значительные территории по берегам
Оби, Иртыша, Оми, Ишима, Тобола. Немало проблем казахам доставляли и войны с
калмыками. Из документов конца XVII века можно понять, что в тот период казахи совершали
походы и далее на восток – в Тобольский и Тарский уезды. В то же время
поражения от джунгарских войск вынудили казахов искать союзников. Часть казахов
стала переселяться на север под защиту Русского государства.
В начале XVIII века они были
замечены по реке Ишим в Западно-Сибирском регионе. В первой половине XVIII века
казахи заселили южные районы Сибири, более активно селились они также в
бассейне Тобола. В 1716 году подданные ханов Каипа и Абулхаира обратились к
России с пожеланиями жить с русскими в мире. Помимо большинства казахов
Младшего жуза во главе с Абулхаиром вскоре к России присоединилась часть родов
Среднего жуза, возглавляемая ханом Семеке. Наиболее дальновидные казахские ханы
– Тауке, а позднее Абулхаир и Аблай – понимали, что для победы над джунгарами
надо собрать воедино все силы казахского народа. Народное предание гласит, что
для переговоров о совместной борьбе с джунгарами со-брались представители со
всех концов Казахстана. Эта встреча состоялась у горы Орда-Басы недалеко от
города Чимкента.
После падения Джунгарии часть казахов
ушла на север и развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском.
Движение казахов в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли были
столь быстры, что русские власти в 1765 году устроили десятиверстную пограничную
полосу, чтобы запретить продвижение кочевников. Но эта мера серьезно ограничить
миграции казахов в Сибирь не могла. Более массовый переход казахов в районы Тобольской
губернии начался со второго десятилетия XIX века, как это видно из документа
«Дело о поселении киргизов вдоль Сибирской линии». В 1816 году в Тобольской губернии
числилось 869 казахов, из них 235 человек проживали в Омском округе, 552 – в Ишимском
и 82 – в Курганском. В ревизии 1816 года были учтены только осевшие в этих округах
на постоянное жительство казахи и не учтены казахи, временно переходившие границы
сибирских губерний для устройства здесь своих кочевий. Общая численность этих
двух категорий казахов в 1823 году составила по Омскому округу 1622 человека.
Казахов, живших в Тобольской и Томской губерниях, а также на землях русских казачьих
отрядов, обозначали «внутренними киргизами». По реформе управления сибирских
губерний 1822 года казахи Среднего жуза оказались в Омской области.
От Омской области к
Степному краю
Император Александр I взял курс
на постепенное, но при этом неуклонное приобщение кочевых народов к нормам писаного
права. Этому во многом способствовала вошедшая в обиход между русским и
казахским населением меновая торговля. К 1821 году русское правительство пришло
к решению ввести в казахской степи новые формы управления, которые должны были
способствовать укреплению мира в южной приграничной полосе и спокойствия внутри
казахских племен, положить конец межродовой вражде и борьбе за ханский титул. Своеобразным
«инструментом» для этого и стала вновь образованная Омская пограничная область.
Помимо внешнеполитического фактора
ещё одной причиной образования нового административного района стала
реформаторская деятельность в Сибири Михаила Михайловича Сперанского (1772–1839).
Государственный деятель, законотворец, основатель российской юридической науки
и теоретического правоведения имел еще чин генерал-губернатора Сибири. Он был
назначен на этот пост в 1819 году. Он собрал огромный фактический материал, на
основании которого и было составлено и издано в июле 1822 г. «Учреждение для управления
сибирских губерний» и при нем девять уставов. В 1821 году Сперанский был
возвращен в Санкт-Петербург и назначен членом Государственного Совета и
Сибирского комитета, а также управляющим Комиссией по составлению законов.
Сперанский стал инициатором ре -форм
управления Сибирью, в результате которых произошло разделение на два
генерал-губернаторства: Западно-Сибирское (с административным центром в
Тобольске) и Восточно-Сибирское (с центром в Иркутске). В законе 1822 года также
указывалось, что в состав Омской области входят так называемые внутренние
округа: Омский, Петропавловский, Семипалатинский и Усть-Каменогорский. Административное
же устройство остального населения не имело четкого определения. Таким образом,
область делилась на две части: внутреннюю и внешнюю, имевшие значительные отличия
в управленческой организации, обусловленные составом населения. Внутренние
округа организовывались в зависимости от расположения казачьего населения, по
полковому признаку. Начальник округа являлся одновременно и комендантом
крепости, расположенной в окружном городе. Председателями земских судов стали
командиры казачьих полков. Станицы управлялись командирами эскадронов. Для крестьянского
населения предусматривалась организация особых волостей.
