Наверное, сейчас Сергей Викторович меня поправит: меч, используемый для тренировок в кендо, называется синай. К мечу в кендо особое отношение, ведь именно в нем заложены главнейшие идеи этого искусства, которое свои истоки берет от традиционных самурайских техник владения мечом. Да и переводится кендо не иначе как «путь меча». В общем, уже на протяжении десяти лет предприниматель, а теперь еще и кендоист Сергей Иванов следует по этому пути.
Интересуюсь: как же появилось такое весьма экзотическое увлечение?
– Занятия кендо – своего рода креатив, что-то новое, необычное. Японцы ведь вообще нация креативная. Вспомните, сколько всего открыл мир благодаря жителям Страны восходящего
солнца – суши, дзюдо, сумо, айкидо. В России кендо, правда, только-только на ноги встает. Мы еще только «в школу пойдем», а ведь в мире оно очень популярно. Японцы очень закрыты. И чтобы они кого-то в свои секреты посвятили… Но если человек занимается кендо, он практически сразу становится своим.
Кендоистов, кого японцы смогли бы назвать своими, в Омске не так много. Спорт для далекой Сибири несколько специфичен. «И клуб кендо всего один, – сожалеет Сергей Иванов, – а так можно было бы соревнования друг с другом проводить». Клуб «Кендо - Омск» появился в нашем городе в 2000 году, хотя сама идея «следовать по пути меча» и первые занятия этим фехтовальным искусством начались гораздо раньше.
– У людей прочно укрепился стереотип: кендо – дорогой вид спорта, – к разговору подключается один из родоначальников кендо в Омске Андрей Племенюк.
Честно признаться, и я так считала. Потратиться придется и на кимоно, и на доспехи, и на мечи. Да и в любом магазине спорттоваров их не купишь.
– Напрасно вы так думаете, – продолжает Андрей Племенюк. – Родители сегодня массово отдают своих ребятишек в хоккей, но экипировка хоккеиста обойдется вам гораздо дороже.
Защитное снаряжение у кендоистов весьма внушительное, по крайней мере, так покажется человеку непосвященному. Головной убор мэн, или маска, защита для рук и предплечья –котэ, защита для туловища – до, защи-та для паха и бедер – тарэ. Зато фехтуют босиком – у босой ноги лучшее сцепление с полом. Конечно же, никуда без основного атрибута – синая. Кендоисты используют синаи из карбона или бамбука. Последние при подготовке самураев появились в конце XVIII века. Между прочим, в Японии на протяжении нескольких столетий меч как главное оружие не применялся. Сфера его применения ограничивалась лишь самообороной (если отсутствовало другое оружие) и, естественно, ритуальным убийством.
– И сколько же мечей вами было сломано? – обращаюсь к Сергею Иванову.
– Карбоновых – это третий за всю мою практику. Однако чем ниже уровень кендоиста, тем чаще он ломает мечи. Но все же главное в кендо – не просто научиться фехтованию. Именно в
кендо ярче всего выражен дух бусидо, или пути воина. Человек, вооруженный мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить ее. Мы за тренировку по нескольку десятков
раз «умираем». Неправильно оценил противника или выполнил неправильное действие – все, «распрощайся с жизнью». Кендо учит принимать решения. Принимать взвешенно, трезво, грамотно.
Для ведения бизнеса подобное качество крайне необходимо.
– Ваше увлечение, похоже, вашим делам ничуть не мешает…
– Даже помогает. Никогда не понимал тех, кто постоянно говорит: нет времени даже посетить спортзал. Но тогда какой же ты бизнесмен, если грамотно распланировать свое время не в
состоянии?
Кендо, впрочем, как и многие традиционные японские занятия, весьма ритуализирован. Процесс облачения воина в доспехи превращается в целую церемонию, причем выполняется она в позе сэйдза – сугубо японский способ сидения на полу на коленях. Перед началом (так же как и после тренировки) – медитация. Спортсмены должны отключиться от всего мирского, настроиться идти путем воина, а после наоборот, чтобы вернуться на бренную землю. Далее следуют обоюдные поклоны: один эмблеме клуба, один сэнсэю и взаимные поклоны. Все, после этого можно
приступать к упражнениям.
Вы никогда не увидите молчаливый бой двух кендоистов, оттого и в зале, где проходят тренировки, так громко: спортсмены выплескивают эмоции. Крик – удар, крик – удар. Кричат исключительно
на японском. Неподготовленному уху весьма не комфортно. Крик для настоящего самурая является показателем боевого духа. Поэтому им должны сопровождаться все удары. Сергей Иванов признается: вначале многие стесняются, но вскоре все же понимают: через крик кендоист проявляет свою энергию. А еще для кендоиста важна осанка. Чуть согнулся, сгорбился – и все, получишь удар по незащищенной части головы. Хотя, если несколько раз прилетит синаем по макушке, автоматически научишься держать спину ровно.
Из десяти семь лет Сергей Иванов на инструкторской работе в клубе «Кендо-Омск». Кстати, со временем увлечение отца перенял и сын Никита, ставший уже титулованным кендоистом. За его плечами победы на международных соревнованиях.
– К искусству кендо можно приобщиться в любом возрасте – не важно, десять тебе или пятьдесят. Оно и тело, и дух тренирует. А как звучит – «искусство кендо», – рассуждает Сергей Иванов. – Разве принято говорить «искусство футбола» или «искусство бадминтона»? Футболом занимаются, в него играют. «Путь меча» поощряет не победу, не результат, а старание. Человек, вышедший на площадку, уже достоин уважения. Недаром основной девиз кендо: «Сегодня победить вчерашнего себя». Следовать этому правилу трудно, но вполне реально.