Редакция    • Реклама RSS
Искать

  Главный       

 
 

Механизм гарантированной доходности

Механизм гарантированной доходности
25.04.2013
Фото:
О министерстве торговли
   Может быть, то, что его в России нет, и хорошо. Торговля – это та сфера, где увлекаться администрированием не очень здорово. Но то, что власть мало взаимодействует с этой отраслью, нет с ней эффективного диалога по совершенствованию законодательства, конечно, плохо. Бывает, достаточно какую-то поправочку внести – и все встанет на свои места, а это тянется годами, и торговля буксует в простых процессах. Внимание государства к проблемам отрасли надо усилить, поднять роль ассоциаций, торговопромышленных палат. Это укрепит бизнес-сообщество, его социальную
ответственность, о которой мы так много говорим. Я не очень понимаю, когда мы эту ответственность требуем от владельца киоска. Социальная ответственность должна системно формироваться в отрасли, и тогда это будет эффективно.

О полномочиях муниципалитетов
   Глубоко убежден, что без серьезного обновления роли местного самоуправления и расширения его полномочий нормально развиваться нельзя. Мы здесь допустили много системных ошибок. Мало того что сам закон о местном самоуправлении не без изъянов, еще очень много полномочий у него забрали. Не решен вопрос дифференциации муниципалитетов – у нас есть миллионный город, а есть маленькое поселение в тысячу жителей, и таких большинство.
   В 90-х годах у Новосибирска не было никаких межбюджетных отношений с областью. Все городские функции были муниципальными – здравоохранение, образование, транспорт, коммуналка. Сейчас часть функций стала рыночной, а вся бюджетная сфера отошла к регионам. Это перекос.
   Торгово-сервисная деятельность требует точного администрирования, и муниципальные функции должны быть здесь усилены. Другое дело, надо понимать и выдерживать определенные принципы ограничения. Должна быть схожая налоговая политика. Может быть, неправильно все права по налогам отдать муниципалитетам, но какие-то нормы должны быть исключительной прерогативой муниципалитетов. А мы их уже не на уровень региона – на федеральный пытаемся переместить.
   Я вот по пути в Омск вышел на перрон в Барабинске. Подходят женщины, рыбку предлагают. Объясняю, что я не покупатель, идите к другим вагонам. И они начинают жаловаться, что их ото
всех вагонов гоняют. Милиция подошла, я спрашиваю, почему она их гоняет. Не положено, говорят. Но это же Барабинск, был бы Новосибирск – понял бы, как-то неприлично по огромному  вокзалу с мешками рыбы ходить. Но здесь-то – они же не пиво перепродают, они эту рыбку ловили, коптили, у них доходам-то откуда еще взяться. Понимаю, что неправ, закон есть закон, но, наверное, в каких-то случаях он должен быть более гибким, адекватнее реагировать на местную ситуацию. Очевидно, что муниципальные функции здесь занижены.
   И мы имеем от этого немало системных проблем. Возьмем управляемость дикими рынками. Раньше мне, мэру Новосибирска, было совершенно очевидно, что это моя проблема, что никто другой решать ее не будет. Я понимал, что на этих рынках работают тысячи людей, у которых другого дохода нет, и я должен был взвесить ситуацию и найти какое-то решение. Сейчас это задача и муниципалитета, и субъекта, общие решения рождаются, а дело двигается не очень. Субъект Федерации должен другим делом заниматься – налоговым, программами господдержки. А где торговые точки размещать, пусть муниципальные власти решают. У нас, случается, откроют точку в жилмассиве, неподалеку школа, а там алкоголем торгуют,люди караул кричат, а навести порядок некому. Говорю мэру: закрой. А он: не могу, расстояние позволяет. Приходится неправовыми методами действовать: звоню большому человеку в УВД и прошу объяснить владельцу точки, чтобы тот ее закрыл, а то у него неприятности будут. Но это же ненормально, это надо на раз-два решить.
   Помню, как мы диктовали свои порядки клубам. Собрал как-то их руководителей и говорю: милиция вас рейдами донимать не будет, но если услышу,что у кого в клубе с наркотиками нелады, тот будет работать «утренником»: днем – открыт, вечером – на замке. И это было право муниципалитетов – определять часы работы. А сейчас они не могут в порядок привести даже центральные магистрали, где ресторан на ресторане, магазин на магазине. Тут и корпоративная этика должна быть, и выработанные ассоциациями правила. Система должна сама отторгать плохую практику, должна быть заинтересована в своей репутации.