Казахские аулы, вошедшие в состав Омской области
и добровольно принявшие предложенную им новую систему управления, объединялись
в волости, которые составляли так называемые внешние округа. При этом максимально
учитывалась традиционная родоплеменная структура, хотя акцент постепенно
смещался в сторону территориальных принципов административной организации.
Окружное управление приказ (или, как его часто именовали в переписке, диван)
имело смешанный состав: во главе округа – старший султан, обычно в чине майора
российской службы, и заседатели – двое от русских и двое от казахов. За десять лет
службы старший султан получал дворянское звание, а если уходил в отставку
досрочно, то сохранял за собой звание почетного султана.
Члены приказа от казахов были выборными,
но утверждались областным начальством. В Омской области насчитывалось 7 внешних
округов (Кокчетавский, Каркаралинский, Аягузский, Акмолинский, Баянаульский,
Учбулакский, Аман-Карагайский). День торжественного открытия учреждений области
и приведение чиновников к присяге на верность службе государю определяло
«Положение об открытии Омской области» — 8 ноября 1823 года. Были утверждены
герб Омской области и мундиры для чиновников Омского областного правления. Так воплощался
в жизнь один из реформаторских проектов управления Сибирью Михаила Сперанского.
Исправляющим должность областного начальника был назначен лейб-гвардии
Драгунского полка полковник, начальник штаба Отдельного Сибирского корпуса, командующий
Сибирским линейным казачьим войском Семен Богданович Броневский (1786–1858). Он
прибыл в Омск в 1808 году в качестве адъютанта генерала Г. И. Глазенапа, а
спустя 27 лет был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири. На закате
жизни Семён Богданович написал интереснейшие воспоминания о своей жизни и службе,
которые рисуют нам следующую картину образования и открытия Омской области: «…С
непостижимою скоростию издано Сибирское учреждение и устав о сибирских
киргизах. Сибирь разделена на два генерал-губернаторства: восточное и западное.
Петр Михайлович Капцевич назначен гене-рал-губернатором западной части, а в
восточную – Александр Степанович Лавинский. Во вновь открыть имевшую Омскую
область, в состав которой входила и вся Киргизская степь Сред-ней орды киргиз-кайсаков,
назначен я областным начальником с правами дивизионного начальника по военной и
гражданского губернатора по гражданской частям. Именной Высочайший указ
состоялся об этом июня 14 дня 1823 года. Того же года ноября 8-го дня, в день
праздника Св. Архангела Михаила и тезоименитства Его Императорского Высочества
Михаила Павловича торжественно открыты присутственные места, с парадом войск, угощением
народа по обычаю древнему, водившемуся при открытии губерний. Обед, бал и иллюминация
сопровождали это торжество. Напечатаны на российском и татарском языках объявления
к киргизскому народу во многих экземплярах о том, что неустройство между киргизами
и разорительные баранты, приводящие слабых к конечной гибели, по собственному
желанию многих почетных киргиз, чтобы приобресть спокойствие и тишину, не-однократно
просили покровительства России. Государь Император, вняв милостиво этому
голосу, Высочайше повелел учредить новый порядок управления между киргизами и открыть
округи, и земли Киргизской степи принимает под свое покровительство».
А 6 апреля 1838 года Николай I
подписал указ о ликвидации Омской области. Известный сибирский историк и
общественный деятель, протоиерей А. И. Сулоцкий писал: «…Более тридцати лет
действует в степи Учреждение 1822 года, казалось бы, киргизы должны были
привыкнуть к месту, которое назначено для управления ими и находится под
ведением старшего султана, выбранного его родовичами, но Приказы доселе чудны и
киргизам, и их султанам, которые боятся этих мест и не имеют к ним ни доверия,
ни уважения…Владение Киргизской степью, если сосчитать все издержки военного и гражданского
ведомств, недешево обходятся России. Потери, сопряженные с покровительством кочующим
азиатцам, со стороны нашего правительства могут быть вознаграждены только
водворением на землях киргиз промышленности и устройством удобных сообщений для
нашей торговли с владениями Средней Азии и Китаем».
19 июля 1839 года вышел указ Сената
– Омск официально стал главным городом генерал-губернаторства. Вместо Омского
областного правления в нашем городе было учреждено Пограничное управление
сибирскими киргизами, а в 1854 году на административной карте Российской
империи появилась область сибирских киргизов, преобразованная в 1868 году в
Акмолинскую область с административным центром в Омске. 18 мая 1882 года Западно-Сибирское
генерал-губернаторство было упразднено, одновременно было организовано Степное генерал-губернаторство
в составе Акмолинской и Семипалатинской областей, которое просуществовало
вплоть до 1917 года.
