Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Завоевывать рынок помогает наука

Завоевывать рынок помогает наука
06.12.2012
Фото:

– Любое современное предприятие всегда находится в процессе борьбы за свою долю на рынке, будь он мировой или внутренний. В нашей отрасли эта борьба идет достаточно жестко. Рынок не прощает малейшего отставания – нишу тут же занимают другие, и вернуться на бывшие позиции крайне трудно, а иногда невозможно. Поэтому необходимо следить за всеми изменениями конъюнктуры, постоянно подстраиваться под запросы потребителей, а у нас это крупнейшие шинные компании мира – Michelin, Continental, Bridgestone, Goodyear, Pirelli, Nokian Tyres, предлагать что-то новое. Сейчас мы выпускаем более 30 марок техуглерода, который идет на производство шин и резинотехнических изделий самого различного назначения.

– С кем приходится конкурировать?

– С крупнейшими мировыми производителями – американскими Columbian Chemicals, Cabot Corporation, германской Orion Engineered Carbons и другими. Если на внутреннем российском рынке наша компания – безусловный лидер – мы производим 40% всего отечественного техуглерода, то в мировом масштабе мы девятые с долей 2,2%. Но, на мой взгляд, это весьма достойное место, так как наши конкуренты давно уже поделили рынок, и потеснить их очень непросто.

– За счет чего это все же удается сделать?

– Прежде всего, за счет научных разработок и постоянного совершенствования качества продукции. У нашей географической удаленности от развитых стран есть и положительная сторона. Мы вынуждены производить наукоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью, с нею логистика уже не имеет подавляющего другие приоритеты значения. Скажем, платину в силу ее цены выгодно перевозить и самолетами.

Надо сказать, что касается научных разработок, Омску повезло – в нем расположен Институт проблем переработки углеводородов СО РАН, чьи исследования и научные разработки имеют мировой уровень. Мы тесно взаимодействуем с ним, директор института Владимир Лихолобов входит в состав совета директоров нашей компании. Совместно с учеными создали и свой научно-исследовательский центр, без таких центров сегодня не обходится ни один крупный производитель техуглерода. Это эксклюзивное, глубоко специализированное, очень наукоемкое производство, на котором всегда востребованы новые мысли и идеи.

Поэтому мы работаем в синдикате НИИ–НТЦ–завод, внедряем технологии, для которых нужны очень затратные НИОКР, доводим их от получения опытно-промышленных образцов до серийного производства и продвигаем свою продукцию в технологические циклы развитых потребителей, в основном зарубежных. Мы изучаем потребности Запада и предлагаем им продукцию, которую они могут использовать как сырье для создания своего, совершенно нового по свойствам и качествам продукта. Мы создали именные марки техуглерода OMCARB. Это уникальная продукция, не имеющая аналогов в мире. Она применяется в военной технике, литий-ионных и литий полимерных батареях, в электротехнике.

Многое дает участие в международных конференциях, переговорных процессах. Вот я только что прилетел из Сан-Диего, где участвовал в конференции Carbon Black World 2012, месяцем раньше был во Франции на переговорах в штаб-квартире Michelin. Это приносит большую пользу, например, после участия два года назад в конференции в Риме мы на выгодных условиях договорились о поставках оборудования для модернизации нашего завода в Волгограде.

– Мы все говорим о внешнем рынке, а насколько для вас важен рынок внутренний?

– Хотя от 62 до 80 процентов продукции двух наших заводов – в Омске и Волгограде – отправляется за рубеж, российский рынок для нас, конечно же, необходим. Омск находится в центре Евразии, и работать только на Западную Европу или еще более далекую Америку нам просто невыгодно из-за транспортных издержек. Кроме того, конъюнктура на Западе весьма капризна, и внутренний рынок для нас является стабилизирующим фактором. Ну и наконец, как это российская компания не станет обеспечивать российских потребителей?

– И все же основные ваши усилия направлены на Запад. Каковы планы на будущее?

– Это направление и требует больших усилий, хотя бы из-за той же логистики, иначе «место под солнцем» не занять. Недавно мы концептуально перестроились. Раньше наша продукция шла через дилеров в Восточной Европе – в Польше, Венгрии, Словакии, которые обеспечивали поставки дальше на запад. Но дилеры были не в состоянии полноценно продвигать новую наукоемкую продукцию, на которую мы ориентируемся все больше. Мы поняли, что для такого продвижения необходимо постоянное присутствие наших представителей, и открыли логистический центр в Германии. Собираемся открыть еще один такой центр на Балканах. Намерены серьезнее обосноваться в США, где рынок гораздо более емкий, чем в Европе. Мы там присутствуем, но хотели бы это присутствие расширить. Хорошо бы занять в Штатах один процент рынка, а лучше два. Для этого надо создать перевалочную базу где-нибудь на Атлантическом побережье США и вести сопровождение продукции. Есть планы зайти в Мексику и Бразилию, открыть там торговые представительства. Возможно, еще в Японию. А вот китайский рынок для нас, к сожалению, закрыт – мы не можем бороться с дешевизной их техуглерода.