О повышенной налоговой нагрузке
   Это отсутствие взаимодействия государства с предпринимательским сообществом. Скажем, стоимость патентов, по-моему, не столь уж и большая. Но в малом бизнесе много таких сегментов, где торгуют, но ничего не наторговывают. У людей образ жизни такой сложился, где процесс важнее результата. Эксперты удивляются: что это за бизнес, который не может 35 тысяч налогов заплатить. Не в месяц – в год. Но таких людей достаточно много, в художественных промыслах, например. Для них надо поискать варианты,этим могли бы, на мой взгляд, заняться ассоциации. Для отрасли ведь плохо, и когда какие-то ее сегменты уходят от налогообложения. Глядя на них, и другие будут стараться уйти в тень. Нужна разумная система регулирования налогов. Но их должно предлагать не
государство, а ассоциации. Очевидно, что Пенсионный фонд с его объемами мыслить категориями малого бизнеса никогда не будет.

Об эффективности  господдержки
   Серьезных анализов эффективности господдержки предпринимательства, в общем-то, нет. Потому что масштаб ее очень невелик. Мы подходы к этой работе формировали, скорее, политически, чтобы показать, что государство поддерживает предпринимательство. А как сделать, чтобы поддержка была доступна большинству? В последние годы своего губернаторства я пытался внедрить автоматическое кредитование малого бизнеса. Банк без всяких согласований с чиновниками получал гарантию правительства при беззалоговом кредитовании малого бизнеса. Банки сами решали,
дать деньги или нет. Они отбирались по конкурсу, мы подписывали соглашения, и я размещал в этих банках беспроцентные бюджетные депозиты, с которых банк мог безакцептно снимать деньги в случае невыполнения заемщиком обязательств. За это банки выдавали кредиты под низкие проценты – 12%. За год таких кредитов выдавалось где-то на 1,5-2 миллиарда рублей. Единственным ограничением из-за массовых обращений был размер кредита – один заемщик могполучить не более 2 миллионов и на короткий срок.
   Сейчас эта система не очень-то работает. Чиновникам она не нравилась - как только я за дверь, ввели акцепт да еще за депозиты проценты запросили. Банки в ответ свой процент повысили –
дают кредиты без залога, но под 18%. А на таких условиях бизнес развивать нельзя. Нужны гарантийные фонды.  Мне нравилась программа рискового венчурного финансирования, когда фонд гарантировал 70% кредита, в инновационном бизнесе – 90%, а в особых случаях, по решению экспертного совета, – все 100%. Сейчас технопарки можно эффективно использовать.

Об инвестициях
   Государство должно научиться стимулировать пионерные проекты. Я использовал простой способ: создавал муниципальное предприятие, потом, когда становились понятны риски, обо-
роты, приватизировал его. В одном из районов дал МУПу на организацию молочного производства 30 миллионов, сейчас это крупное частное предприятие, все деньги в бюджет вернулись, на-
логи исправно платятся. Есть еще право региона субсидии предоставлять, от налогов на время освобождать.
    Вообще, государство должно гарантировать бизнесу доходность, а не стремиться везде быть инвестором. Во многих секторах инвестиции есть, их просто не хотят вкладывать. С рисками не хотят связываться, лучше на депозит в банк деньги положат и не будут ломать голову, получат прибыль или нет. И вот тут можно включить такой механизм, как гарантированная доходность, подобная практика, кстати, была в царской России. Вот простая вещь – арендное жилье. Как бы изменилась ситуация с жильем, если бы его начали строить под аренду. У бюджета нет денег, а зачем они, если их можно получить от инвестора, надо только выделить ему участок и гарантировать долгосрочный доход выше процентов по депозиту. Из трех источников – проживающего, работодателя, бюджета.
Или спортивные сооружения. Недавно теннисный турнир открывал. Частные корты. За аренду 10 часов в сутки, кроме выходных, собирают в год 10 миллионов. Объект стоит 120 миллионов. Или я строю за счет бюджета, потом содержу, оплачиваю весь штат от директора до уборщицы, там никаких денег не хватит, или плачу частнику 10 миллионов. Он еще дополнительно за счет выходных заработает. 
   Частный сектор все развить не может, и государство тоже не может. Надо найти разумное решение. Пусть государство снимает с инвестора часть риска и тем самым инициирует инвестиции. А мы ждем, когда к нам мир с инвестициями придет. Всем нужны деньги, но никому не нужны инвестиции. А это разные вещи. 

