Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Кина не будет?

Кина не будет?
14.11.2012
Фото:

С таким предложением выступил новый министр культуры России Владимир Мединский. Родилось оно не на пустом месте. На правительственном совете по развитию отечественной кинематографии, заседание которого прошло под председательством главы кабинета министров Дмитрия Медведева, прозвучали серьезные претензии в адрес отечественной киноиндустрии. Премьер-министр озабочен, как он выразился, «деградацией российского кино». А ведь на его поддержку выделяются немалые средства. Объем вливаний в киноиндустрию в 2011 году составил 6,6 миллиарда рублей. Во многом за счет господдержки наш кинопрокат вышел на 4-е место в Европе и на 9-е место в мире по доле кассовых сборов, что, в общем, показывает потенциал кинорынка. Так что известная по одному, как бы теперь сказали, из самых кассовых советских фильмов фраза: «Не учите меня жить, а лучше помогите материально», – здесь вряд ли уместна. Но кинотеатры неохотно пускают в прокат фильмы под маркой «мэйд ин Раша».

Российское кино вытесняется из кинотеатров под напором голливудской продукции. Хотя одно время у нас был неплохой период с 2002-го по 2007 годы, когда шел устойчивый рост доли кассовых сборов отечественных фильмов в российском кинопрокате. Он вырос с 6 процентов в 2002 году до 28 процентов в 2007-м. В 2008 году по разным причинам, включая, конечно, и кризис, эти показатели существенно снизились. Падение остановилось в 2011 году на уровне 16 процентов.

Похоже, Владимиру Мединскому стало за державу обидно. Настало время покончить с засильем голливудских звезд на экранах и продвигать отечественное кино. Вопрос – как? Но министр нашел выход из казалось бы тупиковой ситуации. Он предложил отменить налоговые льготы для кинотеатров, показывающих мало российских фильмов. Кроме того, предлагается обязать кинотеатры включать в свой репертуар определенное количество национальных фильмов.

Действительно, согласно Налоговому кодексу, услуги, оказываемые организациями в сфере культуры и искусства, к которым помимо театров, музеев относятся еще клубы и кинотеатры, освобождаются от уплаты НДС. В свое время государство, вводя налоговые преференции, преследовало единственную цель – продвигать на российский рынок национальный кинопродукт. А в итоге получилось все наоборот. Процент российских фильмов, вышедших на экраны в прошлом году, не превысил и 18. А регулярно кинотеатры посещает лишь каждый двадцатый житель России. По прогнозам исследовательской компании «Гравити Партнершип» (Gravity Partnership), в 2012 году общие кассовые сборы российских фильмов в прокате должны достичь 18,2 процента. Министерство культуры предлагает взять эту цифру за точку отсчета: если показатели российских фильмов опустятся ниже этого уровня, тогда отмены налоговых послаблений кинопрокатчикам не избежать. Не исключено, что в скором времени владельцам кинотеатров с налоговыми преференциями придется расставаться, и без стонов. Но как же сами прокатчики оценивают инициативу министра? Может, уже думают о повышении цен на билеты? Да и на самом деле, неужели кинотеатры не пускают в прокат фильмы российских режиссеров?– Разговоры о введении подобных ограничений для кинотеатров идут давно,– говорит руководитель проката кинотеатра «Атриум-кино» Дмитрий Отрахов, – и имеют как сторонников, так и противников. Наш зритель неохотно идет в кинотеатры именно на российские фильмы, у него они не вызывают доверия. Если лимит будет всё-таки введен, дальнейшая ситуация может развиваться двумя путями: либо на экраны хлынет поток отечественного кино, качество которого будет желать лучшего, либо действительно появится хорошее «умное» кино. Цены на билеты вряд ли увеличатся, а вот отток посетителей возможен. Блокбастеры с экранов кинопрокатчики не уберут, даже если и введут мораторий, допустим, на 30 процентов эфирного времени. Но это ударит по небольшим кинотеатрам, имеющим всего один-три зала.

Как пояснили нашему журналу в киноцентре «Вавилон», основная причина подобных инициатив нового министра – желание получить отдачу. Государство хочет, чтобы деньги, вложенные в отечественную киноиндустрию, не уходили впустую, а приносили дивиденды. Как материальные, так и моральные. Рынок, по крайней мере омской кино  индустрии, имеет определенную тенденцию: вышедший в прокат американский фильм, неважно, о чем он и какого качества, приносит дохода больше, нежели качественный российский продукт. А кинотеатры, как известно, закупают фильмы, которые должны «делать кассу». Как говорится, крепитесь! Россия вас не забудет! Запад нам поможет!

Возможно, проблема вовсе не в кинотеатрах, пропагандирующих исключительно многобюджетные и высокодоходные голливудские тренды, а в зрителе? Проведем простой эксперимент. Вспомните, какой в ближайшие полгода российский фильм вы посмотрели в кинотеатре и который еще при этом запомнился? Придется долго копаться в памяти, пока хоть что-то придет на ум. А потом вспомнится «Высоцкий», «Остров» Лунгина (кстати, по словам кинопрокатчиков, один из самых кассовых российских фильмов, срок проката которого в некоторых кинотеатрах пришлось даже увеличивать), «Елена» Андрея Звягинцева. Но фильмы эти далеко «не первой свежести». Получается, пока достойных новинок (именно коммерческих) отечественные режиссеры не предлагают?

– Кинотеатры, так же как и телевидение, – это передатчик. Именно кинотеатр доставляет товар, произведенный кинематографистами. Надо признать очевидную вещь: кризис в кино налицо,– считает киновед, педагог по истории кино, теории и истории аудиовизуальных искусств, доцент кафедры кино-, фото-, видео-творчества Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского Виктор Ставицкий. – Государство дает деньги на развитие киноиндустрии, однако ситуация в корне не меняется. Разработан комплекс мер поддержки отечественной мультипликации.

А что в итоге? На экранах телевизионных, кинотеатров так и продолжают идти западные полнометражные мультипликационные фильмы. Ничего нового зрителю не предложено, потому что в свое время этот самый трудный вид кинематографа был загублен. В нашем городе потеряна позиция киноплощадок. Кинотеатры, существующие в нашем городе, ориентированы в основной массе на коммерческое кино. В прокат больше не выходит российское музыкальное кино, нет приключенческого (не экшна), фантастики, комедий (Леонид Гайдай на небесах, Рязанов больше не снимает кино, Данелия тоже ушел от этого жанра). Россия распрощалась с документальным кино.

По словам Виктора Ставицкого, кинокризис затронул не только Россию. И прошедший в Каннах кинофестиваль это доказал. Как отмечали кинокритики (как российские, так и западные), в программе отсутствовали дебюты, новых имен конкурс не открыл. А главное, обнажил одну весьма неприятную тенденцию. Режиссеры, похоже, и сами затрудняются сказать: а о чем нужно снимать кино и кто все-таки сегодня герой нашего времени.

Виктория Стрельникова

Архив « 2020 » « Январь » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.