Баран как денежный эквивалент
Главными пунктами торговли между русскими
и казахами были Омск, Семипалатинск, Петропавловск. По данным историка Левшина,
еще в 20-е годы XIX века только у сибирских казахов русские купцы ежегодно
скупали до 3 миллионов баранов, 150 тысяч лошадей, 100 тысяч быков на сумму
около 8 миллионов рублей серебром, а также тысячу тонн кожи и овчины. Казахи
покупали сукно, холст, железо, чай, сахар, табак, деревянную посуду. Торговля
носила меновой характер. Всеобщим эквивалентом служил трехгодовалый баран. По
поводу этой торговли председатель Омского земского суда писал: «Киргизы сии
ввозят собственные свои произведения и изделия для мены в крестьянские селения
Тюкалинского округа, а как полагать должно... на значительную сумму».
Известный советский поэт Леонид Мартынов
в своих воспоминаниях пишет, что, по рассказам стариков, в пяти километрах от
города Омска, на левом берегу Иртыша в Омской станице располагался аул Каржас,
«якобы ровесник городу или, во всяком случае, возникший в те годы, когда в
Омске были только крепость и тюрьма. Сибирский учёный Г. Н. Потанин отметил
следующий интересный факт: «…здешние казаки окружены киргизами и находятся под их
исключительным влиянием. Почти всё население говорит киргизским языком, нередко
предпочитая его, лёгкости ради, родному языку. Для многих это – колыбельный
язык, потому что нянька-ми, стряпками бывают киргизки...».
Казахское население Омска, по данным
переписи 1897 года, занималось в основном животноводством, земледелием,
поденной работой, извозным промыслом, торговали скотом.
В 1789 году открылась в Омске Азиатская
школа по подготовке переводчиков и толмачей. Школа располагалась на втором
этаже здания гауптвахты (ныне здесь находится областной военкомат). В школе учились
вместе с русскими дети казахов и татар. Они изучали математику, русский,
турецкий, арабский и маньчжурский языки. В 1830 году Азиатская школа была
преобразована в особый класс восточных языков училища Сибирского казачьего
войска.
С 1901 года русская администрация
создаёт передвижные аульные школы. К 1916 году в Сибири уже насчитывалось 149
аульных школ. Все меры правительства России способствовали созданию широкой
прослойки казахской интеллигенции.
Первой государственной веротерпимой
акцией в отношении мусульманского населения в крепостях империи был указ
Екатерины Великой от 8 июля 1782 года об отпуске средств на строительство мечетей
на Оренбургской и Сибирской линиях. После выхода «Устава о сибирских киргизах» Западно-Сибирское
генерал-губернаторство начинает активно осваивать казахскую степь. Предвидя
возможные противоправные действия со стороны султанов, генерал-губернатор П. М.
Капцевич в мае 1823 года отдаёт приказ командиру инженерного округа инженер-полковнику
С. А. Булыгину подготовить документы для строительства в Омске мечети, которое
должно было продемонстрировать лояльность и заботу России о колонизируемом населении.
Сибирский комитет Министерства внутренних дел одобрил просьбу Капцевича о строительстве
в Омске мечети и дал заключение: «Комитет, приняв с уважением, что город Омск
утверждён ныне главным местом области, которой принадлежат все сибирские киргизы,
исповедующие магометан-скую веру, считает со своей стороны по -стройку мечети
делом полезным и для казны не отяготительным в том случае, когда отпуск
потребной суммы произведён не в один год вдруг, но рассрочен будет на два или
даже на три года». Уточним, что местные мусульмане попросили Капцевича
построить мечеть в Ильинском форштадте. Мусульмане Омска внесли пожертвования
на строительство мечети, большую сумму внёс и сам генерал-губернатор.
Для открытия мечети в Омске 1829 году
был приглашён ахун Мухаммед Шариф Абдрахманов, имевший большую популярность среди
населения Степного края. Мечеть стала некой гарантией для казахов, что их дети,
обучаясь в омских учебных заведениях, не поменяют веру. Закрытая в 30-х годах ХХ
века мечеть на проспекте К. Маркса долгое время использовалась не по назначению
и была снесена в конце 1960-х годов.
В Омском Прииртышье на протяжении
трёх столетий жили люди многих национальностей со своей культурой, языком,
религией. И на сегодняшний день ведущими и традиционными религиями монотеистического
характера для нашего региона являются христианство, ислам и иудаизм. На протяжении
всей своей истории наш город не был ареной для ожесточённых религиозных противостояний,
скорее наоборот, это было то место, где соседствовали между собой и мирно уживались
люди различных вероисповеданий. Не случайно только в нашем городе можно было
увидеть так называемую «площадь трёх религий», которую украшали православный
храм (Свято-Никольский казачий собор), римско-католический костёл (находился на
месте современного ТЮЗа) и магометанская мечеть, которая стояла там, где в
1980-е годы находился магазин «Топаз».