О конкуренции
   Многие нормы антимонопольного закона требуют очень серьезного обновления. Мы все время наталкиваемся на монополизацию, на ограничение конкуренции самыми разными способами. В Новосибирске сотни заправок и десятки их владельцев. Недавно в минуты какие-то все они без исключения подняли цену бензина на 50 копеек. А доминирующего положения ни у кого нет, анти-
монопольный закон не нарушен. Разве это правильно? Здесь нужно не только обозначить проблему, но и найти, как ее разрешить. Не сильно изменил ситуацию в торговле закон о регулировании
торговой деятельности. Остались проблемы конкуренции между крупными сетями и мелкой торговлей.

Об экспансии торговых сетейрр
    Регион не может не пускать к себе сети. Здесь нет никакого протекционизма, просто так нельзя. Мне ведь и сети жалуются, в том числе и на Омск, что на местах им препоны чинят. Тут надо понимать, что на местах нет игроков, которые могут враз отдать 1-2 миллиарда на строительство гипермаркета, а сети с их огромными оборотами легко это делают. Я, когда губернатором был, всем
заходящим в Новосибирск сетям включал еще и строительство инфраструктуры. Миллионов так на 500, не меньше. И они соглашались. Что же здесь плохого для города?
   Но я убежден, что у малого бизнеса есть свои преимущества: качество товара, особая форма обслуживания, постоянные клиенты, еще что-то. Задача государства – поддержать это. Сети все равно будут идти, и доля их будет увеличиваться. Но надо обязательно сохранить и небольшие магазины. Малые предприятия, например, эффективнее хлеб выпекают. Сети не будут заниматься социальными заказами обслуживания на дому, а малый бизнес возьмется. Если бюджет ему за это доплатит. Сеть не будет забирать товар, потребует соблюдения графика. Малый бизнес может сыграть на этом, найти своих поставщиков.

О дикоросах
   Думаю, что федеральную программу по поддержке заготовки и переработки дикоросов создать можно, но надо ли? Во-первых, это не очень большие деньги, которые посильны и региональному бюджету. А во-вторых, в отношении таких программ должна быть простая логика: федеральное правительство обозначает какие-то приоритеты, дает отраслевым ведомствам право раздробить их на несколько сегментов и определяет каждому региону коэффициент софинансирования по его программам в заявленных направлениях. Это федеральный бюджет не разорит. Это относится и к дикоросам, работать с которыми важно в плане занятости населения. Но надо найти верный критерий качества таких программ. К сожалению, большинство руководителей регионов, и я в том числе, имели здесь негативный опыт. Вроде создадим, простимулируем, а толку нет. По разным причинам. По тем же дикоросам очень сложные технологии заготовки, переработки и выхода на рынок. Более-менее удачно получилось только в Томске. Там предприниматели сумели выйти даже на экспортные поставки. А вообще, довести такую продукцию до прилавка трудно – объемы небольшие, нужна качественная упаковка и т.д. Надо попробовать разработать типовую программу развития заготовки и переработки дикоросов.
Игорь Спиридонов

Архив « 2017 » « Август » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
© Омское региональное информационное агентство (РИА) «NB Особое внимание». 2010. Информация
Адрес: 644074, г.Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2, тел.: +7 (381-2) 40-80-17
При использовании информационных материалов ссылка на «NB Особое внимание» обязательна.