Если говорить об объемах, сегодня производственный потенциал омского завода – 265 тысяч тонн, волгоградского – 120 тысяч. Через два года мы планируем довести его до 265 и 200 тысяч тонн соответственно.

– В чем компания испытывает сегодня наибольшие трудности?

– В людях, специалистах. Человеческий фактор – главный в любой научно-технической и экономической сфере. Можно найти деньги, купить самое современное оборудование, но кто на нем будет работать? Для подготовки специалиста в нашей отрасли требуются годы. Это касается и менеджмента. Руководители советского периода не способны к глобалистическому восприятию, так как они работали в нерыночной экономике. Мы вынуждены менять технократических топ-менеджеров, они не способны учить молодежь, потому что подгоняют ее под свой типаж, а он уже неадекватен современным реалиям. Они привыкли любой ценой гнать план, а по такому принципу жить сегодня нельзя. На Западе выигрывает не тот, кто достиг результата любой ценой, а тот, кто достиг его с минимальными издержками. На этом там выросло уже несколько поколений, а у нас их еще только предстоит формировать. На это требуются годы, может быть, десятилетия.

Недостаточно подготовлены к современным условиям и выпускники вузов. У нас острый дефицит инженеров-исследователей, далеко не все специалисты могут вести профессиональный диалог на английском языке. Наши технологии требуют филигранно подготовленных специалистов. Причем по одним лишь учебникам ничему не научиться – нужна высокоинтеллектуальная и высокотехнологичная база.

В советские годы мы заболтали и прозевали научно-техническую революцию. Сейчас вбросили лозунг: «Развивать инновационную экономику». И что? Проводим тендеры на научные исследования среди кухонных фирмочек с последующими откатами. Так мы не получим ничего, кроме бездарного разбазаривания средств. Отсюда проблемы наукоемких производств. Сколково – правильный шаг, но эффекта от него надо ждать еще долго, нобелевские лауреаты мгновенно не появляются, их надо рождать и взращивать. Сколково – это инкубатор, где такие люди и могут появиться, но он должен развиваться как точка роста. Одними решениями партии и правительства научный анклав не создать, нужна определенная атмосфера.

– Кстати, об инновациях. Все кругом только о них и толкуют, подчас называя этим термином вещи, и близко к инновациям отношения не имеющие. Что вы понимаете под этим термином?

– Приведу такой пример, правда, он может показаться кому-то излишне фривольным. Новая любовница – это не инновация, у нее все «конструктивные особенности» те же, что и у предыдущих. А вот резиновая женщина – инновация, так как требует принципиально иного подхода. Говоря же серьезно, с моей точки зрения, подлинных инноваций в истории человечества не так уж много. К ним можно причислить использование огня, приручение животных, изобретение колеса и письменности. Двигатель внутреннего сгорания и первый автомобиль – инновация, а все их последующие модели лишь ее усовершенствования. Конвейер, придуманный Генри Фордом, – инновация, последующие автомобильные заводы, как бы они ни изощрялись – по большому счету нет.

Инновационная экономика подразумевает, что мы закладываем в основу продукции новейшие достижения науки и получаем совершенно новые виды конечного продукта. Это общемировой тренд. По сути, идет расщепление научных достижений в смежных сферах, где трудно разделить, скажем, физику и химию. Появилось новое направление – нанотехнологии. В процессе агрегирования вещества в наноизмерении у него возникают иные свойства, что в полной мере относится к техуглероду.

– Валерий Николаевич, в заключение не могу не спросить о том, где юридически находится Омсктехуглерод – в Омске, на Кипре, Сейшелах? Ходят разные слухи.

– Конечно, мы – омская компания, правда, после ребрендинга станем называться не Омсктехуглерод, а «Омск Карбон Групп». Центр продаж как был, так и остается в Омске. Одна из ведущих в мире аудиторских компаний разработала для нас «дорожную карту», и мы строго ее придерживаемся. Цель: стать абсолютно прозрачной компанией с потенциалом выхода на IPO. Но IPO для нас не главное, оно лишь позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Гораздо важнее иметь отчетность, в полной мере понятную нашим зарубежным партнерам, превратиться в компанию, встроенную в экономическое пространство наравне с крупными мировыми корпорациями. Сейчас мы находимся на определенном этапе реализации этой стратегии.

Игорь Спиридонов

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.